Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:06, реферат
Цель работы: рассмотреть эффективность социальной работы..
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме.
2. Определить понятие, критерии эффективности деятельности;
3. Охарактеризовать сущность, содержание, виды и принципы профессионализма специалиста по социальной работе;
Содержание
Специфика современной социальной работы требует высокого уровня профессионализма, который формируется посредством профессиональной подготовки специалистов в данной области практической деятельности.
Профессионализм конкретного работника является результатом его самореализации в ходе длительного процесса профессионального становления, для которого характерны индивидуальное своеобразие и уникальность условий протекания.
Профессиональное становление специалиста по социальной работе –
это целостный и непрерывный процесс развития практической, образовательной и исследовательской деятельности личности в области социальной работы, ориентированный на формирование у человека профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств, адекватных квалификационным и этическим стандартам профессии. В основу данного процесса может быть положен интегральный методологический подход в русле теории социальных изменений. Профессиональное становление специалиста является составной частью профессионализации – длительного макропроцесса, посредством которого общество и человек формируют представление о конкретном виде занятий как о профессии. Профессионализация социальной работы предполагает наличие особой профессиональной группы, формирование которой в России только начинается, поскольку институционализация любой профессии в обществе тесно связана с созданием соответствующей системы профессиональной подготовки.
В настоящее время
наблюдается острый дефицит квалифицированных
кадров в области социальной работы
практически во всех регионах страны.
Такое положение со специальным
образованием является характерным
для кадрового состава
Эффективность социальной работы рассмотрена в трудах Фирсова М.В., Жукова В.И., Топчего Л.В. и др. Профессиональная деятельность социального работника изучалась в работах Холостовой Е. И., Ляшенко А.И., Фирсовым М.В. и другими авторами. Основными понятиями в данной работе выступают «профессионализм», «профессиональная компетентность», рассматриваемые в разных аспектах: психологическом (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Давыдов В.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П., Климов Е.А., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Мерлин B.C., Рубинштейн С.Л. и др.); акмеологическом (Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Кузьмина Н.В., Ситников А.П. и др.); социально-психологическом (Абульханова-Славская К.А., Андреева Г.М., Асмолов А.Г., Базаров Т.Ю., Донцов А.И., Жуков Ю.М., Парыгин Б.Д., Петровская Л.А., Поршнев Б.Ф., и др.).
Цель работы: рассмотреть эффективность социальной работы..
Задачи:
Профессионализм — это высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать наибольшей эффективности в профессиональной деятельности1.
«Профессионализм» как понятие еще пока отсутствует в большинстве словарей и энциклопедий. Однако ряд ученых считает, что это не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Профессионализм также рассматривается как своеобразная норма регуляции поведения и деятельности, накладывающая на субъекта деятельности определенные обязательства; он связан с индивидуальным стилем деятельности, с самореализацией личности, что, в свою очередь, подразумевает наличие высокого уровня мотивации относительно достижения высоких результатов2.
Профессионализация социальной работы в российском обществе неразрывно связана с ее институционализацией, происшедшей почти на столетие позже, чем в странах Западной Европы и в США. Процесс институционализации социальной работы, т.е. ее правового и организационного закрепления и общественного признания, начался в России в 1991 г. Постановлением Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР от 23.04.1991 г. в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих была дана квалификационная характеристика должности «специалист по социальной работе», которая является эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник». Содержание названной должности было обновлено и расширено Постановлением Министерства труда РФ от 12.10.1994 г., утвердившего разряды оплаты труда и должностные характеристики специалиста. Завершением институционализации социальной работы как профессии, указывающим на наличие ее внутренней организации, принято считать 2000 г., когда был введен профессиональный праздник «День социального работника».
В настоящее время социальная
работа в российском обществе обладает
всеми отличительными характеристиками
профессии: она представляет собой
систему знаний, на которых строятся
умения ее субъектов; предусматривает
определенный период теоретического и
практического обучения; имеет общепризнанные
профессиональные стандарты, систему
оценки квалификации специалистов; ее
субъекты систематически работают в данной
области, формируя профессиональное самосознание
и поведение. Особенности труда специалистов,
профессионально действующих в этой специфической
области практики, связаны с предметной
сущностью самой социальной работы. По
мнению Е.И.Холостовой, эта сущность выражается
в феномене «социальность». В нем отражено
многообразие способов и форм взаимодействия
человека, группы, социального коллектива,
включая и самореализацию, саморазвитие
субъекта3. Соответственно, характер
профессиональной деятельности требует
от социального работника внимания к широкому
кругу социальных проблем, касающихся
организации и осуществления социальной
работы в ее пространстве. Многообразие
этих проблем предопределяет сущность
и взаимосвязь основных составляющих
профессиональной деятельности субъектов
социальной работы: их должностных обязанностей,
ролей, функций и профессионально-
Однако большой потенциал для повышения эффективности социальной работы заключен также в определении степени и путей оптимального развития профессиональной компетентности ее субъектов.
Профессиональная
Профессиональная
Эффективность деятельности специалистов по социальной работе, прежде всего, связана с развитием уровня их культурной компетентности, значение которой растет под влиянием процессов глобализации. Она предусматривает способность человека жить, работать и постоянно самосовершенствоваться в современном мультикультурном обществе, где велика роль информационных и коммуникативных технологий, непрерывного образования, социальных различий людей и социальных групп.
Культурная компетентность специалиста по социальной работе составляет основу его профессиональной компетентности и предполагает знание национальных, конфессиональных, возрастных, гендерных и иных особенностей и традиций клиента и оказание ему квалифицированной помощи с учетом культуры общества и личности.
В профессиональной компетентности специалиста социальной работы различают следующие элементы:
В социальной работе применяют компетентностный подход, представляющий собой междисциплинарное направление в исследовании компетентности. В этом подходе компетентность прежде всего рассматривается как комплексный результат профессионального образования4. В образовательном процессе данный подход используется для создания модели обучения социального работника как профессионала. Прежде всего компетентностный подход дает возможность формирования у обучающихся социальной работе ключевых компетентностей: в сфере самостоятельной познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой, семейно-бытовой, культурно-досуговой деятельности. Все они способствуют адекватной социальной адаптации человека в современном обществе.
Кроме того, на основе ряда критериев, таких как знания, опыт, эмоционально-волевая регуляция, готовность к актуализации компетентности определяется овладение будущим специалистом по социальной работе специальными компетентностями: когнитивной, включающей умения рефлексии, саморегулирования, структурирования и приращения знаний и т.д.; социальной, предполагающей наличие успешных социальных взаимодействий, коммуникаций в различных сферах и с различными субъектами; деятельностной, относящейся к эффективному решению профессиональных задач на основе владения инновационными и традиционными методами и технологиями практики решения проблем. Наличие специальных компетентностей указывает на становление специалиста как личности и как профессионального работника, способного эффективно разрешать разнообразные проблемные ситуации человека и социальной группы. Среди показателей эффективности деятельности конкретного субъекта социальной работы важное место занимает его удовлетворенность деятельностью, адекватная самооценка, создание условий для саморазвития. Анализ этой составляющей эффективности социальной работы возможен на следующих уровнях:
Большое значение для повышения эффективности труда специалистов имеет мотивация их деятельности. В содержательном смысле данного понятия мотивация – это процесс формирования у субъекта побудительных сил к действию под влиянием внутренних и внешних стимулов.
По мнению отечественных исследователей мотивации (Б. Генкин, В. Радаев, И. Гущина и др.), внутренняя мотивация связана с ценностями и самореализацией человека, тогда как внешняя мотивация носит инструментальный характер (это условия труда, уровень заработной платы и т.д.). В социальной работе при этом выделяют материальную, организационную, социальную, информационную внутреннюю и внешнюю мотивацию специалистов.
Главным внутренним стимулом труда в социальной работе является желание социальных работников приносить пользу своим клиентам и обществу в целом, осуществление которого выступает для специалиста в виде основной части личностного вознаграждения. Также к значимым внутренним стимулам относят возможность постоянного социального общения, самостоятельности в работе, признания со стороны окружающих людей, проявления инициативы и творчества и пр. Следовательно, наиболее существенный характер для социального работника имеет социальная мотивация, основанная на внутренних стимулах деятельности. Однако следует отметить, что внешним стимулам, особенно с точки зрения материальной мотивации, значение которой немаловажно, в российской системе управления социальной работой уделяется недостаточное внимание, что составляет существенное препятствие для повышения эффективности социальной работы.
При оценке эффективности
деятельности специалиста нужно
учитывать объективные