Эффективность социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 09:06, реферат

Описание

Цель работы: рассмотреть эффективность социальной работы..
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме.
2. Определить понятие, критерии эффективности деятельности;
3. Охарактеризовать сущность, содержание, виды и принципы профессионализма специалиста по социальной работе;

Работа состоит из  1 файл

эффективность социальной работы.doc

— 153.50 Кб (Скачать документ)

Из названного обстоятельства вытекают все остальные факторы, препятствующие высокой эффективности социальной работы:

  • ведомственная ограниченность и разобщенность в организации деятельности;
  • низкий уровень оплаты труда специалистов и социальных работников среднего звена;
  • отсутствие рационально организованной поддержки общественных инициатив;
  • слабая разработанность и недостаточное использование на практике теоретических и методических подходов, нормативных и этических основ социальной работы.

Преодоление этих недостатков необходимо, прежде всего, в организационных структурах социальной работы на всех ее уровнях. Однако большой потенциал для повышения эффективности социальной работы заключен также в определении степени и путей оптимального развития профессиональной компетентности ее субъектов.

В практической деятельности социальные работники демонстрируют различный уровень профессионализма. Американский исследователь профессионального статуса социальных работников и системы их обучения в России, Шерон Б. Тэмплэн, используя методы интервью и беседы, в 2000 г. выделила четыре группы субъектов социальной работы, для каждой из которых характерен определенный уровень профессионализма.

Во-первых, это  традиционные студенты, обучающиеся  в вузах на специальности «социальная  работа». Хотя их число относительно невелико, в исследовании подчеркивается большое желание будущих специалистов по социальной работе, овладев данной профессией, помогать людям, и потребность студентов в профессиональном образовании и высокой квалификации.

 Вторая группа  представлена действующими практиками, зачастую с недостаточным уровнем образования и профессионализма и с различным опытом деятельности в сфере социальной работы.

Третьей группой  являются специалисты других профессий, избравшие, в силу различных причин, социальную работу в качестве сферы профессиональной деятельности. Данная категория субъектов особенно нуждается в переквалификации, росте профессионализации и повышении своего образовательного уровня.

Четвертая группа – это преподаватели дисциплин  социальной работы, находящиеся на различных стадиях профессионализации и накапливающие собственный практический опыт обучающей деятельности в данной сфере.

В результате исследования выявлена тенденция, характерная для  конца 

XX в. и связанная  с недостаточным профессионализмом  субъектов социальной работы. На современном этапе ее развития следует обозначить группы, уровень профессионализма которых значительно возрос: подготовленные в вузах и средних специальных учебных заведениях дипломированные специалисты по социальной работе и социальные работники, ученые, ведущие исследования в этой области, преподаватели дисциплин социальной работы, постоянно повышающие свою квалификацию и пр. Эксперты констатируют тенденцию увеличения числа выпускников, устраивающихся на работу в социальную сферу. Однако они отмечают, что реальная ситуация с повышением уровня профессионализма в социальных учреждениях России изменяется достаточно медленно. Во многом это объясняется сложными и противоречивыми тенденциями, возникающими на стадии профессиональной подготовки специалистов с высшим социальным образованием в учебных заведениях5.

Таким образом, эффективность социальной работы в  первую очередь зависит от результатов  деятельности кадров социальной работы – людей, выполняющих должностные  задачи в системе органов и учреждений социальной работы и наделенных соответствующими полномочиями, правами и ответственностью.

1.2. Эффективность деятельности социальных служб

 

Социальные  службы – это учреждения, предназначенные  для предоставления социальных услуг  и помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, иным социально уязвимым группам населения. Социальные службы могут создаваться государственными органами власти, органами социальной защиты, общественными, религиозными организациями, а также частными лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Учреждения и предприятия, учредителями которых являются благотворительные, общественные или религиозные организации, пользуются льготами по налогообложению в порядке, предусмотренном налоговым законодательством РФ.

Независимо от форм собственности к социальным службам относятся:

  • комплексные центры социального обслуживания населения;
  • территориальные центры социальной помощи семье и детям;
  • центры социального обслуживания;
  • центры медико-социальной реабилитации инвалидов;
  • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
  • центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
  • социальные приюты для детей и подростков;
  • центры психолого-педагогической помощи населению;
  • центры экстренной психологической помощи по телефону;
  • центры (отделения) социальной помощи на дому;
  • дома ночного пребывания;
  • специальные жилые дома для одиноких престарелых;
  • стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
  • геронтологические центры;
  • иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся  организации, оказывающие социальные услуги населению (ортопедические предприятия и т.п.).

Социальные  службы являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (см. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 г. №195-ФЗ). Государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания не подлежат приватизации и не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности.

Социальные  службы способствуют развитию человека, так как, преодолевая кризис, он выходит  на новую ступень личностного  развития, получая новые пути решения проблем и новые возможности. Однако существуют проблемы в функционировании социальных служб, которые мешают эффективно удовлетворить эту общественную потребность. Для оптимизации деятельности данных служб важно своевременно учесть и проанализировать проблемы их функционирования, значительно препятствующие их эффективной работе, а также разработать методику оценки эффективности и качества предоставляемых ими услуг.

Основным же фактором эффективности является, на наш взгляд, практика отношения к клиентам. То, что клиент считает ценностью, имеет решающее значение для социальной службы, так как именно это определяет её суть. Клиент – фундамент социальной службы, поддерживающий её существование. Все свои знания, умения и навыки специалисты социальной службы обязаны направить на оказание помощи людям, находящимся в кризисной ситуации. Ведь цель социальных служб – оптимизация возможностей клиента для решения своей проблемы, актуализация потенциальных ресурсов, помогающих человеку справляться со сложившейся кризисной ситуацией6. В свете этой цели возникает вопрос, не является ли целесообразным оценивать эффективность деятельности социальных служб также и по степени активизации жизненной позиции клиента? В настоящее время существует лишь практика количественной оценки эффективности: число принятых клиентов, перечень проведённых мероприятий, сумма материальной помощи, однако, на наш взгляд, понятие “эффективности” предполагает и качество предоставляемых услуг. В таком случае необходимо сделать акцент на качественном исследовании, в том числе, в аспекте изменения жизненной ситуации клиентов (увеличение возможностей человека, его способностей, потенциала, знаний, понимания, мудрости), на том, в чём сами клиенты видят эффективность оказываемых услуг. Как и клиент любой организации, клиент социальной службы имеет право не просто на услугу, а на качественную услугу, он имеет право быть требовательным. Требовательными по отношению к себе следует быть и специалистам социальных служб. Осознание специалистом целей и задач своей работы, представление о границах своей компетенции, уровень профессионализма, ценностная ориентация, личность специалиста оказывают безусловное влияние на эффективность деятельности социальных служб, поэтому адекватный профессиональным задачам подбор кадров и разумная кадровая политика в целом – это ещё один фактор эффективности деятельности социальных служб.

Следует также отметить, что существуют различные практики отношения специалистов социальных служб к своим клиентам. В иных службах отношение к клиентам директивное (“ты должен сделать это”) и “сверху–вниз”, как правило, подчеркиваются нетипичность и неспособность клиента к разумным решениям. Вместе с тем известно, что самым важным в работе социальной службы является поощрение ответственности клиента за свою жизнь, решения и поступки. Если сотрудники данных служб не осознают значимость партнерских отношений с клиентом, значит, они не достигают основной цели своей деятельности, а это, в свою очередь значительно снижает эффективность социальной службы в целом.

Дальнейшее исследование деятельности социальных служб (организации, управления, организационной культуры), выявление, учёт и систематизация факторов эффективности и критериев качества позволит нам создать стандарты  социального обслуживания и методику оценки эффективности деятельности социальных служб. На сегодняшний момент отсутствие методики оценки эффективности, учитывающей все аспекты деятельности социальных служб, затрудняет задачу координации их деятельности, а значит тормозит их дальнейшее развитие.

Таким образом, эффективность социальной работы в  первую очередь зависит от результатов  деятельности кадров социальной работы – людей, выполняющих должностные  задачи в системе органов и  учреждений социальной работы и наделенных соответствующими полномочиями, правами и ответственностью.

1.3. Подготовка профессиональных кадров по социальной работе в Российской Федерации

 

 Подготовка  социальных работников пока не  отрегулирована как в плане  аттестации кадров, уточнения их  должностных функций, этических и правовых норм, вопросов экономического обеспечения и стимулирования труда в социальной сфере, так и в плане изучения деятельности социальных работников, учета изменения факторов, влияющих на профессиональное становление специалистов этой профессии.

Профессиональная  деятельность в области социальной работы включает в себя педагогическую составляющую, которая реализуется через систему образовательной подготовки.

Образование относится  к числу фундаментальных ценностей  современного глобального общества, ориентированного на социальное и культурное развитие человека, соответствие его образовательно-профессионального уровня потребностям общественного производства.

В настоящее  время образование претерпевает ряд изменений, связанных с тенденцией международной интеграции образовательного процесса. Они обусловлены глобализацией профессий, межкультурным обменом между странами, применением новых технологий, изменением образа и стиля жизни людей.

В постиндустриальных странах воплощается концепция  интегрального образования (К.Манхейм). Она строится на идее неделимости личности, новый опыт которой соединяется с уже существующими знаниями в процессе непрерывного образования. Следовательно, образование выступает одним из основных социальных факторов, воздействующих на поведение человека и на формирование его личности.

В рискогенном, изменяющемся мире все большее значение приобретает умение людей обеспечивать для себя в конкретном обществе приемлемый уровень и качество жизни. Это  достигается путем овладения  социальными знаниями и формирования социальных навыков. Фундаментом социального научения человека выступает освоение им особой образовательной области – социальных наук, объединенных междисциплинарными связями. Это социальная антропология, социология, социальная экология, социальная психология и другие науки, которые ориентируются на изучение социальных отношений как на общий объект. Область социального знания, представленная социальными науками, ретранслируется с помощью системы социального образования7.

Существует  три основных подхода к пониманию содержания социального образования. Согласно первому из них, социальное образование означает подготовку профессиональных кадров для учреждений социальной защиты. Вторая точка зрения определяет социальное образование как обучение, ориентированное на познание закономерностей развития социальной сферы. Третий подход содержит расширительное толкование социального образования как института общества.

Представление об образовании в области социальной работы как об одной из подсистем  социального образования приближает ее исследователей ко второй из перечисленных концепций. Становление социального образования в названном качестве в России связано с осознанием в 90-е гг. XX в. в государственном масштабе необходимости научного анализа социальных реалий экономической и социокультурной ситуации и выработки стратегии дальнейшего социального движения, поэтому социальные науки стали уделять больше внимания изучению социальной сферы как пространства развития социальной жизни и социальной работы.

Цель социального  образования состоит в осмыслении человеком своего места в мире и в овладении оптимальными способами взаимодействия с ним. Принципами осуществления образовательного процесса в рамках социального образования должны являться его доступность, непрерывность получения, гуманизация и экологизация содержания, формирование у человека социального интеллекта.

Социальное  образование выполняет мировоззренческую, воспитательную, социально-политическую, информационную, коммуникативную, экономическую  и экологическую функции, которые осуществляются посредством усвоения социальных знаний личностью и применения их в социальной практике. Оно ориентирует общество на создание интеллектуальных предпосылок для социального развития, а личность – на проявление всех ее возможностей и способностей.

Информация о работе Эффективность социальной работы