Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 17:30, курсовая работа
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. Его идеи продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1 Жизнь и творчество Э.Дюркгейма................................................ 5
1.1 Биография Э.Дюркгейма......................................................................5
1.2 Французская социологическая школа Э.Дюркгейма........................9
Глава 2 Основные вехи социологии Э.Дюргкгейма................................13
2.1 Предмет социологии и его трактовка в трудах Э.Дюркгейма......13
2.2 «Социологизм» как теория общества..............................................16
2.3 Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма............................23
Заключение..................................................................................................25
Список используемых источников литературы.......................................29
Структура курсовой работы
Введение..................
Глава
1 Жизнь и творчество Э.Дюркгейма...................
1.1 Биография Э.Дюркгейма...................
1.2 Французская социологическая школа
Э.Дюркгейма...................
Глава
2 Основные вехи социологии Э.Дюргкгейма..................
2.1 Предмет социологии и его трактовка в трудах Э.Дюркгейма......13
2.2 «Социологизм» как теория общества......................
2.3 Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма.....................
Заключение................
Список
используемых источников литературы....................
Сегодня трудно найти такую отрасль социологии, начиная от общей социологической теории и заканчивая прикладными исследованиями, в которой бы не прослеживалось влияние исследований Э.Дюркгейма. Трудно, наконец, назвать такую страну, в которой хотя бы номинальное присутствие социологии не сочеталось с одновременным присутствием дюркгеймовских идей.
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. Его идеи продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.
Актуальность
данной тематики обусловлена тем, что
рассматриваемые мной достижения Э.Дюркгейма
в области социологии оказали
огромное влияние не только на европейскую
социологию, но и на социологию других
стран. Это, несомненно, великая заслуга
французского учеого. Ведь он не просто
французский философ и социолог, а «один
из создателей социологии как науки, как
профессии и предмета преподавания». Влияние
его идей присутствует в самых различных
отраслях социологического знания: от
общей социологической теории до сугубо
эмпирических и прикладных исследований.
Целью данной работы является изучение вклада Э.Дюркгейма в развитии социологии как науки.
Задачи моей курсовой работы:
1. Описать основные этапы жизни и творчества Э.Дюркгейма
2. Рассмотреть идейные истоки формирования Французской школы
3. Рассмотреть социологию Э. Дюркгейма, как основателя французской школы социологии
4. Определить место социологии как науки в трудах Э.Дюркгейма
5. Раскрыть смысл понятия «социологизм» в трактовке Э. Дюркгейма
6. Рассмотреть теорию социальной солидарности Э. Дюркгейма
Для достижения поставленной цели я ознакомилась с некоторыми трудами последователей Дюркгейма: Гофман А.Б. «Социология Эмиля Дюркгейма»[1], Осипова Е.В. «Социология Э.Дюркгейма»[2], Гофман. А.Б. «Семь лекций по истории социологии»[3].
И конечно же не обошлось без анализа публикации трудов самого Э.Дюркгейма: «Социология. Ее предмет, метод, предназначение»[4], «О разделении общественного труда»[5], «Метод социологии»[6].
Курсовая
работа начинается с введения, где
описывается актуальность изучаемой
темы. В первой главе мной рассматриваются
этапы жизни и творчества социолога,
а также идейные истоки формирования
Французской социологической
Глава1 Жизнь и творчество Э.Дюркгейма.
1.1 Биография Э.Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм является наиболее выдающимся
представителем социологического позитивизма
конца XIX -начала XX в. Он неоднократно подчеркивал
значение социологических воззрений О.
Конта и Г. Спенсера, которые критически
осмыслил и развил. Он продолжил разработку
теории общества как единого социального
организма такой системы, элементы которой
должны гармонировать между собой ради
сохранения целого. Э.Дюркгейм родился
во французском городе Эпиналь в семье
небогатого потомственного раввина. В
детстве ученого готовили к религиозному
поприщу его предков, обучая древнееврейскому
языку Торе и Талмуду. Однако он довольно
рано отказался продолжить семейную традицию.
Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное
влияние на это решение оказала его школьная
учительница-католичка. Короткое время
он испытывал склонность к католицизму
мистического толка. Но и католиком Дюркгейм
не стал, так же, впрочем, как и атеистом.
С юных лет и до конца жизни он оставался
агностиком: постоянно подчеркивая важную
социальную и нравственную роль религии,
он сделал предметом своей веры науку
вообще и социальную науку - в частности.
1.2 Французская социологическая школа Э.Дюркгейма
В
1898—1913 гг. Дюркгейм руководил изданием
«Социологического ежегодника»
— первого в мире специализированного
научного журнала по социологии, в
котором печатались статьи, монографии,
обзоры представителей школы. Сотрудники
этого журнала образовали научное сообщество
«Французская социологическая школа»,
центральную проблематику которой составлял
научный вопрос о социальной солидарности.
Она характеризуется общественно историческим
подходом к психике человека. Ядро школы
составляли такие социологи как Дюркгейм,
Мосс, возглавивший школу и журнал после
смерти Дюркгейма в 1917, С. Бугле, Ж. Дави,
П. Лапи, П. Фоконне, М. Хальбвакс. Также
в издании журнала и в деятельности школы
участвовали крупные экономисты, правоведы,
этнографы, историки, лингвисты и др.[3,с.
142] Теоретическим и методологическим фундаментом
школы стал позитивистский социологизм
Дюркгейма, основные положения которого
состояли в выделении социальной действительности
как специфической сферы бытия и деятельности,
самостоятельной по отношению к биологической
(природа) или психической (внутренний
мир индивида) действительности, принципиально
важной при изучении человека; в утверждении
объективного, надиндивидуального характера
общества, его определяющей роли в регулировании
индивидуального поведения, его функционального
характера; в определении социологии как
самостоятельной, объективной, позитивной
науки о социальной действительности,
интегрирующей в себя все антропологические
науки. Социологизм Французской социологической
школы противостоял таким авторитетным
социологическим направлениям, как католическая
социология (рассматривавшая общество
как определенное следствие реализации
Божьего промысла и библейских заповедей),
социологический номинализм (сводивший
социум к совокупности индивидуальных
действий и мотивов), биологический и психологический
редукционизм (определявший социальную
действительность исключительно биологическими
или психическими факторами), утверждая
объективный, надиндивидуальный характер
социальных процессов. Именно теоретические
дискуссии о характере и природе социальной
реальности, степени детерминированности
деятельности индивида социумом составили
содержательное ядро "Социологического
ежегодника" и во многом определили
ведущие позиции школы во французской
социологии первой половины ХХ века. До
1913 года, в период расцвета, важную роль
в деятельности школы играла близость
не только научных, но и общественных взглядов
ее представителей: антиклерикализм, позитивистское
превознесение возможностей науки, гражданский
либерализм, идеи социального реформизма,
направленного на устранение классовых
противоречий. Это придавало многим публикациям
в "Социологическом ежегоднике" остро
полемический, публицистический характер
и определяло научную направленность
журнала. Он в соответствии с научной ориентацией
авторов подразделялся на рубрики: общая
социология, социология религии, социология
права, социология морали, социальная
морфология. Основным материалом исследования
в работах представителей Французской
социологической школы этого периода
стала история и современное состояние
отдельных институциональных форм обществава
(церкви, гражданского права, образования)
во Франции, однако ряд работ (Ф. Брюно,
М. Гране и др.) включался в более широкий
контекст истории европейской культуры,
философии языка, кросскультурных исследований. Идеологическо
Глава 2 Основные вехи социологии Э.Дюргкгейма
2.1 Предмет социологии и его трактовка
в трудах Э.Дюркгейма
Э. Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей. Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. К числу условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, Дюркгейм относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной наукой, и соответствующего метода исследования[2, с.21]. Предметом её он считал социальную реальность, которая имеет особые,присущие только ей одной качества. К элементам данной социальной реальности он относил социальные факты, совокупность которых состовляет общество. Эти факты и составляют предмет социологии [10, с.36]. Социолог дает следующее определение: «...социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеюший в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений»[6, с. 112]; «социальный факт узнается лишь по той внешней принудительности власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами, а присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида разойтись с ним. Его можно определить также и по распространению его внутри группы, если только... будет прибавлен второй и существенный признак, что он существует независимо от индивидуальных форм, принимаемых им при распространении»[6, с.14].
Дюркгейм писал, что при рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют са мостоятельно, объективно[10, с.36].
По мнению Дюркгейма, чтобы выделить и рассматривать социологию как особую науку, необходимо, во-первых, чтобы она обладала особым предметом, который не похож на предметы других наук; во-вторых,чтобы этот предмет был доступен наблюдению и поддавался так, как и насколько оказываются наблюдаемыми и объясняемыми факты, с которыми имеют дело другие науки. В группе социальных фактов социолог выделял две группы: морфологические факты, которые выступают как формы общественного бытия и факты коллективного сознания, которые являются сущностью морали, религии, права. Фактам коллективного сознания, которые Дюркгейм назвал коллективными представлениями, являющимися сущностью мо рали, религии, права, он в известном смысле противопоставлял факты, понимаемые как формы общественного бытия, или факты морфологического порядка. Социальная морфология должна изучать строение и форму частей общества, его «анатомическую структуру», которую со ставляют демографические и экономические факты — «субстрат» коллективных представлений. К морфологическим фактам отно сятся число и характер основных элементов общества, способы их сочетания, степень достигнутой ими сплоченности, распределение населения на территории, характер путей сообщения, форма жи лищ и т. д. [2, с. 171]. Морфологические факты и коллективные представления Дюркгейм назвал «внутренней социальной средой». Ее характеризует число индивидов на единице площади («материальная плотность») и степень концентрации «массы» («динамическая плотность»), выражающаяся в интенсивности социального общения индивидов, частоте их контактов, определяющей «качество общей жизни». Вместе с тем нельзя не отметить его стремления поставить социологию на более прочный фундамент, чем тот, на котором стояла психология, найти исходный пункт для социологического объяснения многообразия социальных феноменов. Помимо непоследовательности, важнейшим недостатком дюрк геймовской трактовки проблемы социальных фактов как предмета социологии было непонимание важности исследования их гно сеологической природы, что при теоретическом анализе такого явления, как религия приводило к принципиальным ошибкам[10, с. 38]. В концепции французского ученого особое место занимает вопрос о соотношении социологии с другими общественными науками, в первую очередь с философией. Социология занимает в его системе центральное место, так как наделяет другие общественные науки методом и теорией, с помощью которых могут и должны вестись исследования в различных областях общественной жизни. Э.Дюркгейм главной задачей социологии считал объединение представителей различных социально-гуманитарных дисциплин с помощью общей точки зрения на характер социальных фактов, совпадающих критериев их оценки, единого метода исследования. Таким образом, можно сказать, что французский социолог стремился разрабатывать социологию по аналогии с другими науками, разрабатывая особый предмет, который будет изучаться исключительно данной наукой.
2.2 «Социологизм» как теория общества.
В
качестве обобщающего понятия, которое
выражает основные принципы теории и
методологии социологии Дюркгейма,
выступает понятие «
а) факторы, специфичные для общества, и выделяемые и постулируемые характеристики человеческой природы;
б) факторы, общие для данного общества или группы, и характерные для одного или нескольких индивидов;