Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:34, контрольная работа

Описание

Цель моей работы – изучить труды Эмиля Дюркгейма и его теории эволюционного развития общества.

Задачи:

1. Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.

2. Передать основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Охарактеризовать нормальное и патологическое развитие общества.

3. Выявить, что такое парадигма в социальной интерпретации, и какие парадигмы можно выделить в социологии.

Содержание

Введение 3
Учение о методе Дюркгейма концепции социального факта. Особенности социологизма Дюркгейма 5
Основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое развитие общества 13
Что такое парадигма в социальной интерпретации. Какие парадигмы можно выделить в социологии 15

Заключение 19

Список используемой литературы 21

Работа состоит из  1 файл

сдана.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

План

Введение                                                                                                                3

  1. Учение о методе Дюркгейма концепции социального факта. Особенности социологизма Дюркгейма                                                                               5
  2. Основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое развитие общества                                                                                                         13
  3. Что такое парадигма в социальной интерпретации. Какие парадигмы можно выделить в социологии                                                                   15

Заключение                                                                                                         19

Список используемой литературы                                                                   21

 

    Введение

   Эмиль Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе, соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей.

  Дюркгейм  дал одно из наиболее развернутых  и убедительных онтологических обоснований  необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал, что общество - это реальность особого рода, не сводимая  ни какой другой. Вместе с тем он подчеркивал, что эта реальность обладает столь же высокой прочностью и устойчивостью, что и природа, и так же, как природные явления, она не поддается произвольному манипулированию. Таким образом, Дюркгейм отстаивал необходимость осторожного и уважительного отношения к обществу в социальной практике, важность опоры на реальные спонтанные тенденции при воздействии на социальные процессы.

  Дюркгейм убедительно применил к сфере социологического знания принципы научного рационализма. Его исследования представляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных системах. Вместе с тем он сравнивал между собой различные типы обществ и рассматривал сложные общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц.

   Дюркгейм  разработал методологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т. д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения, семьи, воспитания, религии, ритуала.

  Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно- нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором правил, которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными.

  Провозгласив  основным принципом своей методологии, необходимость изучать социальные факты как вещи, он отстаивал взгляд на социологию как на строгую объективную  науку, свободную от всякого рода идеологических предрассудков и  умозрительных спекуляций.

       Цель моей работы – изучить труды Эмиля Дюркгейма и его теории эволюционного развития общества.

       Задачи:

    1. Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.

    2. Передать  основное содержание социальной  теории Эмиля Дюркгейма – поиск  социальной солидарности. Охарактеризовать нормальное и патологическое развитие общества.

    3. Выявить,  что такое парадигма в социальной  интерпретации, и какие парадигмы  можно выделить в социологии. 
     
     
     
     
     
     

       1. Учение о методе Дюркгейма концепции социального факта. Особенности социологизма Дюркгейма.

  Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и  предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. во Франции. Скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

  Из  наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Декарта, Монтескье и Руссо.

  Дюркгейм  был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтесье он обнаружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социальной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рационального объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии 
Дюркгейм также рассматривал в качестве предшественника социологии, способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности. 
Еще до Дюркгейма Огюст Конт приступил к осуществлению программы создания социальной науки. Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул «отца» социологии и подчеркивал предшествовало связь своих и контовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей.

  Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать  его наследие целиком. Он опирался на «объективную» социологию Кота и в то же время решительно отвергал его «субъективную» социологию. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно искал глубинные причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что она всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».

  Необходимо  отметить влияние Канта и кантианства  па Дюркгейма, прежде всего на его  концепцию морали и нравственного  долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической  школы.

  Особое  значение в формировании социологических  идей Дюркгейма имели взгляды французского неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье, в частности, его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости но отношению к другим индивидам.

  Ренувье отстаивал необходимость развития ассоциаций, независимых от государства, производственных кооперативов, усиление роли государства в установлении социальной справедливости, введение светского воспитания в государственных школах. В целом его идеи оказали значительное влияние на интеллектуальный климат и идеологию Третьей республики.

  Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и биоорганической школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно «негативным» и «позитивным» в указанном выше смысле. Многие концепции Дюркгейма разрабатывались в полемике с концепциями английского мыслителя. Однако в исследованиях Дюркгейма сказалось и «позитивное» влияние идей Спенсера. Это относится, в частности, и к структурно-функциональной стороне социологии Дюркгейма (анализу общества как органического целого, в котором каждый институт играет определенную функциональную роль), и к эволюционистской стороне, поскольку вслед за Спенсером французский социолог рассматривал сложные типы обществ как комбинации простых. Вообще склонность использовать «элементарные формы» как модель для изучения форм развитых, определившая, в частности, обращение Дюркгейма к этнографическому материалу, в значительной мере стимулировалась работами Спенсера, также строившего свою социологию на большом этнографическом материале.

  Основополагающие  принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как «социологизм». Этот термин, несомненно, огрубляет и упрощает представление о дюркгеймовской теории. Тем не менее, он может служить полезным ориентиром, указывающим на некоторые существенные особенности социологических воззрений французского ученого.

  Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать  в нем два аспекта: онтологический и методологический.

  Онтологическая  сторона социологизма», т. е. концепция  социальной реальности, выражена в  следующих базовых положениях.

  1. Социальная реальность включена  в универсальный природный порядок;  она столь же устойчива, основательна  и «реальная, как и другие  виды реальности, а потому, подобно  последним, она подчинена действию  определенных законов.

  2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.

  Речь  идет прежде всего о всемерном  подчеркивании автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т. с. биопсихической реальности, воплощенной  в индивидах. «...Общество - не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы, скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом», - пишет 
Дюркгейм. 1

  3. Онтологическая сторона «социологии»  но сводится, однако, к признанию  основательности и автономии  социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным. Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему.

  Основной  принцип его методологии выражен  в знаменитой формуле, согласно которой  асоциальные факты нужно рассматривать как вещи. Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки.

  Необходимо  подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма  имеет не столько онтологический, сколько методологический смысл. «Рассматривать факты определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную категорию реальности; это значит занимать, но отношению к ним определенную мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят; не могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией», - писал он.2 
Это обстоятельство нередко игнорировали интерпретаторы и критики Дюркгейма.

    Из признания специфики социальной  реальности вытекает самостоятельность  социологии как науки, ее несводимость  ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и  понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

    Однако «социологизм» Дюркгейма  выходит за рамки этого методологического  принципа. Поскольку в соответствии  с его «социальным реализмом»  общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку происходит социологизация как объясняемых, так и бъясняющих фактов. 
Социологический способ объяснении провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рола наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др.

  Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется в «социологизме» своеобразным социологическим экспансионизмом (иногда обозначаемым как «социологический империализм»). Социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная социальная наука в ряду других, но и как «система, корпус социальных наук». В результате «социологизм» предстает не только как базовая социологическая концепция, но и как философское учение. Те глобальные проблемы природы морали, религии, познания, категорий мышления, которые стремился разрешить в своих исследованиях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Отсюда его двойственное отношение к философии. С одной стороны, Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков социологического метода независимость от всякой философии; с другой - он. по собственному признанию, всегда оставался философом.

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества