Экстремальные состояния и стрессовые реакции в системе адаптации человека. Кризисное вмешательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 12:18, реферат

Описание

Изучению адаптации человека к стрессорным условиям в последнее время уделяют все большее и большее внимание как врачи, так и психологи, педагоги и социологи. Это связано, в частности, с увеличением числа экстремальных ситуаций природного происхождения, и с возрастанием техногенных катастроф. При этом все больше увеличивается риск развития как острых, так и хронических заболеваний. Эти экстремальные ситуации требуют от человека долгосрочной адаптации, создания новых или модификации старых форм существования. Понятие адаптации напрямую связано с понятием стресса.

Работа состоит из  1 файл

реф.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ МАКСИМА  ТАНКА

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экстремальные состояния и стрессовые реакции  в системе адаптации человека. Кризисное вмешательство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Ни  для кого не секрет, что современная  жизнь очень напряженная. Повышается темп жизни, ухудшаются экологические  условия, как следствие этого  увеличивается количество больных  в стационарах, у многих людей  развиваются нервные срывы. Выжить в этом непростом мире становится все сложней и сложней. Лучше других это получается у тех, кто лучше приспособится к предъявляемым ему окружающей средой условиям.

     Проблема  адаптации стоит перед каждым жителем планеты Земля независимо от его возраста, места проживания, социальной значимости. Проблем хватает во всех слоях общества и во всех возрастных категориях. Адаптироваться к окружающей среде человек вынужден с рождения. Разве не нужно приобретать навыки приспособления совсем еще маленькому человеку, у которого за первые пять лет своего развития формируется 90% его психики. Потом он идет в школу, происходит его "социальное рождение", там нужно приспосабливаться к учебному процессу. Большую роль в адаптации играют также его взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Далее – институт и проблем становится еще больше. Разве не нужно вырабатывать приспособительные механизмы вечно голодному и вечно бедному студенту, у которого нет уверенности в завтрашнем дне. Потом – семья, дети, работа. От ежедневных забот болит голова, недалеко и до срыва. В старости наваливается множество болезней, с которыми нужно справляться.

     Так что проблема адаптации является одной из самых актуальных в современной  жизни.

Адаптация при стрессе

     Изучению  адаптации человека к стрессорным условиям в последнее время уделяют все большее и большее внимание как врачи, так и психологи, педагоги и социологи. Это связано, в частности, с увеличением числа экстремальных ситуаций природного происхождения, и с возрастанием техногенных катастроф. При этом все больше увеличивается риск развития как острых, так и хронических заболеваний. Эти экстремальные ситуации требуют от человека долгосрочной адаптации, создания новых или модификации старых форм существования. Понятие адаптации напрямую связано с понятием стресса.

     Стресс (в пер. с англ.) – нажим, давление, напряжение.

     Стресс – это совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов.

     Первым  дал определение стресса Ганс Селье. Он утверждал, что стресс – это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. Стресс – неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.

     Неблагоприятные факторы (стрессоры) вызывают реакцию  стресса, то есть человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к новой ситуации. Затем наступает период адаптации (в настоящее время употребляется английский термин GAS – General Adaptation Syndrom – общий адаптационный синдром). Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней – мал-адаптация, которая приводит к различным психическим или физическим отклонениям, например к срывам и к психосоматическим заболеваниям

     Часто, если адаптационный резерв человека недостаточен и организм неспособен эффективно противостоять стрессу возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии, что негативно влияет на психику человека, затрудняет социальные контакты с другими людьми и провоцирует развитие различных болезней в связи с ослаблением организма.

     Что же позволяет защитить организм от стресса? Во-первых, это смена сферы  деятельности, так называемая активная защита. Во-вторых, это релаксация (расслабление), которая позволяет повысить природную адаптацию человеческого организма, как психическую, так и физическую.

     Считается, что существует две противоположные  реакции на острую опасную ситуацию, то есть существует два различных  приспособительных механизма, которые  позволяют повысить адаптационные возможности индивида. Первая – подавление поведения – включает замирание, замолкание, пилоэрекцию, дефекацию и т.д. Вторая – активация поведения, выражающаяся в усилении возбуждения, подаче голоса, активации скелетной мускулатуры. Некоторые авторы полагают, что существует и третья реакция на стресс – агрессивная, которая может проявиться в ответ на эверсивное раздражение.

     В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние  тревоги, смятения, которое является автоматической подгонкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подгонка осуществляется в организме всегда, независимо то того, какой будет реакция на стресс. Организм приходит в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается артериальное давление, скелетные мышцы напрягаются. Происходит активизация симпатоадреналовой системы, выброс в кровь гормонов и мобилизация защитных сил организма. Возникает тревога и психоэмоциональное напряжение.

     Для стрессовой реакции не имеет значение положительна или отрицательна ситуация, с которой мы сталкиваемся. Имеет значение лишь интенсивность стимулирующего фактора, который и обеспечивает адаптационную перестройку организма.

     Одной из возможностей противостоять эмоциональному стрессу является присущая некоторым людям высокая эмоционально-волевая устойчивость. Обладатели таких свойств испытывают на себе стрессовые состояния позже других и преодолевают их быстрее. Напротив, наличие низкой эмоциональной устойчивости, высокой эмоциональной возбудимости – результат негативного проявления стресса (возникновение дистресса). При этом сочетание высокой эмоциональной нагрузки может усугубить негативные проявления дистресса.

     Любая защитная реакция не может быть всегда целесообразно действующей, следовательно, стресс может служить основой патологии. То есть стресс с одной стороны действует как механизм адаптации, а с другой стороны – как основа развития нарушений. Селье применял для такого "стресса" термин "дистресс" – состояние, характеризующееся различными нарушениями, то есть явлениями различной физиологической патологии.

     А. Новицкий (1993) ввел термин "синдром  хронического экологического перенапряжения". Он выделил ряд клинико-физиологических  и биохимических проявлений такой  разновидности стресса.

  1. истощение и угнетение функции антитоксической системы;
  2. нарушение белкового обмена вплоть до развития белковой недостаточности;
  3. угнетение синтетических процессов;
  4. снижение эффективности функционирования организма;
  5. снижение умственной и физической работоспособности;
  6. изменение функционирования желудочно-кишечного тракта и нарушение его защитной роли;
  7. угнетение иммунной системы.

     В повседневной жизни человек имеет  дело с самыми различными ситуациями, среди которых большое внимание следует уделить таким, к которым  применима формулировка "критические жизненные ситуации". Под ними понимают трудные ситуации, для решения которых требуется много психологических и физических сил.

Требования  к личности и возможности  человека. Изменение  психологических  возможностей личности в преодолении трудностей

     Степень переживаемого стресса можно  снизить путем облегчения требований, предъявляемых к личности. Это  решение по существу основывается на изменении среды и создании условий. Требования могут возникнуть в результате влияния материальной среды или психосоциального окружения человека. Примеров и тех и других влияний можно привести множество.

     Зачастую  стрессогенные условия могут  возникнуть также от требований и  ограничений, налагаемых на характер поведения  личности его работой и домашней жизнью. Условия, способствующие стрессу, могут иметь и внутреннюю причину и возникнуть как отражение потребности личности. Например, длительная однообразная, монотонная работа может создавать большие проблемы, чем разнообразная и стимулирующая работа, а спокойная и поддерживающая личность семейная жизнь вызовет меньше проблем, чем бурная и неустроенная. Одним из возможных подходов к интерпретации влияния работы и домашней обстановки на личность является теория Maslow о характере человека. Он считает, что у человека имеется 5 типов основных потребностей:

  1. физиологические потребности в пище, воде и других компонентах, необходимых для жизни;
  2. потребность в безопасности и избежании физических повреждений;
  3. социальная потребность в привязанности и дружбе;
  4. потребность в самоуважении и уважении других;
  5. потребность в "самоактуализации".

     Удовлетворение  всех этих потребностей является способом достижения психического благополучия. Условия работы и домашней жизни, которые не отвечают этим потребностям, представляют угрозу благополучию личности.

     Изменения социальной среды могут принимать  простые, но крайние формы, такие, как  переезд в другой дом с тем, чтобы избежать столкновений с воинственными  соседями, уход от нелюбящего мужа или  жены или уход с трудной работы. Такое поведение, направленное на преодоление трудностей, обычно не может быть полностью удовлетворенным, поскольку оно, уничтожая старые проблемы, создает новые. Окончательное решение, как осуществлять замену личностных трудностей, должно строиться на том, какая из личностных проблем, старая или новая, легче поддается решению.

     В ответ на переживание стресса  личность изменяет свое поведение и  осуществляет попытки направить  свои усилия против источника стресса. Эти усилия могут и не предопределять последующих типов поведения. Внутренняя способность к преодолению стрессорных состояний может меняться в зависимости от ряда положительных факторов, таких, как обучение и воспитание, а также от некоторых отрицательных факторов., например от возраста, воздействия лекарственных препаратов, заболевания. Обучение и воспитание следует рассматривать в самом широком смысле: от привития основных социальных навыков до освоения конкретной профессии. Для того чтобы эффективно работать в современном обществе, необходимо постоянно овладевать новыми навыками, не забывая при этом ранее приобретенных. Таким образом, научное изучение методов обучения является неотъемлемой частью исследования проблемы стресса.

     Взаимосвязь между требованиями, предъявляемыми работой, и психологической возможностью работать, если рассматривать ее в соответствии с моделью трансакционного анализа, очень проста. Например, при старении если трудности, связанные с определенной работой, не модифицировать по мере старения работника, то ему становится все сложнее с ней справиться, и его переживание стресса усилится. С этой ситуацией можно справиться двумя путями. Во-первых, стареющему индивиду можно снизить нагрузку, и, во-вторых, он может периодически повышать свою квалификацию.

     Может быть, нельзя развить способность  человека противостоять стрессу. Но, может быть, возможно, помочь ему более эффективно справиться со стрессом, поддерживая в нем имеющуюся у него способность противостоять стрессу, например, выполнив за него часть того, что требуется ему сделать.

     Поскольку возникновение стресса связано с тем, что человек осознает наличие дисбаланса между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью выполнить эти требования, то изменение механизма его восприятия является чрезвычайно мощным средством для управления стрессам. Можно изменить восприятие личностью каждого из трех аспектов когнитивной оценки – предъявляемого требования, способность его выполнить и достигнуть с помощью таких лекарственных препаратов и наркотиков, таких, как никотин, алкоголь, малые транквилизаторы и другие средства подобного рода, с помощью консультаций и различного рода психотерапевтических воздействий. Психологические методы позволяют развить способность более реалистически оценивать проблемные ситуации, строить и перестраивать самооценку, выбрать возможную стратегию преодоления стрессорной ситуации и изменять установки предпочтения.

Связь психологической  и биологической  адаптации

     Многие  современные отечественные исследователи  полагают, что при различных нарушениях адаптации развиваются неврозы. Адаптация нарушается на социальном, личностном и биологическом уровнях. Существуют психологические и биологические концепции адаптации.

     В классических западных теориях личности личность рассматривается как закрытая система с набором свойств, определяемых главным образом врожденными факторами, которая диктует организму частные формы поведения (S. Freud, 1923; R. Cattell, 1957; H. Eusenk, 1975 и др.). Здесь не учитывается, что среда может изменить структуру личности, а последняя может усовершенствовать среду. Существуют также синтетические теории (P. Hettermma, 1979), построенные на трех основаниях: генетических механизмах, случайных и ориентированных процессах. Гены и хромосомы определяют только границы, в которых варьируют индивидуальные свойства. Внутри этих границ обстоятельства определяют актуальный результат, который нельзя считать наследственным. Психологическая адаптация расширяет пределы, в которых организм может действовать. Главной ее функцией становится, таким образом, способность трансформировать новые или неизвестные обстоятельства, когда прежние формы поведения не соответствуют им. Психологическая адаптация – это не видовая адаптация, а индивидуальная, и поэтому определяется психологией личности и ее особенностями.

Информация о работе Экстремальные состояния и стрессовые реакции в системе адаптации человека. Кризисное вмешательство