Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:07, доклад
Социологическая мысль в России второй половины прошлого-начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
равновесия. Социальные системы стремятся
повышать степень упорядоченности,
используя содержащиеся во внешней
среде вещество, энергию и информацию
для собственного функционирования
и развития. Приведенное понятие
структуры разделяется многими
исследователями. При этом немало исследователей
обращает внимание на огромную роль структуры
в формировании целостных свойств
системы. Так, отмечая, что система
являет собой множество
отдельных элементов, сколько свойствами, его структуры, особыми интегративными связями рассматриваемого объекта».
Социальный институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.
Следует иметь в виду, что в социальных науках (прежде всего, в социологии и юриспруденции) понятие «институт» трактуется более широко, чем термин «организация», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодификация правил поведения членов института.
Слово «социальный институт»
употребляется в самых
Общие для всех институтов признаки объединены в пять групп
1. установки и образцы поведения
2.
утилитарные и культурные
3. культурные символы
4. кодекс устный и письменный
5. идеология
Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.
Одним из основных направлений в
типологии общества служит выбор
политических отношений, форм государственной
власти как оснований для выделения
различных типов общества. Например,
у Платона и Аристотеля общества
различаются по типу государственного
устройства: монархия, тирания, аристократия,
олигархия, демократия. В современных
вариантах этого подхода
В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях: первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).
Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это определение идеального общества, реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества, которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все без исключения стороны жизни.
Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на верховенстве права во всех сферах жизни общества.