Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:21, реферат
Эффективность - это одна из главных характеристик человеческой деятельности. Она является важнейшей категорией экономической науки, так как характеризует результативность всего общественного производства. Национальная экономика считается эффективной, если наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах.
Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности работы.
Эффективность социальной работы
Эффективность - это
одна из главных характеристик
Соотношение цели и результата и дает представление об эффективности работы. Не случайно определение: эффективность суть степень реализации цели, что может быть выражено формулой
Р
ЭФ=-------,
Ц
где ЭФ - эффективность; Р- результат; Ц - цель.
Чем лучше результат и меньше
затраты, тем выше эффективность. В определении
эффективности обязательно
Характерно, что эффективность рыночной экономики -это такое ее состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества.
Особенность социальной работы
в том, что ее эффективность зависит от степени социально-
Смысл слова «эффективность» обычно
определяется как «результативность, продуктивность».
Но более точно его можно
Эффективность (эффект - от латинского effectus - исполнение, действие) - это результат действия, следствие действий; средство, прием и т.д.
Сущность эффективности социальной работы выражается в способности государства и общества, системы социальной защиты населения или ее отдельных элементов позитивно реагировать и отвечать на запросы, потребности населения, прежде всего социально уязвимой его части. Поэтому понятие «эффективности» социальной работы можно выразить как максимально возможное достижение цели по удовлетворению потребностей населения (клиента социальной службы) при оптимальных затратах. Иначе говоря, эффективность социальной работы отражает характеристику результата целенаправленной деятельности по достижению поставленной цели.
Социальная работа представляет собой целостную систему, включающую субъект, содержание, средство, управление, объект и связывающие их в единое целое функции и цели.
Исходная цель социальной работы - изучение социальных потребностей различных категорий людей. После того как потребности изучены и оценены, выявлены возможности и методы их удовлетворения перед социальными работниками возникает цель: защита социальных интересов людей, в первую очередь, не способных самостоятельно обеспечить свое существование.
Важной целью социальной работы в условиях рынка является раскрытие творческих способностей людей, благодаря чему они обретают самостоятельность в решении своих проблем.
Распространено не совсем правильное мнение о том, что социальная работа преследует цель оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся, установление опеки над немощными. Действительно, сегодня в Беларуси она является главной в деятельности государственных и общественных органов социальной защиты населения. Однако, если социальная работа ограничится только подобными целями, она будет содействовать развитию иждивенчества у нуждающихся, что сегодня довольно широко проявляется.
Мировая практика социальной работы показывает, что главное - это стимулирование инициативы, творчества, создания для нуждающихся таких условий, в которых они могли бы найти выход из затруднительного положения, смогли бы, опираясь на социальную поддержку, обрести способность самостоятельно обеспечивать свои потребности.
Создание условий для самостоятельного жизнеобеспечения - это концептуальная цель социальной работы.
Достижение перечисленных выше целей с логической неизбежностью должно привести к утверждению в обществе духа гуманности, взаимного уважения, требовательности и помощи, что можно рассматривать как итоговую цель социальной работы. В этом случае ее конечная цель сливается с целями других видов общественной деятельности: экономической, правовой, культурной и др.
Понятно, что цели социальной работы реализуются не сразу, а путем решения более мелких задач, составляющих содержание ее целей.
Цели и задачи социальной работы всегда конкретны. Они вызываются реальными потребностями реальных людей. В определении целей и задач социальной работы важно исходить из этих живых потребностей. Построенная на реальных потребностях социальная работа может быть высокоэффективной.
Существенным показателем понятия «
Стремление к идеалу - показатель эффективности всей общественной деятельности, в том числе и социальной работы.
Социальная работа всегда нуждалась в объективной оценке помощи, оказываемой клиентам. В 1978 г. в США К. Вуд опубликовала обзор работ по вопросам эффективности социальной деятельности. Она сделала вывод о неэффективности социальной работы. Но вместе с тем ей удалось выявить шесть принципов, на которых основывается успех работы с клиентом. По мнению К. Вуд, практики должны:
1) уметь точно сформулировать
2) тщательно проанализировать
3) оценить вместе с клиентом, в какой мере проблема поддается разрешению;
4) поставить задачи, обсудить с клиентом условия контракта;
5) спланировать действия;
6) оценить достигнутый клиентом прогресс.
В 1981 г. Э. Маллен, выступая на симпозиуме, организованном Национальной Ассоциацией социальных работников, назвал четыре фактора, мешающие социальным работникам доказать эффективность своих усилий:
1) трудности в конкретизации
2) комплексный характер проблем,
стоящих перед социальным
3) смена приоритетов
4) необходимость уделять больше
внимания и средств развитию исследовательской работе в
Э. Маллен пришел к заключению о зависимости эффективности между конечным результатом и способностями работника, спецификой ведомства и отношениями с клиентом, особенностями клиентуры и методикой вмешательства.
В 1982 г. У. Рейд и П. Ханахан вновь поставили вопрос об эффективности. Они пришли к более утешительным результатам. Впервые крупномасштабный обзор результатов социальной работы свидетельствовал об ее эффективности.
Для объективной оценки эффективности социальной работы необходимы научно обоснованные критерии. Критерий - это признак, на основании которого оценивается результативность социальной работы, мерило оценки ее эффективности.
В связи с тем, что социальная
работа направлена на удовлетворение
социальных потребностей человека, правомерно
признать главным критерием
Следует отметить, что социальные интересы проявляются в разных сферах общественной жизни: в экономике, политике, культуре, быту, праве и т.д. Кроме того, они могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми, национальными или характеризовать все общество в целом. Исходя из этих особенностей, следует подходить к определению критериев социальной работы.
Традиционный способ изучения практической эффективности социальной работы состоит в том, что собираются данные обо всех относящихся к теме исследования случаях и их результаты анализируются методом интегральной оценки или с помощью статистических расчетов. Интегрирование предполагает изучение материалов и выведение на их основе общей оценки.
Методы практического определения
— статистический анализ, когда на основе статистических данных устанавливаются тенденции развития и результатов социальной работы;
—сравнительный анализ,
т.е. сопоставление однотипных данных
для определения степени
—социально-демографический анализ динамики смертности и рождаемости, изменения уровня и качества жизни и др., что позволяет судить об эффективности социальной политики;
—целенаправленное наблюдение за изменениями в жизнеобеспечении клиента в результате проводимой с ним работы;
—социологические исследования, выявляющие мнение клиентов о результативности социальной работы;
— математическое моделирование, способствующее выявлению наиболее эффективных моделей социальной работы и др.
Наиболее плодотворный путь - это определение эффективности социальной работы путем сравнения получаемых результатов с ранее выдвигавшимися целями и сложившимися социальными нормами.
Критерии эффективности социальной работы многообразны: количественные и качественные (уровень и качество жизни, размер пенсий, пособий и др.); нормы-цели, нормы-условия, нормы-пределы (прожиточный минимум, пределы экологических нормативов и др.).
В качестве обобщенного критерия оценки эффективности социальной деятельности выступают социальные нормативы и стандарты, в сравнении с которыми оцениваются результаты достижения цели.
Социальные нормативы - это расчетные величины затрат рабочего времени, материальных и денежных ресурсов, применяемых в социальной практике. К ним относятся нормативы потребления, системы социальных гарантий, защиты, поддержки населения и др. Например, формирование системы социальных гарантий связано прежде всего с определением их критериев. Такими критериями могут служить социальные нормативы, т.е. минимально необходимые в тот или иной период времени потребности человека в материальных благах и услугах.
Нормативы потребления - это экономические показатели, характеризующие уровень потребления населением продуктов питания и непродовольственных товаров.
Важнейшим социальным нормативом
применительно к социальному обеспечению
- минимум заработной платы
- темп роста минимальной
пенсии не должен быть выше
темпа роста минимальной
Со стоимостью бюджета прожиточного минимума должны быть увязаны также пособие по бедности и адресная социальная помощь. Следует иметь в виду, что объективная оценка эффективности социальной работы невозможна без опоры на научно обоснованные концептуальные подходы. Рассмотрим некоторые из них.
Проблемно-ориентированный подход проявился в практике социальной работы в начале 70-х годов и до сих пор в основном остается неизменным. Он предусматривает пределы использования таких критериев, как:
- четкость выявления и
- оценка возможности разрешения проблемы;
- установка временных границ
При этом подходе оказываемая помощь непосредственно связывается с проблемами клиентов и их осознанным отношением к проблеме. Цель и программа четко формулируются и согласовываются с клиентом. Таким образом, клиент рассматривается как потребитель, имеющий право решать, какие услуги он хочет получить, и знать о том, что намеревается сделать для этого социальный работник. Отношения клиента и социального работника по разрешению проблемы оформляются в виде договора, на основе которого производится оценка результатов их совместной деятельности по достижению цели.