Изучение особенностей социального обеспечения людей пожилого возраста в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение особенностей социального обеспечения людей пожилого возраста в Республике Беларусь.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать специальную литературу и нормативно-правовые акты по теме работы.
3. Рассмотреть технологии организацию культурно-досуговой деятельности пожилых людей как вид социального обслуживания.
5. Провести анализ специфики социальной работы с пожилыми людьми в г. Солигорске.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 60.23 Кб (Скачать документ)

Следует остановиться и подумать, действительно ли нужна группа, кому и для чего она нужна. Какого эффекта  ждет социальная служба от группы? Можно  ли вместо группы воспользоваться другими  формами помощи?

Рекомендуется подумать о  возможных трудностях и препятствиях. Организация группы потребует от специалиста затрат времени, сил  и средств. В его жизнь будут  вторгаться люди и телефонные звонки. Работа в группе может не понравиться  членам семьи специалиста социальной работы. Не менее важно проанализировать преимущества группы: в группе специалист может получить столько помощи, сколько  никогда не имел; появится много  новых друзей, способных по-настоящему понять другого и разделить его  взгляды; группа может принести удовлетворение от появления новых интересов, занятий.

Если сравнение потенциальных  проблем и возможных преимуществ, даваемых группой, выявит преобладание преимуществ, то можно сделать следующий шаг: найти несколько единомышленников. Создание группы потребует использования многих ресурсов. Ее нельзя создать в одиночку, как и брать на себя большую часть работы по ее организации. Если рядом пока нет мотивированных на создание группы людей, то рекомендуется на время отложить свои замыслы.

Это не означает, что о  группе придется навсегда забыть. Распространение  информации о само- и взаимопомощи, организация мероприятий для  пожилых активистов, контакты с общественными  организациями ветеранов, другими  специалистами способствуют выявлению  потенциальных участников взаимопомощи. Если не сидеть сложа руки, обязательно рядом окажутся люди, увлеченные идеей взаимопомощи.

Итак, можно сделать вывод, что основными направлениями  работы с  одинокими пожилыми людьми являются:

- совершенствование государственного  социального стандарта в области  социального обслуживания, что позволит  приблизить оказание разносторонней  и качественной помощи непосредственно  к нуждающимся в ней гражданам  и семьям, создать условия для  применения инновационных технологий  социальной работы, расширить спектр  предоставляемых социальных услуг,  тем самым сделать социальную  поддержку адресной, своевременной  и эффективной; 

- повышение эффективности  государственной социальной поддержки  на основе усиления принципа  адресности и индивидуального  подхода к ее оказанию;

- формирование и совершенствование  гибкой и надежной государственной  модели социальной защиты, учитывающей  интересы и проблемы каждого  гражданина Беларуси, и особенно  социально уязвимых категорий;

- дальнейшее совершенствование  системы социальной работы с  ветеранами войны, одиноко проживающими  и одинокими пожилыми людьми на основе выявительного принципа, введение в практику постоянного обследования условий жизни этой категории граждан;

- создание условий для  реализации пожилыми людьми своего  потенциала и самостоятельного  поиска путей выхода из сложных  жизненных ситуаций.

Клубы и кружки по интересам  для пожилых людей создаются  при территориальных центрах  социального обслуживания населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОДИНОКМИ ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В ТЦСОН Г. СОЛИГОРСКА

 

2.1 Изучение проблем пожилых  людей на базе ТЦСОН

г. Солигорска

 

Наше исследование было проведено  на базе Отделения социального обслуживания на дому и Отделения дневного пребывания Территориального центра социального обслуживания населения г. Солигорска. Всего было опрошено 30 человек: 15 мужчин и 15 женщин. Возраст респондентов был от 60 до 80 лет.

Анкета состояла из 9 вопросов. Каждый из вопросов имел несколько  вариантов ответа, а также была возможность по многим вопросам дать свой вариант ответа и высказать  свое мнение. Текст анкеты находится в (Приложении А).

Проанализировав ответы респондентов, можно сделать следующие выводы:

1) 50 % опрошенных пожилых людей (15 человек) в состоянии передвигаться самостоятельно, 20 % опрошенных пенсионеров передвигаются с помощью трости либо инвалидной коляски и 30 % пенсионеров прикованы к постели.

2) 50 % пенсионеров в состоянии  полностью обслужить себя, 20 % опрошенных  при условии доставки продуктов  на дом могут себя обслужить  и 30 %.

3) 80 % опрошенных пожилых  людей необходима помощь в  покупке и доставке лекарств  и продуктов питания. 20 % не отказались  бы от помощи в уборке жилья.

4) опрошенные пенсионеры  хотели бы получать все виды  перечисленной социально-медицинской  и санитарно-гигиенической помощи.

5) опрошенные пенсионеры  также хотели бы получать и  все виды юридической помощи.

6) 50 % опрошенных пенсионеров  являются одиноко проживающими. 20 % живут со своими престарелыми  супругами, 30 % проживают у детей  и родственников.

7) Исследование мотивов  посещения отделения дневного  пребывания показало, что ведущим  для  подавляющего  большинства   лиц  является  желание  общаться (40 %), вторым по значимости  является  возможность  получения  бесплатного  или  по  льготной  стоимости   обеда  (30 %);  третьим  в   иерархии  мотивов является желание  содержательно проводить свой  досуг  (10 %).  Такие  мотивы, как   стремление  избавить  себя  от  процесса  приготовления  пищи  (10%)  и неудовлетворительная материальная  обеспеченность (10 %) не занимают  ведущего положения у основного  контингента посещающих отделение. 

В то же время  почти у  половины граждан (40 %) имеются еще  и другие мотивы,  привлекающие  их  в отделение дневного  пребывания.  Так,  ежедневное  посещение  заставляет  их "быть  в  тонусе",  "дисциплинирует",  "наполняет  жизнь   новым   смыслом", "позволяет  расслабиться".  У   отдельных   граждан   длительное   посещение отделения  способствовало   существенному   улучшению   состояния   здоровья (урежение  приступов бронхиальной  астмы,   сосудистых   кризов   и   др.).

Положительное  воздействие   на   эмоциональную   сферу   оказывает   уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также  возможность  в любой момент получить медицинскую  помощь, заниматься лечебной физкультурой.

Иерархия   мотивов   посещения   отделения   дневного   пребывания   в значительной  степени  связана  как  с  возрастом  обследованных,  так  и  с образовательным  уровнем.   Это   обстоятельство   следует   учитывать   при формировании контингента каждой "смены" и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой "смены".

Таким образом, можно сделать  вывод, что пенсионеры являются наиболее уязвимой частью нашего населения и  остро нуждаются во всех видах  социального обеспечения, которые  может предоставить наше государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Специфика социальной  работы с пожилыми людьми в  ТЦСОН  г. Солигорска

 

В Минской  области в настоящее время сложилась четкая, скоординированная и гибкая система социального обслуживания населения, способная оперативно решать вопросы предоставления доступных и качественных услуг. В области открываются дополнительные структурные подразделения и службы, осваиваются новые технологии социальной работы. Основная цель - улучшение качества предоставления социальных услуг, главным образом за счет внедрения перспективных форм социального обслуживания, улучшения условий обслуживания, развития специализированных видов помощи и приближения их к населению.

В 2012 году всеми структурными подразделениями ТЦСОН было обслужено 483,5 тыс. человек, что на 67,7 тыс. больше, чем в 2011 г.

В Республике Беларусь в  каждой области и районе для работы с различными категориями населения  созданы территориальные центры социального обслуживания населения. Данные центры работают с такими категориями  населения: дети-сироты, неблагополучные  семь, инвалиды, пожилые люди и т.д.

Территориальный центр социального обслуживания населения г. Солигорска, который осуществляет организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг пенсионерам, многодетным, неполным семьям и отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите

Центр оказывает бесплатные юридические консультации, материальную помощь пенсионерам и инвалидам, государственную адресную социальную и иностранную безвозмездную  помощь малообеспеченным гражданам (семьям), разовые платные услуги по льготным расценкам: ремонт жилья (из материала  заказчика), колка и складирование дров и др. 1109 человек, нуждающихся в посторонней помощи, обслуживаются социальными работниками на дому.

Учреждение создано с  целью разработки комплексных мероприятий  по организации социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их социальной защиты на основе анализа  социальной и демографической ситуации, уровня социально - экономического обеспечения населения на территории г. Солигорска и солигорского района.

В данном учреждении существуют следующие отделения:

1. Отделение первичного  приема, информации, анализа и прогнозирования.

2. Отделение срочного  социального обслуживания.

3. Отделение круглосуточного  пребывания.

4. Отделение социальной  помощи на дому.

Основные направления  деятельности учреждения:

- выявление граждан, нуждающихся  в социальном обслуживании, совместно  с органами здравоохранения, жилищно - эксплутационными службами, сельскими советами, общественными и религиозными организациями;

- дифференцированный учет  граждан и семей, нуждающихся  в социальной поддержке;

- определение конкретных  форм помощи, периодичности ее  предоставления гражданам, нуждающимся  в социальном обслуживании, исходя  из состояния здоровья и возможности к самообслуживанию;

- оказание социальных, бытовых,  торговых, медицинских, консультативных  и иных видов услуг постоянного,  временного или разового характера  гражданам, в соответствии с  перечнем услуг при условии  соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности  и конфиденциальности предоставления  помощи;

- обобщение и внедрение  в практику новых форм социального  обслуживания населения в зависимости  от характера нуждаемости в  социальной поддержке и местных  социально-экономических и демографических  условий;

- привлечение различных  государственных и негосударственных  структур к решению вопросов  оказания социальной поддержки  гражданам и координация их  деятельности в этом направлении;

- информационно-просветительская  деятельность по актуальным вопросам  социального обслуживания и социальной  политики.

Для обеспечения достойного уровня жизни пожилых людей, поддержания  физических сил и здоровья, обеспечения  достойного ухода и внимания, в  целях соблюдения принципа преемственности  форм социального обслуживания, центры социального обслуживания населения  края представлены трехуровневой системой социального обслуживания граждан  пожилого возраста, включающей оказание услуг в нестационарных, полустационарных и стационарных условиях. Социальные услуги в первую очередь ориентированы на группы граждан, находящихся в особо сложных жизненных обстоятельствах, преодолеть которые без профессиональной помощи специалистов они не в состоянии.

Предоставление социальных услуг на дому остается самой востребованной и максимально приближенной к  нуждам пожилых людей формой работы. В течение 2012 года различные социальные услуги на дому получили 29915 человек, продолжая жить в привычных домашних условиях. Одной из основных задач, стоящих перед ТЦСОН г. Солигорского, является оптимизация процесса социального обеспечения: обоснование, выбор и реализация мер, позволяющих получать высокие результаты при минимальных затратах времени и усилий со стороны всех участников процесса обслуживания. Проведенный анализ состояния социального обслуживания на дому показал необходимость реформирования данной формы обслуживания.

С этой целью в области в течение 2006-2012 гг. осуществлялся эксперимент по внедрению бригадного метода социального обслуживания на дому. В 4-м квартале 2011 года эксперимент вступил в свою завершающую стадию. В результате проведенной работы в отчетном Центр перешел к новой форме обслуживания на дому. Среди положительных результатов применения бригадного методов директора центров отмечают:

- повышение качества оказываемых  услуг;

- дифференциацию и облегчение  труда социальных работников, экономию  их рабочего времени;

- увеличение времени общения  социальных работников с обслуживаемыми, расширение круга их социальных контактов;

- увеличение количества  посещений клиентов и, как следствие,  появление возможности своевременно  и оперативно оказывать необходимую  помощь;

- увеличение количества  оказываемых социальных услуг  (в различных учреждениях от 10 до 50% в год);

Все большее значение для  пожилого населения области приобретают  специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, предназначенные  для социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской  помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями. Усиленный социальный и медицинский уход только за 201 год в этих отделениях получили 2326 клиентов. Виды помощи, которые оказывают сотрудники этих отделений, постоянно развиваются. В последнее время, не снижая качества осуществляемого ухода, социальные работники, медицинские сестры, специалисты по социальной работе делают акцент на реабилитационные мероприятия, возвращая пожилым людям способность к самообслуживанию, восстанавливая утраченные навыки, самоуважение и родственные контакты. Специалисты планомерно и целенаправленно ведут работу по социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов, которая заключается в реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации пожилых людей, имеющих инвалидность, а также проведении различных коррекционных, адаптационных и реадаптационных мероприятий с пожилыми людьми, не имеющими программ реабилитации, разработанных бюро медико-социальной экспертизы.

Информация о работе Изучение особенностей социального обеспечения людей пожилого возраста в Республике Беларусь