Экстремальные состояния и стрессовые реакции в системе адаптации человека. Кризисное вмешательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 12:18, реферат

Описание

Изучению адаптации человека к стрессорным условиям в последнее время уделяют все большее и большее внимание как врачи, так и психологи, педагоги и социологи. Это связано, в частности, с увеличением числа экстремальных ситуаций природного происхождения, и с возрастанием техногенных катастроф. При этом все больше увеличивается риск развития как острых, так и хронических заболеваний. Эти экстремальные ситуации требуют от человека долгосрочной адаптации, создания новых или модификации старых форм существования. Понятие адаптации напрямую связано с понятием стресса.

Работа состоит из  1 файл

реф.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

     Однако  психологическая адаптация тесно связана с биологической. Она ее дополняет и усиливает, а при болезненных состояниях психологическая дезадаптация приводит к нарушению биологических механизмов адаптации.

     Проблема  биологической адаптации связана  с концепцией стресса Ганса Селье. Г. Селье для того, чтобы разделить ответы организма с адаптационной и разрушительной составляющими и ответы только с адаптационной составляющей, в реакциях стресса выделил дистресс и эвстресс. При дистрессе всегда наблюдаются эмоциональные изменения, в основе которых лежит тревога, при эвстрессе обычно отмечается стеническая эмоция.

     Перспективным в этом плане оказался подход Л.Х. Гаркави и др. (1979), открывших новые  адаптационные реакции активации  и тренировки, которые вызываются эмоциональностью положительного знака. Две эти реакции, а также реакция стресса составили триаду реакций. Они образуют функциональную единицу, в которой количественный принцип осуществляется наиболее просто: реакции развиваются дискретно при увеличении дозы и силы раздражителя и идут по одним и тем же путям. Авторы указывают, что при реакциях активации адаптация протекает более качественно и сопровождается положительными эмоциями. Они показали эффективность этого метода при лечении опухолей и высказали мысль, что применять его можно довольно широко, в том числе и при лечении психических заболеваний.

     Л.Х. Гаркави и др. (1979) полагали, что  открытые ими адаптационные реакции  реализуются по тем же принципам, что и общий адаптационный  синдром Селье. Однако исследование роли эндорфинов показало, что механизм их обезболивающего и снимающего тревогу действия связан с тем, что эндорфины и взаимодействующие с ними энкефалины блокируют выделение дофамина, норадреналина и адреналина, опиатная активность увеличивается с нарастанием аналгезирующего эффекта. Установлено участие опиоидной системы в процессе адаптации. Это подтверждается высокой толерантностью к воспалительным заболеваниям больных наркоманией на ранних этапах. Кроме того, реакции тренировки и активности протекают на фоне положительных эмоций.

     Эти соображения, позволяют высказать  предположение о существовании  постоянно действующей адаптационной  системы, которую условно можно  назвать антистрессовой. Под влиянием раздражителя стрессорной силы не только развивается общий адаптационный  синдром, но и стимулируется антистрессовая система. В благоприятных условиях активность последней нарастает, повышается уровень адаптации, и прежние раздражители, которые ранее вызывали стресс, становятся для организма обычным. Адаптационные реакции и тренировки являются ответами антистрессовой системы. В механизмах их развития участвуют опиатные системы.

     Определить  ту или иную реакцию можно по психологическому состоянию. Когда у человека стресс, он ощущает тревогу; основное вещество – адреналин. Реакция тренировки определяет состояние покоя; основное вещество – эндорфины. Во время реакции активации настроение приподнятое, иногда человек испытывает веселье, смеется, основное вещество – алкоголь.

     Когда начинает действовать стрессорный раздражитель, то, с одной стороны, он запускает стрессорную адаптационную систему, с другой – активизирует антистрессорную. Если стрессорный раздражитель действует достаточно долго, постепенно мощь антистрессорной системы увеличивается, и раздражитель, который раньше был стрессорным, перестает быть таковым. Это на себе испытал каждый, кто занимался спортом и закаливанием. Вначале физическая нагрузка и холодовой раздражитель были стрессорными (и боль, и озноб), а затем становились приятными, вызывали удовольствие. Этим можно объяснить и чувство радости, которое возникает после избавления от мучительной многочасовой боли. Реакция больных в таких случаях бывает даже эйфоричной. Это связано с тем, что адреналин после снятия боли прекращал выделяться, а избыток эндорфинов, энкефалинов и алкоголя, накопившийся во время стимуляции антистрессорной системы, вызвал чувство радости. Ну а если помощь вовремя не оказывалась, боль постепенно притуплялась. Древние заметили: "Боль рождает мысль, мысль рождает успокоение". Сейчас доказано, что выработка эндорфинов происходит в отделах мозга, тесно связанных с мыслительными процессами.

Методы  профилактики дистресса

     Очень важное значение для профилактики дистресса (дистресс – крайне негативная форма затянувшегося стресса, когда тот идет не на пользу, а во вред) имеет образ жизни, специфика и интенсивность работы или учебы, материальное положение, взаимоотношения в семейном кругу, на работе, с друзьями и соседями. Огромную роль играет физическое состояние человека, и психологическое – его отношение к жизни, к своему здоровью. И, конечно же, большую роль играет желание избавиться от проблем, связанных со стрессом.

     Существует  несколько основных методов профилактики дистресса: саморегуляция и релаксация, противострессовая "перестройка дня" и оказание "первой помощи" при остром стрессе.

     Основным  приемом саморегуляции является внушение и самовнушение. Внушение может осуществляться как наяву, так и в состоянии естественного  и гипнотического сна. Внушение –  воздействие на психику, при котором слова воспринимаются "на веру", беспрекословно, бездумно, как бы в обход логики. Самовнушение – это тоже воздействие на психику. В настоящее время выделяют 2 главных разновидности самовнушения: самовнушение по Куэ и различные варианты аутогенной тренировки.

     Самовнушение  по Куэ – это ежедневное сознательное (хотя сам Куэ считал, что это  бессознательное) утром, днем и вечером  повторение по двадцать и более раз  подряд определенных фраз. Например: "Я  чувствую себя также хорошо, как и в молодости", "Мой организм абсолютно здоров и способен вырабатывать биологически активные вещества, которые защитят меня от болезней". Такие утверждения "настраивают" сознание человека, а, следовательно, и его организм "на здоровье". Это очень важный фактор.

     Система аутогенной тренировки предложена и  разработана немецким врачом И.Г. Шульцем. Она направлена на выработку у  человека навыков произвольной регуляции  тонуса мышц и работы физиологических  систем, обычно не подчиняющихся контролю сознания. В состоянии полной релаксации возможна нормализация их функционирования.

     В основе аутотренинга – установлены  связи между словами, выражениями, образными понятиями и регуляцией состояния различных органов. Это  достигается тем, что пациент  систематически приучает погружать себя в особое состояние, напоминающее дремоту. И.Г. Шульц рекомендовал шесть циклов упражнений, которые в сочетании с определенными факторами самовнушения приводят к положительному результату:

  1. вызывание чувства тяжести в мышцах;
  2. вызывание тепла в теле;
  3. успокоение ритма дыхания;
  4. успокоение ритма сердцебиений;
  5. вызывание тепла в эпигастрии;
  6. вызывание прохлады в области лба.

     Эти шесть упражнений составляют низшую ступень тренировки. Она предназначена  прежде всего для снятия нервного напряжения, успокоения, нормализации функций организма. Для овладения ею в достаточной степени требуется в среднем три месяца ежедневных занятий по двадцать-тридцать минут. Следующая ступень – высшая. На ней человек овладевает навыками погружения в состояние "аутогенной медитации", являющейся своеобразным фактором самозащиты организма от болезни. На овладение второй ступенью требуется около восьми месяцев. Для сокращения этого времени внушение сочетают с самовнушением.

     Этот  принцип используется в психотерапии. Врач, например, предлагает вызвать у пациента улучшение состояния, "обучая" его самовнушению, говоря ему: "Вы сейчас спокойны, совершенно спокойны и чувствуете тяжесть и тепло в руках. Руки станут тяжелыми, теплыми." Потом эти же фразы пациент должен будет повторить про себя. Таким образом, врач выступает в качестве педагога.

     В настоящее время существует множество  методик аутотренинга, которые широко используются в медицинской практике, спорте, педагогике...

     Известна  система саморегуляции Джекобсона – "прогрессивная релаксация". Джекобсон отметил, что при нервном напряжении скелетные мышцы излишне напряжены. Для снятия эмоционального напряжения он предложил максимально расслаблять их.

     В западной медицине много внимания уделяется  описанию методов купирования стресса основанных на психоанализе Зигмунда Фрейда, методах суггестии, медитации. Для профилактики эмоционального напряжения очень эффективным считается комплексы дыхательных упражнений, которые, например, очень хорошо разработаны в различных школах индийской йоги.

     Смысл дыхательных упражнений состоит  в сознательном контроле частоты, глубины  и ритма дыхания. В практике используются три типа упражнений: полное брюшное (диафрагмальное) дыхание, и два вида ритмичного дыхания. Так, например, рекомендуется  вдыхать на счет до 2;4;8 потом задерживать дыхание до половины этого ритма, и выдыхать опять на счет до 2;4;8. Успокаивающий эффект дыхания связан с отвлечением посторонних мыслей на дыхание и возникающей при этом гиперкапнией – увеличением содержания углекислого газа в крови, который обладает слабым наркогенным эффектом.

     Интересно также использование комплекса  упражнений гимнастики тай-дзи. Эта  гимнастика основана на медленных вращательных движениях, захватывающих практически  все суставы и группы мышц со сложной  координацией движений). Данные упражнения позволяют достаточно эффективно воздействовать на соматовегетативную сферу и активизировать нервную систему, а необычные движения вызывают у больных стойкий интерес к их выполнению. Каждый может выполнять гимнастику в своем темпе.

     В заключение хотелось бы привести цитату Г. Селье: "Мы не должны, да и не в  состоянии избегать стресса. Полная свобода от стресса означала бы смерть".

     Кризисное вмешательство

      Кризисное вмешательство. представляет собой относительно новую дисциплину, основной задачей которой является оказание временной неотложной эмоциональной помощи пострадавшим в результате психологической и физической травмы. Изнасилование, жесткое обращение с детьми или супругом/ супругой, попытка самоубийства, семейные конфликты, разбойное нападение, грабеж и ночная кража со взломом — все это может стать источником мощного и необычного стресса в жизни чел. Подобные стрессы предъявляют повышенные требования к адаптивным возможностям индивидуума, при истощении к-рых и нарушении эффективного функционирования возникает кризис, вызывая потребность в эффективном вмешательстве.

      Эффективное вмешательство помогает предотвратить  тяжелую эмоциональную дезорганизацию, к-рая ставит под угрозу физ. и  психол. благополучие индивидуума. Незамедлительное и целенаправленное вмешательство снижает вероятность прогрессирования расстройств, дает хорошие шансы на полное восстановление докризисного уровня функционирования, при этом потребность в последующей психотер., консультировании или госпитализации заметно снижается. Время в данном случае является решающим фактором. Неэффективное или дезадаптивное поведение жертвы кризиса следует как можно раньше прервать, редуцировать, придать ему др. направление. В связи с этим К. в., в отличие от др. форм индивидуального вмешательства, должно проводиться чрезвычайно быстро.

      Воздействие эмоционального стресса на тело и  разум пока во многом непонятно. Именно поэтому изучение К. в. в равной мере важно независимо от профессиональной подготовки. Психолог, психиатр, соц. работник, консультант, к сожалению, не имеют достаточной теорет. подготовки и практ. навыков в области К. в. Тем не менее недостаточная базовая подготовка никоим образом не мешает эффективному функционированию в кризисных ситуациях. Необходимые навыки может сформировать, отточить и использовать любой чел., профессионал и волонтер, министр, учитель или друг, готовый проявить заботу о психич. благополучии тех людей, с к-рыми приходится ежедневно встречаться.  

      История движения кризисного вмешательства

      Термин  «К. в.» используется неоправданно широко и часто не по назначению. Для  психолога он может быть равнозначен  психотер., для консультанта — краткосрочному консультированию, а для психиатра, возможно, — госпитализации.

      Разработку  теории К. в. обычно приписывают Джералду Кэплану и Эриху Линдеманну, к-рые исследовали лиц, находящихся в актуальных кризисных ситуациях, что позволило накопить осн. информ. в этой области. Хотя работа проводилась после Второй мировой войны, историю того, что теперь принято называть К. в., можно проследить по меньшей мере с начала XX в., когда на Северо-Востоке США были созданы первые центры помощи. С того времени знач. возросло число агентств, центров помощи, горячих линий.

      Национальный  ин-т подготовки в области К. в. (National Institute for Training in Crisis Intervention) объединил под одной крышей ученых, специалистов-практиков, парапрофессионалов, волонтеров без специальной подготовки, работников полицейских служб и др. Такое сотрудничество не только способствовало дальнейшему развитию единой теории К. в., но и позволило преодолеть мн. традиционные барьеры — особенно между стражами порядка и персоналом агентств по предоставлению помощи. В рез-те неотложная эмоциональная помощь жертвам кризиса стала более эффективной.

Информация о работе Экстремальные состояния и стрессовые реакции в системе адаптации человека. Кризисное вмешательство