Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 12:18, реферат
Изучению адаптации человека к стрессорным условиям в последнее время уделяют все большее и большее внимание как врачи, так и психологи, педагоги и социологи. Это связано, в частности, с увеличением числа экстремальных ситуаций природного происхождения, и с возрастанием техногенных катастроф. При этом все больше увеличивается риск развития как острых, так и хронических заболеваний. Эти экстремальные ситуации требуют от человека долгосрочной адаптации, создания новых или модификации старых форм существования. Понятие адаптации напрямую связано с понятием стресса.
Однако
психологическая адаптация
Проблема
биологической адаптации
Перспективным
в этом плане оказался подход Л.Х.
Гаркави и др. (1979), открывших новые
адаптационные реакции
Л.Х. Гаркави и др. (1979) полагали, что открытые ими адаптационные реакции реализуются по тем же принципам, что и общий адаптационный синдром Селье. Однако исследование роли эндорфинов показало, что механизм их обезболивающего и снимающего тревогу действия связан с тем, что эндорфины и взаимодействующие с ними энкефалины блокируют выделение дофамина, норадреналина и адреналина, опиатная активность увеличивается с нарастанием аналгезирующего эффекта. Установлено участие опиоидной системы в процессе адаптации. Это подтверждается высокой толерантностью к воспалительным заболеваниям больных наркоманией на ранних этапах. Кроме того, реакции тренировки и активности протекают на фоне положительных эмоций.
Эти
соображения, позволяют высказать
предположение о существовании
постоянно действующей
Определить ту или иную реакцию можно по психологическому состоянию. Когда у человека стресс, он ощущает тревогу; основное вещество – адреналин. Реакция тренировки определяет состояние покоя; основное вещество – эндорфины. Во время реакции активации настроение приподнятое, иногда человек испытывает веселье, смеется, основное вещество – алкоголь.
Когда начинает действовать стрессорный раздражитель, то, с одной стороны, он запускает стрессорную адаптационную систему, с другой – активизирует антистрессорную. Если стрессорный раздражитель действует достаточно долго, постепенно мощь антистрессорной системы увеличивается, и раздражитель, который раньше был стрессорным, перестает быть таковым. Это на себе испытал каждый, кто занимался спортом и закаливанием. Вначале физическая нагрузка и холодовой раздражитель были стрессорными (и боль, и озноб), а затем становились приятными, вызывали удовольствие. Этим можно объяснить и чувство радости, которое возникает после избавления от мучительной многочасовой боли. Реакция больных в таких случаях бывает даже эйфоричной. Это связано с тем, что адреналин после снятия боли прекращал выделяться, а избыток эндорфинов, энкефалинов и алкоголя, накопившийся во время стимуляции антистрессорной системы, вызвал чувство радости. Ну а если помощь вовремя не оказывалась, боль постепенно притуплялась. Древние заметили: "Боль рождает мысль, мысль рождает успокоение". Сейчас доказано, что выработка эндорфинов происходит в отделах мозга, тесно связанных с мыслительными процессами.
Методы профилактики дистресса
Очень важное значение для профилактики дистресса (дистресс – крайне негативная форма затянувшегося стресса, когда тот идет не на пользу, а во вред) имеет образ жизни, специфика и интенсивность работы или учебы, материальное положение, взаимоотношения в семейном кругу, на работе, с друзьями и соседями. Огромную роль играет физическое состояние человека, и психологическое – его отношение к жизни, к своему здоровью. И, конечно же, большую роль играет желание избавиться от проблем, связанных со стрессом.
Существует несколько основных методов профилактики дистресса: саморегуляция и релаксация, противострессовая "перестройка дня" и оказание "первой помощи" при остром стрессе.
Основным
приемом саморегуляции является
внушение и самовнушение. Внушение
может осуществляться как наяву,
так и в состоянии
Самовнушение по Куэ – это ежедневное сознательное (хотя сам Куэ считал, что это бессознательное) утром, днем и вечером повторение по двадцать и более раз подряд определенных фраз. Например: "Я чувствую себя также хорошо, как и в молодости", "Мой организм абсолютно здоров и способен вырабатывать биологически активные вещества, которые защитят меня от болезней". Такие утверждения "настраивают" сознание человека, а, следовательно, и его организм "на здоровье". Это очень важный фактор.
Система аутогенной тренировки предложена и разработана немецким врачом И.Г. Шульцем. Она направлена на выработку у человека навыков произвольной регуляции тонуса мышц и работы физиологических систем, обычно не подчиняющихся контролю сознания. В состоянии полной релаксации возможна нормализация их функционирования.
В
основе аутотренинга – установлены
связи между словами, выражениями,
образными понятиями и
Эти шесть упражнений составляют низшую ступень тренировки. Она предназначена прежде всего для снятия нервного напряжения, успокоения, нормализации функций организма. Для овладения ею в достаточной степени требуется в среднем три месяца ежедневных занятий по двадцать-тридцать минут. Следующая ступень – высшая. На ней человек овладевает навыками погружения в состояние "аутогенной медитации", являющейся своеобразным фактором самозащиты организма от болезни. На овладение второй ступенью требуется около восьми месяцев. Для сокращения этого времени внушение сочетают с самовнушением.
Этот принцип используется в психотерапии. Врач, например, предлагает вызвать у пациента улучшение состояния, "обучая" его самовнушению, говоря ему: "Вы сейчас спокойны, совершенно спокойны и чувствуете тяжесть и тепло в руках. Руки станут тяжелыми, теплыми." Потом эти же фразы пациент должен будет повторить про себя. Таким образом, врач выступает в качестве педагога.
В настоящее время существует множество методик аутотренинга, которые широко используются в медицинской практике, спорте, педагогике...
Известна
система саморегуляции
В западной медицине много внимания уделяется описанию методов купирования стресса основанных на психоанализе Зигмунда Фрейда, методах суггестии, медитации. Для профилактики эмоционального напряжения очень эффективным считается комплексы дыхательных упражнений, которые, например, очень хорошо разработаны в различных школах индийской йоги.
Смысл дыхательных упражнений состоит в сознательном контроле частоты, глубины и ритма дыхания. В практике используются три типа упражнений: полное брюшное (диафрагмальное) дыхание, и два вида ритмичного дыхания. Так, например, рекомендуется вдыхать на счет до 2;4;8 потом задерживать дыхание до половины этого ритма, и выдыхать опять на счет до 2;4;8. Успокаивающий эффект дыхания связан с отвлечением посторонних мыслей на дыхание и возникающей при этом гиперкапнией – увеличением содержания углекислого газа в крови, который обладает слабым наркогенным эффектом.
Интересно также использование комплекса упражнений гимнастики тай-дзи. Эта гимнастика основана на медленных вращательных движениях, захватывающих практически все суставы и группы мышц со сложной координацией движений). Данные упражнения позволяют достаточно эффективно воздействовать на соматовегетативную сферу и активизировать нервную систему, а необычные движения вызывают у больных стойкий интерес к их выполнению. Каждый может выполнять гимнастику в своем темпе.
В заключение хотелось бы привести цитату Г. Селье: "Мы не должны, да и не в состоянии избегать стресса. Полная свобода от стресса означала бы смерть".
Кризисное вмешательство
Кризисное вмешательство. представляет собой относительно новую дисциплину, основной задачей которой является оказание временной неотложной эмоциональной помощи пострадавшим в результате психологической и физической травмы. Изнасилование, жесткое обращение с детьми или супругом/ супругой, попытка самоубийства, семейные конфликты, разбойное нападение, грабеж и ночная кража со взломом — все это может стать источником мощного и необычного стресса в жизни чел. Подобные стрессы предъявляют повышенные требования к адаптивным возможностям индивидуума, при истощении к-рых и нарушении эффективного функционирования возникает кризис, вызывая потребность в эффективном вмешательстве.
Эффективное
вмешательство помогает предотвратить
тяжелую эмоциональную
Воздействие
эмоционального стресса на тело и
разум пока во многом непонятно. Именно
поэтому изучение К. в. в равной мере
важно независимо от профессиональной
подготовки. Психолог, психиатр, соц. работник,
консультант, к сожалению, не имеют достаточной
теорет. подготовки и практ. навыков в
области К. в. Тем не менее недостаточная
базовая подготовка никоим образом не
мешает эффективному функционированию
в кризисных ситуациях. Необходимые навыки
может сформировать, отточить и использовать
любой чел., профессионал и волонтер, министр,
учитель или друг, готовый проявить заботу
о психич. благополучии тех людей, с к-рыми
приходится ежедневно встречаться.
История движения кризисного вмешательства
Термин «К. в.» используется неоправданно широко и часто не по назначению. Для психолога он может быть равнозначен психотер., для консультанта — краткосрочному консультированию, а для психиатра, возможно, — госпитализации.
Разработку теории К. в. обычно приписывают Джералду Кэплану и Эриху Линдеманну, к-рые исследовали лиц, находящихся в актуальных кризисных ситуациях, что позволило накопить осн. информ. в этой области. Хотя работа проводилась после Второй мировой войны, историю того, что теперь принято называть К. в., можно проследить по меньшей мере с начала XX в., когда на Северо-Востоке США были созданы первые центры помощи. С того времени знач. возросло число агентств, центров помощи, горячих линий.
Национальный ин-т подготовки в области К. в. (National Institute for Training in Crisis Intervention) объединил под одной крышей ученых, специалистов-практиков, парапрофессионалов, волонтеров без специальной подготовки, работников полицейских служб и др. Такое сотрудничество не только способствовало дальнейшему развитию единой теории К. в., но и позволило преодолеть мн. традиционные барьеры — особенно между стражами порядка и персоналом агентств по предоставлению помощи. В рез-те неотложная эмоциональная помощь жертвам кризиса стала более эффективной.