Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:34, контрольная работа
Цель моей работы – изучить труды Эмиля Дюркгейма и его теории эволюционного развития общества.
Задачи:
1. Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.
2. Передать основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Охарактеризовать нормальное и патологическое развитие общества.
3. Выявить, что такое парадигма в социальной интерпретации, и какие парадигмы можно выделить в социологии.
Введение 3
Учение о методе Дюркгейма концепции социального факта. Особенности социологизма Дюркгейма 5
Основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое развитие общества 13
Что такое парадигма в социальной интерпретации. Какие парадигмы можно выделить в социологии 15
Заключение 19
Список используемой литературы 21
План
Введение
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Эмиль Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.
Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.
Дюркгейм убедительно применил к сфере социологического знания принципы научного рационализма. Его исследования представляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных системах. Вместе с тем он сравнивал между собой различные типы обществ и рассматривал сложные общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц.
Дюркгейм разработал методологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т. д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала.
Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно- нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.
Провозгласив
основным принципом своей методологии,
необходимость изучать
Цель моей работы – изучить труды Эмиля Дюркгейма и его теории эволюционного развития общества.
Задачи:
1. Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.
2. Передать
основное содержание
3. Выявить,
что такое парадигма в
1. Учение о методе Дюркгейма концепции социального факта. Особенности социологизма Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. во Франции. Скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.
Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.
Дюркгейм
был убежденным и бескомпромиссным
рационалистом, а рационализм - французская
национальная традиция, начало которой
положил Декарт. Другого своего великого
соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм
считал главным предтечей научной социологии.
Именно у Монтесье он обнаружил идеи, обосновывающие
самое возможность существования социальной
науки, прежде всего, идеи детерминизма
и внутренней законообразности в развитии
социальных явлений, а также сочетание
описания и рационального объяснения
этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями
общей воли и гражданской религии
Дюркгейм также рассматривал в качестве
предшественника социологии, способствовавшего
развитию представления о природе социальной
реальности.
Еще до Дюркгейма Огюст Конт приступил
к осуществлению программы создания социальной
науки. Несмотря на то что Дюркгейм в своих
исследованиях критиковал ряд положений
социологии Конта, он признавал за ним
титул «отца» социологии и подчеркивал
предшествовало связь своих и контовских
идей. Отвергая обозначение своей социологии
как «позитивистской» (так же, впрочем,
как и материалистической, и спиритуалистской),
Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем
идеалом позитивной социальной науки,
который сформулировал родоначальник
философского позитивизма. Вслед за Контом
он рассматривал естественные науки как
образец для построения социологии. Дюркгейм
воспринял также контовский подход к изучению
общества как органического, солидарного
целого, состоящего из взаимосвязанных
частей.
Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Он опирался на «объективную» социологию Кота и в то же время решительно отвергал его «субъективную» социологию. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно искал глубинные причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что она всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».
Необходимо отметить влияние Канта и кантианства па Дюркгейма, прежде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы.
Особое значение в формировании социологических идей Дюркгейма имели взгляды французского неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье, в частности, его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости но отношению к другим индивидам.
Ренувье
отстаивал необходимость
Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя. Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и «позитивное» влияние идей Спенсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность использовать «элементарные формы» как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическом материале.
Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.
Для
понимания дюркгеймовского «
Онтологическая сторона социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях.
1.
Социальная реальность
2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь
идет прежде всего о всемерном
подчеркивании автономии
Дюркгейм. 1
3.
Онтологическая сторона «
Основной
принцип его методологии
Необходимо
подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма
имеет не столько онтологический,
сколько методологический смысл. «Рассматривать
факты определенного порядка как вещи
- не значит зачислять их в ту или иную
категорию реальности; это значит занимать,
но отношению к ним определенную мыслительную
позицию. Это значит приступать к их изучению,
исходя из принципа, что мы ничего не знаем
о том, что они собой представляют, а их
характерные свойства, как и неизвестные
причины, от которых они зависят; не могут
быть обнаружены даже самой внимательной
интроспекцией», - писал он.2
Это обстоятельство нередко игнорировали
интерпретаторы и критики Дюркгейма.
Из признания специфики
Однако «социологизм»
Социологический способ объяснении провозглашается
единственно верным, исключающим другие
способы или включающим их в себя. Социология
в результате выступает не только как
специфическая наука о социальных фактах,
но и как своего рола наука наук, призванная
обновить и социологизировать самые различные
отрасли знания: философию, гносеологию,
логику, этику, историю, экономику и др.
Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как «социологический империализм»). Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук». В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он. по собственному признанию, всегда оставался философом.
Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества