Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:35, реферат
Последняя четверть XIX в. во Франции ознаменовалась тем, что общественно-экономическая система не могла обеспечить своего собственного стабильного существования и находилась под постоянной угрозой революционных выступлений трудящихся масс Клерикально-монархические круги вели борьбу с буржуазными республиканцами, стремясь к реставрации реакционного общественного порядка.
Второй
вид самоубийства — альтруистический
— встречается тогда, когда личные
интересы совершенно поглощены социальными,
когда интеграция группы настолько
велика, что индивид перестает
существовать как самостоятельная
единица. К этому виду Дюркгейм относит
древние обычаи: самоубийство стариков
и больных, самосожжение жен после
смерти мужей, самоубийство рабов после
смерти хозяина и т. п. Такого рода
самоубийства существовали главным
образом в архаических
Третий вид самоубийств — аномический. Он встречается по преимуществу во время крупных общественных потрясений, экономических кризисов, когда индивид теряет способность приспосабливаться к социальным преобразованиям, новым социальным требованиям и теряет связь с обществом. Состояние общественной аномии, под которой Дюркгейм подразумевал отсутствие четких правил и норм поведения, когда старая иерархия ценностей рушится, а новая еще не сложилась, порождает моральную неустойчивость отдельных индивидов. Когда колеблется и дезорганизуется общественная структура, одни индивиды быстро возвышаются, другие теряют свое положение в обществе, когда нарушается общественное равновесие, число самоубийств растет. Аномическое самоубийство, встречающееся чаще всего в торговых и деловых кругах, характеризуется Дюркгеймом также со стороны индивидуальных качеств представителей торгового и промышленного мира, их необузданного стремления к наживе, которое, не встречая жесткой регламентации, непомерно растет, нарушая моральное и психологическое равновесие. Таким образом, ослабление или отсутствие общественной регламентации, беспорядочная, неурегулированная общественная деятельность лежит в основе аномического самоубийства. Если общество не способно оказывать нужное воздействие на человека, печальный исход неизбежен. Противоположностью аномического самоубийства является фаталистическое, возникающее в результате усиленного контроля группы над индивидом, «избытка регламентации», которая последнему становится невыносимой, «Его совершают люди, будущее которых безжалостно замуровано, страсти которых жестоко ограничены дисциплиной» [Там же, с. 373].
Таким
образом, самоубийство, по мнению Дюркгейма,
является намеренным и сознательным
актом, совершаемым индивидом в
зависимости от социальной дисциплины.
Мерило нормального социального
поведения — «нормальный
Понятия
«эгоизм — альтруизм» и «аномия
— фатализм» обозначали в концепции
Дюркгейма коллективные силы или
наклонности, толкающие человека на
самоубийство. Дюркгейм называл эти
«силы» течениями. Измерение их интенсивности
возможно по проценту самоубийств. Коллективные
силы или наклонности могут
Наиболее ценной чертой дюркгеймовского анализа самоубийств является раскрытие социальной сущности этого явления как порождаемого кризисным состоянием общества. Идеи Дюркгейма послужили толчком для социологических исследований «отклоняющегося поведения», в частности, его подход был широко использован и развит Робертом Мертоном [7]. Но, ярко описав состояние морального разложения, морально-психологической дезорганизации и упадка буржуазного общества, Дюркгейм не вскрыл истинных причин этого кризиса, усматривая их не в сущности капиталистических отношений, а в слишком быстрых темпах социальных изменений, за которыми не поспевает моральное сознание.
Реакционно-утопической была и идея выхода из кризиса путем создания производственных корпораций, призванных укреплять моральный порядок общества.
Следует
указать на абстрактный, формалистический
характер типологии самоубийства, разработанный
Дюркгеймом. Существо этого социального
явления искажалось тем, что в
одну группу попадали разнородные поступки,
отражающие социальные нормы различных
общественно-экономических
Уделяя преимущественное внимание социальному фактору, Дюркгейм ограничивался лишь указанием на его связь с фактором психологическим. Мысль о том, что решение индивида опосредуется культурными требованиями и нормами, той или иной установкой в отношении человеческой жизни, ее ценности, также не была разработана, а лишь высказана Дюркгеймом.
Осознание
последователями Дюркгейма этих
недостатков привело к
Несмотря на то что концепция Дюркгейма нуждалась в более детальном анализе соотношения объективных и субъективных факторов, главное направление его исследования давало толчок к разработке общего вопроса — социальной обусловленности индивидуальной психологии.
Дюркгейм
проложил дорогу количественному анализу
в социологии и наметил пути развития
его частных методик и техник,
таких, например, как метод последовательного
включения факторов, участвующих
во взаимодействии, суть которого в
исследовании и интерпретации комплекса
взаимоотношений между
Причину роста самоубийств в буржуазном обществе действительно следует искать в кризисных социальных ситуациях. При этом необходимо иметь в виду не только состояние общественной дезорганизации, моральной опустошенности и ослабления социальных связей, но в первую очередь и такие объективные процессы, порождаемые капитализмом, как рост безработицы, нищеты и страданий трудящихся масс.