Изучение особенностей социального обеспечения людей пожилого возраста в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей социального обеспечения людей пожилого возраста в Республике Беларусь.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу и нормативно-правовые акты по теме работы.
3. Рассмотреть технологии организацию культурно-досуговой деятельности пожилых людей как вид социального обслуживания.
5. Провести анализ специфики социальной работы с пожилыми людьми в г. Солигорске.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 60.23 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

В каждой стране нетрудоспособные граждане составляют предмет (объект) заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей  деятельности. Основной заботой государства  по отношению к пожилым людям  и инвалидам является материальная поддержка (нежели пособия, льготы и  т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

В настоящее время  пожилые  и старые люди стали третьей по значимости категорией населения, что  породило очень серьёзные экономические, социальные, медицинские проблемы, о возможности существования которых в прошлом человечество не могло даже представить. В первую очередь возникла необходимость расширения служб социальной помощи старым людям, их медицинского обслуживания, создания условий и выделения средств для их содержания [3 , с. 88].

Сложившаяся в настоящее  время в Республике Беларусь медико-демографическая  ситуация является следствием негативных тенденций, сформировавшихся в последнее  десятилетие. Социально-экономический  кризис, обусловленный переходом  Республики Беларусь к рыночной экономике, резко увеличил эти негативные тенденции.

Проблемы социальной адаптации  и поддержки инвалидов и людей  пожилого возраста продолжают оставаться актуальными и требуют применения новых подходов к их решению.

Изменение социального статуса  человека в старости, связанное с  прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельностью; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни  и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и   психологической  адаптации к новым условиям, порождает серьёзные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой  является ограничение жизнедеятельности  пожилых людей. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает  совершенствование социальной реабилитации и социального обслуживания пожилых  людей.

В настоящее  время в  Беларуси живет около 2,5 млн. пенсионеров, из них 152 тыс. - одинокие граждане пожилого возраста, более 590 тыс. - одиноко проживающие  пожилые люди, 63 тыс. - ветераны Великой  Отечественной войны, 55 тыс. - бывшие узники [15].

Пенсионное обеспечение  является важнейшим направлением социальной политики государства. Благодаря экономическому росту в Беларуси пенсионная система  работает стабильно, пенсии выплачиваются  своевременно.

В Беларуси различные виды социально-бытовой и психологической  помощи пожилым людям оказываются  через территориальные центры социального  обслуживания населения. В республике функционируют 156 таких центров в  каждом административном районе страны и 132 социальных пункта. На учете в  центрах соцобслуживания состоит более 1,5 млн. граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, среди них - 152 тыс. одиноких пожилых граждан, 590 тыс. пожилых людей, проживающих отдельно от родственников, 48 тыс. одиноких и одиноко проживающих инвалидов первой и второй группы. В последние годы появилось много новых видов услуг - "социальное такси", хозрасчетные бригады, служба сиделок, отделения круглосуточного пребывания и т.д.

В Министерстве здравоохранения  проинформировали, что пожилым людям  доступны все виды медицинской помощи. Беларусь - единственная страна на постсоветском  пространстве, где все лица пожилого возраста ежегодно проходят медицинский осмотр, а одинокие люди - ежеквартально.

Целью данной работы является изучение особенностей социального  обеспечения людей пожилого возраста в Республике Беларусь.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать  специальную литературу и нормативно-правовые  акты по теме работы.

2. Определить особенности технологий социального обслуживания и обеспечения пожилых людей.

3. Рассмотреть технологии  организацию культурно-досуговой  деятельности пожилых людей как  вид социального обслуживания

4. Изучить особенности  социальной работы с пожилыми людьми в г. Солигорске

5. Провести анализ специфики  социальной работы с пожилыми  людьми в г. Солигорске

Объект исследования: пожилые  люди.

Предмет исследования: особенности  технологии социальной работы с пожилыми людьми на примере Солигорского территориального центра ослуживания населения.

Методы исследования: теоретический  анализ специальной литературы, анкетирование.

Гипотеза: пожилые люди остро  нуждаются в социальном обслуживании на дому, в помощи по хозяйству, поэтому  Солигорскому центру обслуживания населения необходимо оптимизировать свою деятельность по оказанию данных видов помощи пожилым людям, а также внедрять инновационные методы социальной помощи и социального обслуживания.

 

 

 

 

 

1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ С ОДИНОКИМИ  ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 1.1 Технологии социального обслуживания и обеспечения одиноких пожилых людей

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей  включает в себя пенсии и различные  пособия; содержание и обслуживание престарелых в специальных учреждениях  органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение  осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата  из фондов определяется не трудовым вкладом  и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

В территориальный центр  социального обслуживания населения  входит несколько отделений. В отделении  дневного пребывания (рассчитанного  на содержание не менее 30 пенсионеров  и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной  трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.

Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро  нуждающихся бесплатным горячим  питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в  получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»; оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями [8, с. 110].

Существенное значение в  современных условиях  в Беларуси имеет адресная социальная защита пожилых  людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым  старше 80 лет.

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными  направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение  пенсий, совершенствование пенсионного  обеспечения, развитие услуг по уходу  за ними на дому, увеличение числа домов  для престарелых и улучшение  условий проживания в них.

Совершенствование пенсионного  обеспечения является одним из важнейших  направлений социального обеспечения  в современных государствах. Решается эта задача по-разному.

В одних странах пенсионеры получают пенсию и заработную плату  полностью независимо от ее величины и в любой отрасли народного  хозяйства. В других странах широко распространены так называемые отложенные пенсии, т. е. увеличение пенсий на определенный процент в зависимости от числа  трудовых лет после пенсионного  возраста. Практиковалось и практикуется это и в нашей стране. Имеет  перспективу и добровольное страхование  по старости (право на дополнительную пенсию).

В ряде регионов нашей страны значительную помощь пожилым людям  оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям престарелых  устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются  лекарства по рецептам врачей и т.д.

Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, раз-личного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.

Для решения этих проблем  архитекторами, дизайнерами, геронтологами  уже давно определены перспективные  направления разработки и выпуска  соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:

а)  автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать  операции по приготовлению пищи;

б)  системы подъемников  для ухода за лежачими больными и  оказания им санитарно-гигиенической  помощи;

в)  специальной мебели и механизмов для уборки помещений  с учетом возрастной специфики престарелых  и т. п., а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного  возраста и повышающих безопасность бытовых операций;

г)  системы поручней и  опорных скоб для принятия старым человеком ванны;

д) специальных подставок, облегчающих надевание обуви;

е) пологих пандусов вместо порогов и т. п. [8, с. 111].

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они  реализуются крайне неудовлетворительно.

Одной из новых форм обслуживания одиноких старых людей, живущих в  отдаленных и малонаселенных пунктах, является организация, так называемых поездов милосердия. В их составе  врачи различных специальностей, социальные работники. Они оказывают  разнообразную помощь: медицинскую, социальную, бытовую, консультативную  и т.д. Надо отметить, что отдельные  элементы такой помощи имели место  и ранее: приезд в небольшие деревни специалистов-медиков, выездная торговля на селе и т. д.

Социальное обслуживание и обеспечение людей пожилого возраста предоставляет огромное поле деятельности для социального работника. Имея знания и опыт, соответствующие  душевные качества, они в значительной мере могут содействовать улучшению  образа жизни пожилых людей, обеспечению  их независимости, достоинства, помочь им занять подобающее "место в  обществе. Арсенал таких возможностей у социономов достаточно широк. Главное — реализовать их.

Попечительство над пожилыми людьми — одно из основных направлений  в социальной работе в целом. Попечительство понимается как правовая форма защиты личных неимущественных прав и интересов  граждан. В общем случае попечительство устанавливается: 1) над несовершеннолетними  в возрасте от 15 до 18 лет оставшимися  без родительского попечительства; 2) над совершеннолетними, которые  по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять  свои обязанности;

3) над лицами, ограниченными  судом в дееспособности вследствие  злоупотребления спиртными напитками  или наркотическими веществами.

Формы попечительства весьма разнообразны. Главной же формой социального  попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или  вообще) осуществлять свои права и  выполнять свои обязанности по состоянию  здоровья, является функционирование системы домов-интернатов.

По данным социологических  исследований, наиболее распространенные причины, по которым пожилые люди оказываются в таких учреждениях, это одиночество, неудовлетворительное состояние здоровья, конфликтная  ситуация в семье и инициатива родственников. В домах-интернатах общего типа (т. е. для престарелых  и инвалидов) проводится большая  работа по социально-психологической  адаптации пожилых людей к новым для них условиям. Особенно она важна в первые дни пребывания в доме-интернате. Эта работа включает в себя информацию о вновь прибывших, о доме-интернате, об оказываемых услугах, расположении медицинских и других кабинетов и т. д. Изучаются особенности вновь прибывших, их привычки, интересы, установки. Такая работа, как показывает практика, необходима для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций, в частности при расселении людей на постоянное жительство. Изучаются также потребности пожилых людей в трудовой занятости, их предпочтения в содержательном досуге и т. д.

В домах-интернатах для престарелых  и инвалидов предусмотрено медицинское  обслуживание, осуществляется целый  комплекс мероприятий реабилитационного  характера, в частности трудовая терапия и трудовая занятость, организация  досуга. Трудовая занятость реализуется  в лечебно-трудовых мастерских или  подсобных хозяйствах.

Функционирование домов-интернатов как главной формы социального  попечительства над пожилыми людьми связано с целым рядом проблем. Одна из них— это степень удовлетворения потребностей в домах-интернатах: наличие мест в таких домах, количество проживающих и, конечно же, качество обслуживания в них, создание соответствующих условий для их жителей.

Среди лиц, проживающих в  домах-интернатах, можно выделить три  группы: 1) желающие-одиночки; 2) желающие, проживающие с семьями; 3) нежелающие, но вынужденные обращаться в дома-интернаты  по разным причинам (материальным, климат в семье и т.д.). Это очень  непростой вопрос.

Конечно же (как об этом свидетельствует  и зарубежный, и отечественный  опыт), пожилые люди хотят жить в  своем доме, в привычной обстановке. Расширяющаяся помощь на дому позволяет пожилым людям жить дольше в собственном доме, отодвигает сроки их переселения в дома для престарелых. И это выгодно и одной (престарелым) и другой (службам социального обеспечения) стороне.

Надомные услуги, гарантированные  государством, в последние годы и  в нашей стране становятся все  более разнообразными. Это организация  питания и доставка продуктов  на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские  учреждения; помощь в поддержании  условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг  и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых  услуг (ремонт жилья, обеспечение топливом, обработка приусадебных участков, доставка воды, оплата коммунальных услуг и  т.д.); помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмене жилья, помещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения             [7, с 108].

Информация о работе Изучение особенностей социального обеспечения людей пожилого возраста в Республике Беларусь