Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:52, реферат
В нашей работе мы рассмотрим этические основы управления, как важный рычаг грамотной работы менеджера.
Введение 2
Основная часть 4
Заключение 15
Список литературы 16
Содержание
Введение
Основная
часть
Заключение
Список
литературы
Введение
С одной стороны, этика – это область знания, научная дисциплина, изучающая мораль, нравственность, их возникновение, динамику, факторы и изменения. С другой стороны, под этикой понимается сама совокупность нравственных правил в той или иной сфере поведения человека или организации. Как обозначение особой области знания этот термин впервые употребил Аристотель. Понятием «этос» обозначают согласованные правила и образцы житейского поведения, уклад, стиль жизни какого-либо сообщества людей (сословия, профессиональной группы, социального слоя, поколения и т.п.), а также ориентацию какой-либо культуры, принятую в ней иерархию ценностей.
Непосредственная
связь этики с жизненной
Система норм и правил, принятая в настоящее время в мировом бизнесе, не возникла в готовом виде. Она складывалась на протяжении длительного исторического периода, по мере развития цивилизации, на основе непреднамеренного следования людей определенным традициям и обычаям. Первичные основы профессиональной этики были заложены в период расцвета античных цивилизаций. Оттуда берут свое начало, например, профессиональная клятва Гиппократа, правила и нормы торговли, в том числе – (что особенно важно для ситуации в отечественном бизнесе) представление о важности соблюдения договоров. Однако в духовном мире человека античной и средневековой культур, основанных на насильственном принуждении человека к производительному труду, не было места представлениям о связи между трудом и собственностью, богатством. Более того, они мыслились как отдельные, даже противоположные элементы человеческой жизни.
В нашей работе мы рассмотрим
этические основы управления, как
важный рычаг грамотной работы
менеджера. Стоит признать, что
в современном мире
Основная
часть
Этика
и культура управления - новая отрасль
гуманитарного
Этика управления не существует сама по себе. Связь управленческой этики с другими поведенческими науками довольно хорошо изучена и подтверждена – она плотно связана с соционикой, эргономикой, психологией, социологией культурной повседневности, антропологией, ортобиотикой и т.д.
Управленческая этика - это адаптированные к практическим нуждам управленцев сведения об основных этических понятиях, закономерностях формирования коллективистских отношений, о нравственных ценностях, о моральных требованиях к стилю работы и облику.
Управленческая этика - это система этических знаний и практических рекомендаций, регламентирующих управленческую деятельность, основополагающими принципами которой являются гуманизм, коллективизм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду и т.д. Роль морального фактора в управлении играет очень важную роль1.
Совершенствование производственного управления невозможно без овладения механизмами нравственной регуляции, поскольку роль нравственных отношений выступает один из рычагов управления. Нравственное здоровье коллектива имеет очень большое значение: соответствие ценностей социальной группы ценностям общечеловеческой морали, сознательная трудовая дисциплина, моральная удовлетворенность общением, совместной трудовой деятельностью.
Одной из задач грамотного и компетентного руководителя является формирование в коллективе условий противодействующих возникновению серьезных нравственных коллизий на стадии ”конструирования” трудового социума.
Нравственные ценности коллектива и его четкая моральная позиция обуславливают нравственную совместимость людей и механизмы нравственной саморегуляции каждого члена коллектива. Нравственная защищенность, заинтересованность, атмосфера творчества, опыт коллектива - моральные гарантии коллектива, личности. Нравственные ожидания- притязания являются одним из способов коллективной интеграции. Нравственные традиции (коллективные обсуждения, борьба с несправедливостью, некорректным поведением и общением и т.д.) обеспечивают благотворную атмосферу коллектива.
Существует такое направление, как этическая концепция хозяйствования как научно обоснованный подход к использованию многообразных нравственных факторов производства в целях его гуманизации и обеспечения оптимальной экономической эффективности.
Этика хозяйствования также предопределяет нравственно взвешенную конкурентоспособность предприятия как деловое соперничество во имя интересов потребителя. Рентабельность, прибыль, доход - интегративные экономические характеристики хозяйственной деятельности: нравственные аспекты этих экономических категорий. Отсюда следует нравственная защищенность работников, незыблемость моральных принципов их руководителей – как условия наилучших экономических характеристик хозяйственной деятельности2.
Повышение гуманитарной культуры и этики хозяйственных кадров - важное условие проявления творческого потенциала управления. Нравственные начала выступают как способ демократизации экономических процессов (премиальная система, конкурсные начала, конкуренция и т.д.) Выделяют институциональные формы этического контроля: комитет по этике, адвокат по этике (основная функция - совесть организации), ревизионные комиссии по этике и т.п..
Культура управления тесно переплетается с этикой управления.
Культура - явление органично связанное с человеческой жизнедеятельностью. Культура - это исторически развивающаяся система специфических способов организации человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, к делу, к самому себе, к другому человеку.
Роль духовной культуры в развитии управления несомненна. Функции духовной культуры:
мотивационная, нормативная, аксиологическая, эвристическая, стилеобразующая, интегративная, познавательная, рекреационная, познавательная).
Духовная культура - неотъемлемый элемент всякой человеческой деятельности. Культура управления может трактоваться как показатель интеграции духовной культуры и взаимодействия управляющей и управляемой систем, управления и деятельности.
Безусловно, что управление должно быть культурным, т.е. высококачественным по результату, гуманным, честным, эффективным. Антиподы культуры управления: голое администрирование, чванство, волокита, неконкретность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, бюрократизм, индивидуализм. Научность есть важная характеристика культуры управления. Управленческая культура в целом понимается как система отношений, выраженных в нормах, ценностях, знаниях в сфере трудовых отношений в области управленческих взаимодействий.
Совершенствование управления в современных условиях - это внедрение культуры в практическую деятельность людей, повышение общей и профессиональной культуры как руководителей, так и руководимых.
Высокая культура управления выражается в способности оптимального сочетания интересов как производителей, так и потребителей, в сохранении экономического равновесия, в развитии демократических форм отношений между людьми. Необходимое условие повышения управленческой культуры - демократизация общества. Умение руководителей наилучшим образом выполнять возложенные обществом на них функции, их соответствие (профессиональное, нравственно-политическое, интеллектуальное…) требованиям и задачам управленческой деятельности, с одной стороны, а с другой, - готовность трудящихся участвовать в управлении - краеугольные камни новой постперестроечной культуры управления.
Культура управления - это совокупность требований, предъявляемых к внешней стороне процесса управления, требований, обусловленных нормами и принципами морали, этики и эстетики, права, принципами организации и техники управления.
Эмпирические индикаторы, определяющие уровень культуры управления - дисциплина, хозяйственность, удовлетворенность работой, социальная активность, организация общественной жизни, демократичность управления, способность принимать решения с учетом производственных и общественных интересов, требовательность и педагогические навыки руководителя.
Социальная направленность управления выражается в участии трудящихся в управлении, что представляет собой работу в выборных органах, в обсуждении законов и руководящих документов, в работе общественных организаций3.
Дополнительные понятия, которые стали неотъемлемой частью управленческой этики: экономическая культура, хозяйственная культура, корпоративная культура. Экономическая культура есть проекция культуры на сферу социально-экономических отношений. Хозяйственная культура есть система ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию хозяйственной деятельности. Трудовая культура - результат исторического развития общества. Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, присущих данной корпорации (данной замкнутой общности деловых людей), отражающих ее индивидуальность, проявляющаяся в поведении, коммуникациях, способах реализации себя в окружающей среде.
Нормы этичного поведения руководителя - правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.
В своём профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель должен являться примером для подчинённых сотрудников.
Этика
деловых отношений
Во-первых, знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, а также обладание навыками использования указанных способов на практике.
Во-вторых, умение правильно вести деловую беседу. Выполнение руководителем главных требований при проведении беседы с сотрудниками - создание доброжелательной, доверительной обстановки, умение корректно и заинтересовано выслушать собеседника, способность руководителя воспринимать невербальную информацию во время беседы - это прямой путь к его участию в выявлении, предотвращении и разрешении сложных ситуаций, ведущих к ухудшению социально-психологического климата4.
Умение руководителя создать доброжелательную и конструктивную обстановку во время беседы - качество, которое способствует тому, что подчинённые сотрудники не будут замалчивать свои проблемы, а будут стремиться решить их вместе со своим руководителем. Более того, руководитель должен поощрять подобные обращения сотрудников. При возникновении признаков конфликтной ситуации, появлении у кого-либо из членов коллектива черт поведения, характерных для стресса, руководитель может, а при определённых условиях обязан лично вмешаться в ситуацию путём проведения беседы. Личное участие руководителя в решении деловых и морально-психологических проблем сотрудников не должно носить эпизодического характера. Практика проведения бесед эффективна в том случае, если она отличается периодичностью (даже вне зависимости от того, назрели острые проблемы или нет).
В-третьих, руководитель должен владеть навыками проведения критического разбора деятельности подчинённых сотрудников. Невыполнение им правил критики, выработанных многолетним опытом общения людей, является распространённой ошибкой, ведущей к обострению отношений в коллективе. Критиковать сотрудников - объективная необходимость в работе любого руководителя. Но при этом он должен показывать личный пример корректного, конструктивного отношения к ситуации, не допускать ущемления личного статуса и чувства собственного достоинства критикуемого сотрудника. Исходя из этого, руководителю не следует критиковать кого-либо в присутствии третьих лиц, начинать разговор непосредственно с критики, подвергать разбору личные качества, а не действия сотрудника.