Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 17:30, курсовая работа
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. Его идеи продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.
Введение.........................................................................................................3
Глава 1 Жизнь и творчество Э.Дюркгейма................................................ 5
1.1 Биография Э.Дюркгейма......................................................................5
1.2 Французская социологическая школа Э.Дюркгейма........................9
Глава 2 Основные вехи социологии Э.Дюргкгейма................................13
2.1 Предмет социологии и его трактовка в трудах Э.Дюркгейма......13
2.2 «Социологизм» как теория общества..............................................16
2.3 Теория социальной солидарности Э. Дюркгейма............................23
Заключение..................................................................................................25
Список используемых источников литературы.......................................29
в) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и изолированных индивидов — с другой и т. д. [10, с.34] Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с общей концепцией человека у Дюркгейма. Человек для него — это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Онтологическая сторона «социологизма» не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение в детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным. В указанных выше дихотомических парах те стороны, которые воплощают социальную реальность, безраздельно господствуют: «коллективные представления», «коллективное сознание» — над индивидуальным, «священное» - над «светским». Социальные факты, по Дюркгейму, обладают двумя характерными признаками: внешним существованием по отношению к индивидам и принудительной силой по отношению к ним. Общество в его интерпретации выступает как независимая от индивидов, вне- и надындивидуальная реальность. Оно - «реальный» объект всех религиозных и гражданских культов. Оно представляет собой более богатую и более «реальную» реальность, чем индивид, оно доминирует над ним и создает его, являясь источником всех высших ценностей. Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» — это «социальный реализм», хотя у Дюркгейма он и не выражен в столь экстремистской форме, как, например, у Гумпловича. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам. Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе - социология - подобна наукам о природе в отношении методологии. Ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук. Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи»[5, с. 421]. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки. «Рассматривать факты определенного порядка как вещи — не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать по отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят, не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией», — писал он [5, с.395]. Это обстоятельство нередко игнорировали интерпретаторы и критики Дюркгейма. Впоследствии тезис о необходимости изучать социальные факты как вещи особенно решительно опровергался в экзистенциалистских и феноменологических теориях. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др. Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском «Социологическом ежегоднике». В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат» общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во-первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию. Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки. Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом. Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук»[11, с.465]. В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он, по собственному признанию, всегда оставался философом. Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с его отрицательным отношением к умозрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют ее. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте. Выделению социологии в самостоятельную дисциплину предшествовало отделение психологии от философии и физиологии[12, с.54–101]. Под влиянием трудностей методологического характера и критики со стороны других направлений Дюркгейм со временем смягчил ригоризм своих первоначальных «социологистских» и антипсихологистских формулировок. Многие интерпретаторы Дюркгейма характеризовали эволюцию его идей как движение в сторону все большего спиритуализма[13, 33–38; 14, 60–71; 15, 229–236], но это вряд ли правомерно, хотя бы потому, что уже в самом начале своей научной деятельности он усиленно подчеркивал духовный характер всех социальных явлений. Вначале Дюркгейм подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов. При объяснении социальных явлений он часто апеллировал к демографическим и социально-экологическим факторам (объем и плотность населения, структура и степень сложности социальных групп и т. п.), к «социальной среде» и «социальным условиям»[16, с. 100–110]. Впоследствии же он все чаще обращается к понятиям «чувства долга», «морального авторитета» общества и другим психологическим и символическим посредникам между обществом и индивидом. Можно сказать, что необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки получила у Дюркгейма как теоретическое, так и методологическое обоснование, ибо он со всей определенностью показал, «что есть предмет социологии», и «как он должен исследоваться»[10, с.35]. В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия "социализм" и "коммунизм". При коммунизме социальные функции являются общими для всех, социальная масса не состоит из дифференцированных частей; социализм же, наоборот, основан на разделении труда и стремится связать различные функции с различными органами и последние между собой".
Таким образом следует
подчеркнуть плодотворность ряда положений
концепции «социологизма» Э. Дюркгейма,
показанные в его социологических
учениях. Среди них можно назвать
следующие: признание общества самостоятельной
объективной реальностью по отношению
к составляющим его индивидам; рассмотрение
влияния социальной среды на индивидуальное
сознание и поведение, а также обоснование
социальной природы морали, религии и
самого процесса познания. Но не следует
упускать из виду и крайности его «социологизма»,
который приводил к тому, что фактически
сама социальная реальность оказывалась
существующей как внешнеин-дивидуальная
и надиндивидуальная реальность.
2.3 Теория
социальной солидарности Э. Дюркгейма
Центральной проблемой творчества Э.Дюркгейма, которая затронула всю его жизнь, является социальная, или общественная, солидарность. Главный вопрос, который постоянно интересовал социолога, состоял в том, чтобы выяснить, каким образом люди объединяются в общество и что заставляет их это делать. Ответом оказлась движущая сила их поведения, которая была названа им – социальная солидарность.
С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.
Он считал, что силой, которая
создает общественное целое,
Следовательно, разделение
Дюркгейм говорит о том, что занятия различных социальных групп теми или иными видами труда, необходимость выполнения многообразных функций в сфере деятельности заставляют людей солидаризироваться, объединяться для поддержания нормальной жизни.
Социолог выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.
Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.
Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке.
Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность.
В развитом обществе на смену механической солидарности приходит органическая. Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни - все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится, в конечном счете, основой новой солидарности - органической.
Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно разделение труда, точнее - осознание его социальных следствий, восстанавливает целостность общества.
Таким образом, возникая на
основе общественного
Целью курсовой работы являлось изучение вклада Э.Дюркгейма в развитии социологии как науки. В ходе работы данный вопрос был полностью рассмотрен. Конечно, в такой небольшой по объему работе, как эта, невозможно так подробно коснуться каждой книги Дюркгейма, можно лишь сказать, что вклад французского социолога в становление и развитие социологического знания общепризнан.
В
первой главе курсовой работы были
рассмотрены основные этапы жизни
и творчества Э.Дюркгейма. Выдающийся
социолог, получивший философское образование
в Высшей Нормальной школе, которая
явлась одним из сильных учебных
заведений Франции. Наибольшее влияние
на формирование взглядов социолога, оказали
лекции знаменитых ученых того времени
- историка Фюстеля де Куланжа и
философа Эмиля Бутру, которые преподавали
здесь. Дюркгейм пользовался доверием
как со стороны преподавателей, так
и со стороны студентов, выделяясь
своей злостью мысли и
Под руководством Э.Дюркгейма и сотрудников журнала «Социологический ежегодник», который являлся первым в мире специализированным научным журналом по социологии, было образовано научное сообщество «Французская социологическая школа». Задачами школы являлось выделение социальной действительности, как специфической сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биологической или психической действительности, а также утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера.
Будучи
человеком долга прежде всего, Дюркгейм
постоянно стремился соединять
в своей собственной жизни
принципы профессиональной и гражданской
этики, которые послужили одним
из главных и излюбленных
Вторая глава посвящена основным положениям социолога, как вклада в науку. Социология занимает в его системе центральное место, так как наделяет другие общественные науки методом и теорией, с помощью которых могут и должны вестись исследования в различных областях общественной жизни. Социолог отмечал, что эта наука станет самостоятельной только тогда, когда у неё будет особый предмет изучения. Предметом данной науки он называл социальную реальность, которая имеет особые качества, присущие только ей. К элементам данной социальной реальности он относил социальные факты, совокупность которых состовляет общество. Эти факты и составляют предмет социологии по Э.Дюркгейму.
Социолог выделял две группы социальных фактов: морфологические факты, которые выступают как формы общественного бытия и факты коллективного сознания, которые являются сущностью морали, религии, права.
Главной задачей социологии Э.Дюркгейм считал объединение представителей различных социально-гуманитарных дисциплин с помощью общей точки зрения на характер социальных фактов, совпадающих критериев их оценки, единого метода исследования. Он доказал, что общество – это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой.
Французский социолог трактует общество как нравственную реальность. Все что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Он внес важный вклад в понимание общества как ценностно-нормативной системы.
В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Главный вопрос, который постоянно интересовал социолога, состоял в том, чтобы выяснить, каким образом люди объединяются в общество и что заставляет их это делать. Ответом оказлась движущая сила их поведения, которая была названа им – социальная солидарность. Он подчеркивал, что это определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.
Э.Дюркгейм выделяетдва вида солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность, или солидарность по сходным признакам, когда все индивиды выполняют одинаковые функции и не имеют индивидуальных черт. Органическая солидарность, когда люди все больше отличаются друг от друга и начинают взаимодополнять друг друга, по аналогии со взаимозависимостью и взаимодополняемостью частей тела в организме. Разделение труда , как писал Дюркгейм, вносит разнообразия, и чем больше оно, тем сильнее у людей стремление к единству и обмену. Тогда если в сознании человека один индивид зависит от другого, то и все люди будут связаны единой системой общественных отношений.
Подводя итоги курсовой работы можно сказать, что идеи Дюркгейма продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.