Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:07, доклад
Социологическая мысль в России второй половины прошлого-начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
Этапы становления науки в России.
Социологическая мысль в России второй половины прошлого-начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах мыслителей 19-20 веков.
С конца 60-х годов XIX в. до конца 20-х годов XX в. в России центральное место в академической социологии и публицистике занимала субъективная школа. Она была представлена такими именами, как П. Лавров, Н. Михайловский, С. Южаков, Н. Кареев; в ней обнаруживаются несколько поколений последователей: Н. Рейнгардт, В. Чернов, Н. Русаков, Е. Колосов, М. Менский, Э. Энгельгардт, П. Мокиевский, А. Красносельский и другие. Влияние этой школы на русскую интеллигенцию было огромным.
Рассказывая о ключевых
положениях “русской” школы (как
её называли за границей в то время),
наилучшим способом представляется
такой путь: рассмотреть отдельно
наиболее заметных представителей (можно
остановиться на четырёх учёных: Лаврове,
Михайловском, Южакове и Карееве),
чтобы, не смотря на явные идейные
сходства, задержать взгляд на самобытности
каждого социолога в
Социология в Россию
проникла с Запада, но быстро стала
принимать собст. Рассказывая о
ключевых положениях “русской” школы
(как её называли за границей в то
время), наилучшим способом представляется
такой путь: рассмотреть отдельно
наиболее заметных представителей (можно
остановиться на четырёх учёных: Лаврове,
Михайловском, Южакове и Карееве),
чтобы, не смотря на явные идейные
сходства, задержать взгляд на самобытности
каждого социолога в
Социология в Россию
проникла с Запада, но быстро стала
принимать собственные
История социологии в России - наименее изученный раздел мировой науки, что обусловлено своими историческими причинами. Социология в России с самого начала была поставлена в неблагоприятные условия по сравнению с теми, в каких работали социологи в странах Западной Европы и США. Однако, несмотря на все трудности, отечественная социологическая мысль успешно развивалась и смогла не только подняться на уровень мировых достижений, но и превзойти или определить по времени западные образцы. В целом ряде областей именно русскими социологами были впервые поставлены и получили осмысление проблемы, к которым западная наука обратилась значительно позже. В отличие от социологов Запада, которые были слабо знакомы с развитием науки в России, отечественные социологи постоянно находились в курсе научной жизни западных стран, и это позволяло им опираться на весь запас имеющихся знаний и, безусловно, будило их творческую мысль.
Как и в мировой социологии в России действовала закономерность движения социальной мысли от социальной философии через социальную теорию к теории собственно социологической. Российские социальные учения формируются первоначально как философия истории, особенно в первой половине XIX века. К середине столетия на передний план выдвигаются социальные теории, где переплетаются элементы социально-философские и социологические. И только в начале XX века появляются уже чисто социологические теории. Но и в последнем случае видно постоянное взаимодействие социальной философии и социологии.
Формирование и развитие
психологической тенденции в
социологии было обусловлено несколькими
факторами. Изменения, происходившие
в общественной и экономической
жизни разных государств, и прежде
всего бурное развитие в ряде стран
с развитым капиталистическим хозяйством
и обострение в них классовой
борьбы, вызывали необходимость изучения
причин и механизмов новых массовых
социальных процессов. Требовалось
более полное и научно обоснованное
истолкование исторического процесса,
выяснение конкретных характеристик
изменений в психическом
Историческая судьба социологии советского периода после Октябрьской революции складывалась крайне противоречиво. В первые годы советской власти и в области социологической теоретической мысли и в области институализации социологии происходили интенсивные позитивные изменения. Продолжались традиции дореволюционной русской социологической школы (П.А.Сорокин, Н.К.Кареев и др.). Одновременно с этим все сильнее становилось влияние развивающегося советского варианта марксистской социологической теории, которая была нацелена на утверждение только собственных представлений и разрыв с прежними достижениями отечественной социологической мысли.
К началу 20-х годов немарксистская социология в Советской России располагала значительной институциональной базой, и ее влияние ощущалось на протяжении всех 20-х годов. Многочисленные партийные проверки, проводившиеся в партшколах, часто обнаруживали, что студенты вместо трудов классиков читают О. Конта, Г. Спенсера, Э.Дюркгейма. Уже в первые годы Советской власти социологи немарксистской ориентации издали ряд монографий и учебных пособий. Но интенсивный процесс развития немарксистской социологии был остановлен практически прямыми репрессиями.
В
принципиально иной ситуации оказались
после Октябрьской революции
марксистская социология. Приобретая
академическую
В
марксистской и немарксистской литературе
20-х годов широкое
Столкнувшись с трудностями при определении предметной спецификации марксистской социологии, ряд известных авторов предлагали считать исторический материализм филосовско-социологической теорией. Определяя предмет марксистской социологии, большинство социологов начала 20-х годов воспроизводили идеи О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Социология понималась как наука об обществе в целом, о сложно организованной социальной системе. После широкой дискуссии о содержании и методологической роли понятия “общественно-экономическая формация” марксистская социология стала определяться как наука о закономерностях развития смены общественных формаций.
В
первой половине 30-х годов исследования
в области методологических проблем
социологии фактически прекратились.
К середине 30-х годов полностью
возобладала упрощенная точка зрения
на исторический материализм как
на конкретизацию положений
XXI век – век социологии
По научно-техническому, естественно-научному, социальному и социально-экономическому содержанию XXI век качественно отличается от века предыдущего.
На рубеже XX – XXI веков
сложился ряд взаимосвязанных процессов,
объединяющих индивидов, группы, сообщества,
государства, рынки, корпорации, национальные
правительства и
Глобализация экономики породила ряд негативных социальных реалий, наличие которых социология не может обойти молчанием.
Произошло и продолжает расти резкое расслоение стран и регионов по количеству потребляемого сырья. Например, потребление нефти на одного среднестатистического человека Земли составляет 554 кг. Но при этом в США на каждого приходится примерно 2614 кг, в Канаде – 2415 кг, Заире – 210 кг, а в Индии – 62 кг, Эфиопии – 14 кг; 43% добываемых редких металлов расходуется в Японии, 36% – в США. Если бы 90% населения Земли приблизились по уровню потребления к США, то добычу сырья на планете пришлось бы увеличить в сотни раз, и весь сырьевой ресурс Земли был бы исчерпан в течение двух-трех десятилетий. За год электростанции всего мира потребляют сейчас угля, нефти, газа столько же, сколько природой было создано на протяжении одного миллиона лет. По подсчетам специалистов, в случае сохранения темпов современного потребления органического топлива, запасы нефти будут исчерпаны через 50 – 60 лет, природного газа – через 90 – 100 лет.
Эколого-ресурсный кризис,
обусловленный продолжающейся эксплуатацией
сырьевых и дешевых человеческих
ресурсов развивающихся стран, сопровождается
ростом антагонистического социального
противоречия между богатыми и бедными
странами. Оно усугубляется демографическим
кризисом, продолжающейся демографической
экспансией человека на планету. Если
еще 10 лет назад население Земли
составляло 5,6 млрд. человек, то сегодня
– примерно 7 млрд., а к 2030 г. оно
достигнет, по имеющимся прогнозам,
10 млрд. человек. Экстремальный рост
народонаселения планеты
«Глобально-рыночный фундаментализм» (или, вернее, «глобально-рыночный империализм») порождает и адекватный ответ: «антиглобалистский фундаментализм». Народы и страны не хотят жить по навязываемым им законам, по социальным нормам и ценностям «мирового лидера». (Некоторыми социологами даже высказывается мнение об участии всего населения планеты в выборах президента США, выступающего в качестве ее мирового лидера).
В условиях наличия оружия
массового уничтожения (особенно биологического
и ядерного) резко возрастает опасность
международного терроризма. Подчеркиваю,
что современный терроризм –
это социальное явление, и воздействовать
нужно на его социальную природу;
никакими организационными формами
или силовыми методами его победить
невозможно. Главный корень терроризма
не только в невежестве (например, в
игнорировании мусульманскими террористами
моральных основ Корана), а в
осознании социальной бесперспективности.
Когда безликая сила подавляет национальные
традиции, национальную самобытность,
грозит окончательно уничтожить национальный
суверенитет, то далеко не каждый человек
может с этим мириться. Осознавая,
что никакие официальные