Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 20:35, контрольная работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, что бы изучить Теорию эволюционного развития общества Эмиля Дюркгейма.

Для выполнения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

описать учения Э. Дюркгейма и концепции социального факта;
раскрыть взгляд Э. Дюркгейма на социологию как науку;
изучить «социальные факты» и их основные признаки;
рассмотреть содержание теории «социальной солидарности».

Содержание

Введение 3

Учение о методе Э. Дюркгейма и концепция социального факта.
Особенности «социологизма» Э. Дюркгейма 4

Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма –
поиск социальной солидарности. Нормальное и патологическое

в развитии общества 9

Что такое парадигма в социологической интерпретации? Какие
парадигмы можно выделить в социологии? 14

Заключение 20

Список использованной литературы 21

Работа состоит из  1 файл

Социология.doc

— 116.50 Кб (Скачать документ)

     Важным  этапом истории функционалистских  представлений в социологии стал американский структурный функционализм в лице Т. Парсонса и Р. Мертона.

     Названные авторы, опираясь на достижения математики, кибернетики, бионики и др. современных им наук, предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой (индивиды, группы, коллективы и др.) находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом.

     Большим влиянием долгое время пользовалась концепция Т. Парсонса, который стремился обосновать центральную идею своего учения, «идею социального порядка», при котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Консенсус в отношении общепринятых социальных ценностей обеспечивает основу порядка в обществе. По мнению Парсонса, есть два пути достижения равновесия в обществе: 1) социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения другому (например, в семье); 2) создание разнообразных механизмов социального контроля.

     Теория  Парсонса оказала значительное влияние  на западную социологию, в том числе на эмпирические исследования, хотя и подвергается критике за ее усложненность, неоправданный оптимизм, игнорирование социальных конфликтов.

     Критика структурного функционализма Парсонса способствовала созданию современных социальных парадигм. Если функционализм дает упор на сотрудничество и стабильность, то конфликтные парадигмы акцентируют внимание на неоднородность в обществе.

     Начиная с конца 20-х гг. неомарксистская  конфликтная парадигма развивается теоретиками Франкфуртской школы объединяющей М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Э. Фромма, Г. Маркузе, которые назвали свою версию неомарксизма «критической теорией», сыгравшей в 60-е гг. значительную роль в идеологическом оформлении экстремистского крыла движения «новых левых».

     Сторонники  конфликтных парадигм и функционализма анализируют общество, как нечто объективное, присущее социальному миру. Эти макротеории акцентируют внимание на том, как структура общества влияет на поведение людей. Микросоциологические парадигмы сосредотачиваются на том, как люди в своей деятельности и в процессе общения создают и изменяют общество. Эти вопросы рассматривают такие школы, как символический интеракционизм, теории обмена, феноменологическая социология, этнометодология.

     Символический интеракционизм сформировался в 20-е  г. XX в. в Чикаго. Основоположником символического интеракционизма считается Джордж Герберт Мид. С его точки зрения, поведение человека является социальным. Причем люди одновременно и создают социальную среду, и находятся под ее воздействием. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых представлены в языке. Без символов не может быть ни человеческого общения, ни общества, так как символы обеспечивают средства, с помощью которых происходит общение. Чтобы интеракция (общение) продолжалась, каждый вовлеченный в нее должен еще и интерпретировать намерения других с помощью «принятия роли», т.е. поставить себя на место партнера.

     Интеракционисты подчеркивают свободу в выборе человеческого  действия. Во многом сходные идеи развивались ранее М. Вебером, и поэтому некоторые социологи называют символический интеракционизм «теорией действия».

     Теории  обмена трактуют социальное действие как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать свою выгоду и минимизировать затраты. Один из основателей данного теоретического направления, Джордж Хоманс, выдвигает пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих социальное поведение.

     Первый  постулат – постулат успеха – состоит  в том, что все действия подчинены  основному правилу: чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее  их воспроизведение. Второй постулат стимула  состоит в утверждении, что если стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие. Третий постулат – постулат ценности – чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен воспроизвести это действие. четвертый постулат насыщения – голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок человека, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. Пятый постулат – постулат агрессии – одобрения – утверждает, что если действие не вызовет ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение. И наоборот, когда действие человека получает ожидаемое одобрение или не приводит к ожидаемому наказанию, то он вероятно, воспроизведет одобряемое поведение, поскольку оно будет для него наиболее ценным.

     Представители феноменологической парадигмы основное внимание останавливают на внутренней работе человеческого сознания. В  сферу их исследований не включается анализ социального действия как такового, и поэтому они не объясняют причины человеческого поведения.

     Феноменологическая  социология восходит к работам немецкого  философа Эдмунда Гуссерля. Большое влияние на развитие данной парадигмы в социологии оказали работы австрийского философа Альфреда Шюца.

     Все формы социального взаимодействия сводятся в этнометодологии к  речевой коммуникации, к повседневной речи. При этом подчеркивается уникальность каждой ситуации повседневного общения, а вся социокультурная реальность рассматривается как поток неповторимых ситуаций. этнометодологи не согласны с социологами, рассматривающими мир как объективный, существующий независимо от сознания людей. Они утверждают, что социальный мир состоит только из конструкций и интерпретаций самих людей.

     Интегративный макро- и микроподход к социальным явлениям представляет собой теория «структурации» английского социолога Энтони Гидденса. Он критикует макроуровневую концепцию структурного функционализма за ее пренебрежение к индивидуальному подходу, а микросоциологические парадигмы (символический интеракционизм, феноменологию) за преувеличение роли субъекта. Термин «структурация» Гидденс использует для описания взаимодействия структур и социального действия. Он указывает на «двойственность структуры» имея в виду, что структуры делают возможным социальное действие, а социальное действие, в свою очередь, создает эти же структуры.

     Основным  понятием теории структурации служит понятие социального агента. «Агент» предполагает людей, способных трансформировать окружающий мир посредством своих действий и воспроизводить его, что необязательно связано  с трансформацией всего общества.

     Западная  социология в 20 – 30-х гг. пережила особопарадигмальное  дробление, которое оказывает воздействие  на состояние науки до сих пор. На современном этапе ограничения рассмотренных парадигм преодолеваются путем разработки интегральных теорий.

     Стремление  к методологическому совершенству потребовало разработки многочисленных теорий, породивших различные направления в развитии социологии, которые продолжают развиваться, передавая нам свои представления об обществе. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Как и все основатели социологии, Дюркгейм был захвачен переменами, изменяющими общество на его глазах. Он пытался объяснить эти перемены в их связи с разделением труда (нарастанием усложняющихся различий между различными профессиональными сферами) как частью индустриализации. Дюркгейм утверждал, что разделение труда постепенно вытесняет религию как основу социальной взаимосвязи. По мере того как разделение труда усиливается, люди становятся все в большей степени зависимы друг от друга, поскольку каждый нуждается в товарах и услугах, производимых людьми других профессий. Согласно Дюркгейму, перемены в современном мире происходят настолько быстро и интенсивно, что это порождает значительные социальные трудности, которые он связывал с аномией. Аномия — это ощущение бесцельности или бесполезности существования, вызванное определенными социальными условиями. Рамки и требования традиционной морали, которые были обусловлены религией, в ходе социального развития оказались в основном разрушены, и поэтому в современных обществах многие индивиды сталкиваются с ощущением, что их повседневное существование лишено смысла.

     Объективность в толковании Э. Дюркгейма – это  независимость социальных феноменов от индивидуального сознания, индивидуальных представлений, это объективное существование  коллективного сознания по отношению к сознанию индивида. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

     
  1. Бабосов Е.М. Общая социология: учеб. пособие  для студентов вузов/ Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: «ТетраСистемс», 2006 (стр. 60-68);
  2. Кравченко А.И. История социлогии: учеб. – М.: ТК Велби, Издательство Простпект, 2006 (стр. 139-165);
  3. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов. Ответственный редактор – академик РАН Г.В. Осипов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА·М, 1999 (стр.140-160; 178-181);
  4. Социология. Учебник для вузов / Под общей редакцией доктора философских наук, профессора Г.С. Батыгина. – М.: NOTA BENE, 2000 (стр. 23-31);
  5. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998 (стр. 37-40);
  6. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 (стр. 39-40).

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория эволюционного развития общества