Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:42, доклад
1. Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.
1. История становления учений об обществе. Возникновение социологии.
2. Классический период в развитии социологии.
3. Развитие социологии в современных условиях.
Большое влияние на развитие науки оказала разработка Мертоном принципа социологических «теорий среднего уровня», находящихся между чисто эмпирическими исследованиями и общей социологической теорией. Концепция «теорий среднего уровня» разработана Мертоном на основе понятия «функциональность». В качестве функций рассматриваются те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции социальной системы или приспособлению ее к среде. К числу теорий среднего уровня Мертон относит такие известные социологические концепции, как теории «референтных групп», «социальных ролей», «социальных статусов» и т. д. Основные функции, определяющие системность общества с точки зрения структурного функционализма, выделил Парсонс.
Внешне противостоят структурному функционализму конфликтологические теории, делающие акцент не на стабильности, «гармоничном функционировании» социальной системы, а на проблеме конфронтации, борьбы различных социальных групп за различные цели (власть, изменение статуса, перераспределение доходов и т. п.). Однако при анализе социально-философских истоков, метасоциологических оснований теорий конфликтов обнаруживается их глубокое родство со школой структурного функционализма, практическая включенность в нее в качестве одной из ее влиятельных в современной социологии разновидностей. Если «ортодоксальные» функционалисты главный вектор взаимодействия элементов социальной структуры видят в их сближении, то конфликтологи- в отталкивании, которое главным результатом имеет изменение, разрушение или, что бывает чаще, укрепление социальных связей, поддержание социального равновесия. Наибольшую известность получили концепции «позитивно-функционального конфликта» Л. Козера (США), «конфликтной модели общества» Р. Дарендорфа (род. в 1929 г. — Германия) и «общей теории конфликта» К. Боулдинга (США).
Реальная оппозиция двух методологических установок в науке XX в. — позитивистской и экзистенциалистской — глубоко отражена в современной социологии. Здесь развивающейся на основе неопозитивизма школе структурного функционализма противостоит направление символического интеракционизма. Возникшее еще в 20-е годы, это направление постепенно преодолевает свою элитарную замкнутость, сосредоточивает анализ на выявлении смысла взаимодействий (интеракций) социальных субъектов, на расшифровке внутреннего содержания социальных действий, того, что они символизируют. При этом большое внимание уделяется главному символическому средству взаимодействия - языку. В основу символического интеракционизма легла теория выдающегося американского социолога и социального мыслителя Дж. Мида (1863—1913 гг.), исходившего в своих теоретических построениях из того, что общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей. В США возникли два направления разработки символического интеракционизма — чикагское (Г. Блумер, А. Стросс, Т. Шибутани) и айовское (М. Кун, Т. Партленд). В рамках первого — особое внимание уделяется анализу самого процесса интеракций, во втором — акцент делается на изучение стабильных, «ставших» символических структур. Социальный процесс социологами-интеракционистами рассматривается как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками, социальными субъектами.
Наряду с символическим интеракционизмом среди школ гуманистического направления (представители которого вдохновлялись борьбой против исключения из науки проблемы человека как субъекта, практически оценивающего и придающего смысл отношению человека к действительности) на развитие современной социологии оказали влияние феноменологическая школа (А. Фиркандт, А. Шюц), «аналитическая» школа (Ф. Знанецкий), этнометодологическая (Г. Гарфинкель) и др.
Для развития социологии в 90-е годы характерно стремление преодолеть противостояние структурного функционализма (и всякого другого социологического объективизма) и символического интеракционизма (вместе с другими разновидностями социологического субъективизма). Социология конца века, как и философия, литература, культура в целом, демонстрирует усталость от оппозиции позитивного и экзистенциального, быта и бытия. Выход из этой ситуации представители постмодернистской концепции развития видят в отказе от выбора, в признании равного права на существование всех имеющихся социологических парадигм. Однако нельзя не считаться с необходимостью научного синтеза основных социологических теорий XX в., избегающего их банализации, но преодолевающего их мозаичность. Как тенденция, ведущая к подобному синтезу, нередко рассматривается глобализация. Однако в отечественной литературе глобализация социологии небезосновательно рассматривается как ложный ответ на сформировавшийся вызов. Моноцентризм в науке, ставка на единственно правильную, универсальную социологическую парадигму доказали в XX в. свою бесперспективность, опасность для развития социокультурного процесса.
Конструктивным ответом на ситуацию исчерпанности (в основном) противостояния современных социологических теорий является процесс формирования полноценных национальных социологических школ в качестве основы социального самосознания и теоретической предпосылки выстраивания полноценного социокультурного пространства как диалогового, обеспечивающего детальную разработку групповых ценностей как потенциально общечеловеческих, позволяющего сохранить баланс концентрации усилий и полицентризма в социологии, социальной жизни, развитии культуры.
В советский период официально развивалась лишь марксистская социологическая традиция. В 20-е годы С. Г. Струмилиным (1877—1974 гг.) был проведен ряд новаторских эмпирических исследований, посвященных изучению внерабочего времени, влияния культуры и образования на производительность труда. В дальнейшем на фоне сворачивания социологических исследований, официального запрещения социологии как «буржуазной науки» продолжалась индивидуальная, преодолевающая государственное противодействие разработка отечественными учеными закономерностей социального развития.
Всемирную известность и прежде всего зарубежное признание получили теоретические работы Н. Д. Кондратьева (1892—1938 гг.), в которых выявлена волновая природа экономического и всего социального развития в целом; А. В. Чаянова (1888—1939 гг.) по проблемам кооперации, ее экономической и социальной эффективности, принципов ее оптимизации. Эти блестящие ученые были репрессированы и посмертно реабилитированы.
Одним из наиболее ярких, своеобразных, увлекательных общественно-научных построений XX в. является созданная выдающимся русским ученым Л. Н. Гумилевым теория этногенеза. Теоретические возможности, вскрытые в концепции Гумилева, лишь начинают использоваться. Это же можно сказать и о развитии социологии культуры и социологии языка в трудах М. М. Бахтина (1895—1975 гг.), разработавшего концепцию диалогового общения.
В 60-е годы в результате «оттепели» в СССР возрождаются социологические исследования. В 1968 г. был создан Институт конкретных социальных исследований (ныне - Институт социологии). Разработка социологических проблем советскими социологами В. А. Ядовым, Г. В. Осиновым, Т. И. Заславской и другими осуществлялась параллельно с переводом, изучением социологических теорий западных ученых. Однако на состоянии социологии сказалась общая обстановка застоя. В последние годы стали складываться благоприятные условия для развития социологии в России. Серьезные успехи достигнуты в сфере институционализации науки, в преподавании ее в вузах.
Итак, завершаем краткий анализ длительного исторического пути, по которому шло становление и развитие науки об обществе. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась эта наука как ответ на объективные потребности социального развития. Социология — не застывшая наука. На каждом новом этапе социальных преобразований она черпает из реальности новые социальные факты, научно обобщает их и дает возможность представить перспективу общественного развития.
Основные положения социологической теории О.Конта
Впервые термин «социология» употребил французский философ Огюст Конт, и объявил социологию позитивной наукой, т.е., строящейся по законам формирования и использующей методы естественных наук. Общество Конт предлагал рассматривать как целостный живой организм и изучать его теми же методами, что и биологи изучают живые организмы (наблюдение и эксперимент). При этом основными признаками позитивности научного знания были:
- реальное знание в противоположность химерическому;
- полезное в противоположность бесполезному;
- достоверное в противоположность смутному;
- положительное (консолидирующее значение социологии) в противоположность отрицательному (разрушительному).
Основной задачей новой науки или, как называл Огюст Конт социологию, новой философии, - являлось изучение того, как функционирует общество.
Наиболее показательной версией позитивизма, на примере которой лучше всего просматривается сущность этой парадигмы, служит бихевиоризм. Широко известна его формула функционирования, поведения любого живого организма, в том числе, человека и общества в целом (как живого организма в переносном, «позитивистском» смысле): S-R, т.е. определенный стимул вызывает определенную реакцию. Согласно этому принципу, изучить, как функционирует любой организм – значит, определить, какой стимул соответствует определенной реакции. Другими словами, как нужно подействовать на объект, чтобы получить желаемый результат. В жизни мы используем этот принцип довольно часто. Пример: нам, как правило, не важно, как устроен телевизор, нам достаточно знать, что если мы нажмем на определенную кнопку (стимул), то получим изображение, т.е. желаемую реакцию, результат. Если перевести этот пример в плоскость социальной реальности, то, например, преподавателю-«позитивисту» важно выяснить, какие стимулы подействуют на группу студентов, чтобы повысить их учебно-познавательную активность.
О.Конт ввел понятия социальная статика и социальная динамика. Социальная динамика – раскрывает механизм функционирования и развития общества. Социальная статика служит для истолкования структуры общества и взаимоотношений социальных институтов.
Им были сформулированы три стадии развития познавательной деятельности людей, их общественного сознания (теологическая, метафизическая и позитивная) или еще его называют «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества».
Итак, позитивная социология исследовала особенности функционирования общества как подобия живого организма, изучала взаимосвязь определенных воздействий на общество и его реакцию на эти влияния. При этом позитивисты оставляли в тени вопрос о том, почему общество реагирует так, а не иным образом на определенное воздействие.
Органическая теория
Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.
Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.
Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть - это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.
Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла.
Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом, обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.
Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.
В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.
В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог, философ. Являясь продолжателем позитивистской традиции в социологии, Э. Дюркгейм руководствовался образцами естественных наук, утверждая принципы эмпирической обоснованности, точности и доказательности теоретических положений. Главная цель социологии — исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в науку, Э. Дюркгейм относил наличие особого предмета и соответствующего метода. По его мнению, предметом изучения социологии является особая реальность, состоящая из социальных фактов, которые необходимо рассматривать как вещи. Это означает, что а) социальные факты существуют объективно, независимо от индивида; б) строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества. Дюркгейм подразделял социальные факты на морфологические и духовные. К морфологическим фактам относятся: плотность населения, уровень рождаемости, смертности, характер путей сообщения, форма жилищ и т.д. Морфологические факты составляют как бы "материальный", количественный аспект общества. К духовным, нематериальным фактам относятся: традиции, обряды, обычаи, верования, правила поведения человека, которые в совокупности составляют коллективное или общее сознание. Э. Дюркгейм, главным образом, исследовал роль коллективного сознания, его различные формы: религию, мораль, право.
Основой методологии Э. Дюркгейма является так называемый "социологизм", утверждающий принцип специфичности и автономности социальной реальности. Главная идея заключается в том, что общество существует как целостная система, несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить общество из индивида, целое из части. Опираясь на этот принцип, Э. Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами, а впоследствии отождествлял его с Богом. Оно представляет собой более богатую реальность, чем индивид, оно доминирует над ним, являясь источником всех высших ценностей. В конкретной исследовательской практике "социологизм" означал для Э. Дюркгейма необходимость изучения "социального через социальное", т.е. объяснение всех социальных явлений социальной средой, в которой они существуют.
Центральной проблемой творчества Э. Дюркгейма является социальная солидарность. Решение этой проблемы должно было дать ответ на вопрос о том, какие связи объединяют людей в общество. Отталкиваясь от типичной для социологии Х1Х в. идеи конструирования двух типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Э. Дюркгейм строит типологию обществ с механической и органической солидарностью как двух звеньев единой эволюционной цепи. Механическая солидарность характерна для доиндустриальных обществ. Солидарность в таких обществах определяется сходством, подобием составляющих их индивидов, одинаковостью исполняемых этими индивидами общественных функций, неразвитостью индивидуальных черт. Такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью обусловливает его сознание и поведение. Общественная солидарность обеспечивается высокой степенью интенсивности общественного сознания, пронизанного религиозными верованиями, обычаями, традициями, жестко регулирующими поведение индивида. Органическая солидарность, по Э. Дюркгейму, характерна для современных обществ и основа-"на на разделении труда. Разделение труда обусловливает различия индивидов, развивающих в соответствии со своей профессиональной ролью индивидуальные, личностные способности и таланты. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирование чувства солидарности в условиях свободы и автономии членов общества. Э. Дюркгейм рассматривал солидарность как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. Решающую роль в деле социальной интеграции Э. Дюркгейм отводил идеалам и верова-ниям (коллективным представлениям).
Пытаясь модернизировать традиционные религиозные представления, Э. Дюркгейм развил концепцию религии без бога. Он утверждал, что идея сверхъестественного, идея бога не является необходимым атрибутом религии. Религия — это символическое выражение общества, поэтому, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в действительности поклоняется обществу — реальному объекту всех религиозных культов. Являясь порождением общества, религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы.
Э. Дюркгейм является признанным классиком западной социологии. Он разработал конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и внес большой вклад в исследование отдельных сфер и явлений соци- альной жизни: морали, права отклоняющегося поведения, семьи, воспи- тания, религии и т.д. Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать социальные факты как вещи, Э. Дюркгейм отстаивал взгляд на социологию как на строгую, объективную науку, свободную от всякого рода умозрительных спекуляций и классовой идеологии. Э. Дюркгейм дистанцируется в этой связи от общей концепции марксизма, популярной на рубеже XIX — XX веков.
Информация о работе История становления и развития социологии