Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:53, курсовая работа
Цели курсовой работы:
1) Описание теоретических и методологических основ этнометодологии;
2) Рассмотрение творчества Гарольда Гарфинкеля.
Для достижения поставленных в курсовой работе целей решались следующие задачи:
1)Рассмотреть идейные истоки этнометодологии: экзистенциализм, феноменологическая социология, культурная и социальная антропология;
....
Введение 3
Раздел 1. Теоретические и методологические основы энтометодологии 5
1.1. Экзистенциализм 5
1.2. Феноменологическая социология 9
1.3. Культурная и социальная антропология 13
Раздел 2. Гарольд Гарфинкель и его этнометодология 20
2.1. Гарольд Гарфинкель как основатель этнометодологии 20
2.2. Место этнометодологии в системе социологического знания 26
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Проведенные эксперименты свидетельствовали, что фоновые ожидания могут быть выявлены с помощью «индексации» - центральной категории, используемой Гарфинкелем и другими этнометодологами. Индексация означает, что смысл любого явления или социального взаимодействия вытекает из его контекста, он является «индексированным» в конкретной ситуации. По существу любые интерпретации или объяснения членов общества в их повседневной жизни всегда осуществляются со ссылкой на конкретные обстоятельства или ситуации.
Гарфинкель делает вывод, что смысл любого социального действия можно понять только в определенном локальном контексте. Как считает Гарфинкель, по действиям в локальных контекстах можно проникнуть в суть фоновых ожиданий и тем самым действительно понять неосознаваемые стабильные культурные образцы взаимодействия людей. Вместе с тем пользоваться подобными экспериментами нужно весьма осторожно, ибо разрушение повседневных моделей взаимодействия может вызывать психологические стрессы.
Социолог утверждает, что подобные эксперименты проливают свет на то, как люди в повседневной жизни изнутри с помощью своей практической рациональности постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир. Они также доказывают, что социальный порядок весьма локален, хрупок, подвижен и не может быть однозначно выражен через какие-либо жесткие закономерности.
В центре интересов Гарфинкеля
было то, как, каким образом, благодаря
каким методам и каким
2.2. Место этнометодологии в системе социологического знания
Гарфинкель считал, что классическая социология имеет существенные ограничения возможностей исследования социальной реальности. По его мнению, её теоретически-методологический инструментарий не позволяет исследовать стихийные социальные взаимодействия, которые характерны для повседневности. Их нельзя изучать и интерпретировать в духе веберовской формальной рациональности или через призму дюргеймовских социальных фактов, воздействующих на индивида принудительно. Ибо, с точки зрения Гарфинкеля, социальные действия взаимодействующих индивидов на локальном уровне будут, в конечном счете, детерминированы не уровнем рационализации общественной жизни в целом, и даже не ценностями и коллективными представлениями, а тем, как индивиды сами оценивают сложившиеся обстоятельства, исходя из того, что они ориентируются на фоновые ожидания и при этом обладают собственной практической рациональностью.
Некоторые из последователей Гарфинкеля высказываются о том, что классическая социология стала наукой, которая отчуждена от общественных реалий. Они упрекают социологов-традиционалистов в огрублении и искажении социального мира, заявляя, что необходимо изучать не ценности и нормы, обуславливающие характер социальных действий индивидов, а то, какими методами используются ценности и нормы самими индивидами.
Что касается критиков этнометодологов, то они отмечают, что ее представители изображают членов общества, как будто у них нет социально - детерминированных мотивов. У этнометодологов, как считают они, отсутствуют ссылки на то, почему люди ведут себя так или что заставило их действовать таким образом.
И все же в последнее время представители разных социологических парадигм все чаще находят общие точки соприкосновения. Возникает синтез этнометодологии с другими социологическими теориями. Например, американский социолог Д. Боден активно работает с использованием теоретико-методологического инструментария и этнометодологии, и символического интеракционизма. Другой американский социолог Р. Хилберт предложил, по его словам, «радикальную концепцию» этнометодологии, которая вообще стирает грани между макро- и микро социальными реалиями.26
Эти и другие соображения Гарфинкеля приводят его к выводу о том, что предмет и методы этнометодологии, по существу, делают её «альтернативной социологией».
Заключение
Этнометодология по замыслу Гарфинкеля должна противостоять «этнонауке» как совокупность научных приемов и методов познания общества. При этом Гарфинкель исходит из основного постулата: социальная жизнь необходимо заключает в себе момент рациональности.
В рассуждениях Гарфинкеля центральными понятиями являются «фоновые ожидания» и «рефлексивность». По Гарфинкелю, субъекты творят социальную действительность по принятым правилам. Таким образом, социальная действительность создает и воссоздает сама себя, рождается все из тех же субъективных актов. Рефлексивность, второе понятие в учении Гарфинкеля, означает возникновение социальных структур в ходе их субъективной интерпретации.
Особенностью
В ходе выполнения данной курсовой работы мной были рассмотрены идейные истоки направления американской социологии – этнометодологии. Этими истоками являются экзистенциализм, феноменологическая социология, культурная и социальная антропология. В наши дни этнометодология распалась на ряд течений: анализ разговорной речи, этнометодологическую герменевтику, анализ обыденной повседневной жизни. Этнометодология универсализирует методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах. Была проанализирована этнометодология Гарфинкеля, где можно сделать вывод о том, что смысл любого социального действия можно понять только в определенном локальном контексте. В проведенных Гарфинкелем экспериментах, называемых "гарфинкелингами", социолог перевернул традиционное социологическое анкетирование и интервью, и доказал, что социальный порядок весьма локален, хрупок, подвижен и не может быть однозначно выражен через какие-либо жесткие закономерности. Подобные эксперименты проливают свет на то, как люди в повседневной жизни постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир.
Что касается места этнометодологии в системе социологического знания, то здесь можно говорить о том, что у этнометодологии были как последователи, так и критики. Последователи этнометодологии оценивают классическую социологию как разновидность обыденного знания, как "этнонауку", и не видят ее принципиального отличия от других форм этнонауки. Они говорят о том, что
этнометодология - радикальный проект построения подлинно научной социологии знания. Критики же, напротив, отмечают ограниченность этнометодологии в связи с ее сосредоточенностью на формальных аспектах социального мира, идущей в ущерб его анализу.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что Гарольд Гарфинкель и его этнометодология оказали значительное влияние на современную социологическую мысль, лингвистику и этнографию.
Список использованной литературы
1)Волков Ю.Г., Нечипуренко
В.Н., Самыгин С.И. - Социология: история
и современность ,серия «
2)Гарфинкель Г. - Исследования
по этнометодологии,
3)Гофман А. Б. - Семь
лекций по истории социологии:
Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет»,
2001. - 216 с., PDF, метод доступа: <http://www.twirpx.com/file/
4)Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. - Западная
теретическая социология, Издательство
«Ольга», 1996, 416 с., DOC, метод доступа: <http://www.twirpx.com/file/
5)Зборовский Г.Е. - История социологии, Гардарики, 2004, 608 с.
6)Орлова Э.А. - Культурная
(социальная) антропология: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический
Проект, 2004.— 480 с., PDF, метод доступа: <http://yanko.lib.ru/books/
7)Философия, учебник под ред. Лавриненко
В.Н. 2004, 2-е изд., 511 с., DOC, метод доступа: <http://www.alleng.ru/d/phil/
8) Ж.-П.Сартр «Экзистенциализм
– это гуманизм», в кн.: Сумерки
богов. М.: "Политиздат", 1989. c. 319-344, метод
доступа: <http://psylib.org.ua/books/
1 Гарфинкель Г. - Исследования по этнометодологии, издательство «Питер». – 2007. – 335 с. .: ил. — Серия «Мастера социологии»
2 Зборовский Г.Е. - История социологии, Гардарики, 2004, 608 с.
3 Орлова Э.А. - Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект, 2004.— 480 с.
4 Гофман А. Б. - Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с.
5 Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. - Социология: история и современность ,серия «Учебники, учебные пособия», Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999— 672 с.
6 Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. - Западная теретическая социология, Издательство «Ольга», 1996, 416 с.
7 Философия, учебник под ред. Лавриненко В.Н. 2004, 2-е изд., 511 с.
8 Философия, учебник под ред. Лавриненко В.Н. 2004, 2-е изд., 511стр., с.223
9 Зборовский Г.Е. - История социологии, Гардарики, 2004, 608 стр, с. 487
10 Там же, с. 487
11 Зборовский Г.Е. - История социологии, Гардарики, 2004, 608 стр, с. 487
12 Там же, с. 487
13 Зборовский Г.Е. - История социологии, Гардарики, 2004, 608 стр, с. 489
14 Шелер М. Формы знания и общество // Социол. журн. 1996 № 1/2. с. 135
15 Там же, с. 138
16 Зборовский Г.Е. - История социологии, Гардарики, 2004, 608 стр, с. 490
17 Там же, с. 492
18 Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект, 2004.— 480 с.– с.7-8.
19 Там же, с. 8
20 Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект, 2004.— 480 с. 8 - 9
21 Орлова Э.А. Культурная (социальная) антропология: Учебное пособие для вузов.— М.: Академический Проект, 2004.— 480 с.–12-13
22 Там же, с. - 15
23 http://www.i-u.ru/biblio/
24 Цит. по: Хрестоматия по современной западной социологии второй половины XX века / Под ред. Т.Е. Зборовского. Екатеринбург, 1996., с. 142.
25 http://society.polbu.ru/
26 http://bezobeda.net/blog/2010-