Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:34, контрольная работа
Цель моей работы – изучить труды Эмиля Дюркгейма и его теории эволюционного развития общества.
Задачи:
1. Рассмотреть учение о методе Дюркгейма и концепцию социального факта.
2. Передать основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Охарактеризовать нормальное и патологическое развитие общества.
3. Выявить, что такое парадигма в социальной интерпретации, и какие парадигмы можно выделить в социологии.
Введение 3
Учение о методе Дюркгейма концепции социального факта. Особенности социологизма Дюркгейма 5
Основное содержание социальной теории Эмиля Дюркгейма – поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое развитие общества 13
Что такое парадигма в социальной интерпретации. Какие парадигмы можно выделить в социологии 15
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с ею отрицательным отношением к умозрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют се. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте.
Вначале Дюркгейм подчеркивал внешний и принудительный характер социальных фактов. При объяснении социальных явлений он часто апеллировал к демографическим и социально-психологическим факторам (объем и плотность населения, структура и степень сложности социальных групп и т. п.), к «социальной среде» и социальным условиям» (не очень ясно определяемым). Впоследствии же он вес чаще обращается к понятиям «чувства долга», «морального авторитета» общества и другим психологическим и символическим посредникам между обществом и индивидом.
Эта смена понятийных приоритетов выражает частичное осознание Дюркгеймом того факта, что социальные нормы (и, шире, социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериоризации, что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов. Отсюда рост интереса Дюркгейма к собственно ценностной проблематике в конце жизни.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как и науку об институтах. их генезисе и функционировании-».
Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском «Социологическом ежегоднике». В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.
Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат » общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во- первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых, народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории.
Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию.
Общая
социология, подобно общей биологии,
осуществляет теоретический синтез
и устанавливает наиболее общие
законы; это философская сторона
науки.
Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей» функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Наконец, последнее значительное исследование французского ученого посвящено доказательству тезиса о том, что создание и поддержание социального единства - основная функция религиозных верований и действий.
Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно.
При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении бщественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора.
Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность.
Для
обоснования этого положения
Дюркгейм развивает теорию, которая
сводится к следующему. Если в архаических
(«сегментарных») обществах социальная
солидарность основана на полном растворении
индивидуальных сознаний в «коллективном
сознании» («механическая солидарность»),
то в развитых («организованных»)) социальных
системах она основана на автономии индивидов,
разделении функций, функциональной взаимозависимости
и взаимообмене («органическая солидарность»),
причем «коллективное сознание» здесь
не исчезает, но становится более общим,
неопределенным, его состояния становятся
менее интенсивными, и оно действует в
более ограниченной сфере.
Разделение труда, понимаемое не как чисто
экономическое, а всеохватывающее социальное
явление - это фактор, который обусловливает
переход от первого типа обществ ко второму.
Автор стремится строить свою теорию на
определенной эмпирической основе. В качестве
этой основы выступают некоторые древние
и современные системы нравственно-правовых
норм, различающиеся между собою характерными
видами санкций. Нормы с репрессивными
санкциями, характерные для уголовного
права, служат показателями механической
солидарности; нормы с реститутивными
(восстановительными) санкциями, характерные
для права гражданского, семейного, договорного,
торгового и т. п., служат показателями
органической солидарности. Нижеследующая
схема, составленная С. Люксом, дает прекрасное
представление о дюркгеймовском описании
механической и органической солидарности
в связи с определенными типами обществ.
3. Что
такое парадигма в социальной
интерпретации. Какие
парадигмы можно выделить
в социологии.
ПАРАДИГМА в социологии - термин, введенный в науковедение американским историком и философии Куном и означающий признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений [I]. Кун выступил против метафизической позитивистской концепции науки, лишавшей ее внутренней динамики и развития. С точки зрения куновской концепции развитие научного познания представляет собой процесс революционной смены парадигм. Накопление “аномалий” — фактов, противоречащих принятой парадигме исследования, подрывает ее авторитет, стимулирует выдвижение новых конкурирующих теорий, ведущих между собой борьбу за лидерство, которые заканчиваются победой одной из них, превращающиеся в новую парадигму. В современной западной социологии это понятие используется для диагноза ее современного состояния и определения перспектив создания единой парадигмы. Преобладает точка зрения, что социология относится к разряду “мультипарадигматических” дисциплин, для которых характерно наличие не одной, а нескольких парадигм.
В современной социологии, согласно Дж. Ритцеру, существуют пять основных парадигм – исходных концептуальных схем, объяснительных моделей, на которые опираются различные концепции. Они различаются в зависимости от того, как авторы понимают социальную реальность.
Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов – социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления – структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.
Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.
Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй – Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.
Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).
Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания – социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном .развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.
Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Многие исследователи считают социологию мультипарадигмальной наукой, в которой сосуществуют различные парадигмы. Так, американский социолог Д. Ритцер разработал интегральную модель социальной реальности. Она представлена в виде взаимодействия четырех уровней социальной реальности: макрообъективного, макросубъективного, микрообъективного и микросубъективного (рис. 1.4).
Значение
этой модели в том, что она позволяет,
во-первых, установить реальные взаимосвязи
между различными уровнями социальной
реальности (рис. 1.5), во-вторых, служит
основанием классификации изучаемых явлений,
в-третьих, требует применения соответствующей
этим явлениям методики и техники.(Немировский
В. Универсумная парадигма в российской
социологии//Социология на пороге XXI века:
Основные направления исследований/Под
ред. С.И. Григорьева (Россия), Ж. Коэнен-Хуттера
(Швейцария). 3-е изд., доп. и перераб. М.,
1999. С. 84-87.)
Практически
все названные парадигмы в
той или иной мере представлены в
отечественной социологической
литературе. Преодолев идеологическое
и теоретико-методологическое засилье
марксизма, социология в нашей стране
развивается в основном за счет восприятия
западных социологических концепций.
Заключение
Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем - и науки об обществе - социологии.
Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией.
Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как преимущественно нравственной реальности. Мораль Дюркгейм понимал как практическую, действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Поэтому он считал, что политические революции - это кровавые театральные действа, которые мало что изменяют в социальных системах. Для того чтобы политические преобразования действительно вызвали социальные изменения, они должны выразить и затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.
Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества