Этносоциология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:42, контрольная работа

Описание

Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного интереса нескольких наук:
- социальной антропологии, изучающей примитивные сообщества;
- этнографии, описывающей сходство и различия между народами;
- этнологии, исследующей этногенез (происхождение этносов), их основные характеристики и свойства;

Содержание

Введе-ние………………………………………………………………………….......2
Этносоциология как научная дисциплина…………………………………………4
Этнос: понятие и типоло-гия………………………………………………………...9
Тенденции развития духовной жизни наро-дов…………………………………...13
Этнические конфликты…………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………...22

Работа состоит из  1 файл

К.р.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)


1

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….......2

Этносоциология как научная дисциплина…………………………………………4

 

Этнос: понятие и типология………………………………………………………...9

 

Тенденции развития духовной жизни народов…………………………………...13

 

Этнические конфликты…………………………………………………………….16

 

Заключение………………………………………………………………………….20

 

Список используемой литературы………………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной  из  структурных  подсистем  общества  является  этническая.   По отношению к составляющим ее  элементам  -  этносам  она  представляет  собой систему, но каждый этнос - это тоже система, причем, система базовая.

Этнический  состав  населения  Земли  сложился   в   ходе   длительного исторического  развития  в  результате  сложных  этнических  и  миграционных

процессов. В настоящее  время  на  планете  проживает  около  четырех  тысяч

этносов  - от небольших по численности (тодо - Индия, ботокуды  -  Бразилия,

алакалуфы и яманы - Аргентина  и  т.д.)    до  многомиллионных  (американцы,

японцы, русские и др.).

Этносы являются объектом непосредственного и  опосредованного  интереса нескольких наук:

- социальной антропологии, изучающей примитивные  сообщества;

- этнографии, описывающей сходство и  различия  между  народами;

- этнологии, исследующей этногенез (происхождение этносов), их основные  характеристики  и свойства;   

- этноконфликтологии,    изучающей    психологические     аспекты межэтнических противоречий.

Этносоциология - пограничная отрасль знания, возникшая  на  стыке  двух наук:  этнологии  и  социологии.  Этносоциология  изучает  этническое  через призму социального, а значит,  рассматривает  социальные  проблемы  этносов, происходящие в  них  социальные  процессы  и  межэтнические  отношения.  Эта научная  дисциплина  занимается  сравнительными   исследованиями   различных этнических  групп,   специфики  проявления   в   них   социальных   явлений.

Этносоциология - это отечественное изобретение второй  половины  60-х  годов ХХ века.  На  Западе  исследования  этносоциологического  характера  ведутся давно, но они не были оформлены в особую  отрасль  знания  и  осуществлялись под эгидой культурной и социальной антропологии. Но  в  60-70-х  годах  и  в Европе  (в   частности,   в   Голландии)   возникло   направление,   близкое отечественной этносоциологии, представителями которого являются А.Инкельс, М.Хехтер, Ван ден Берге и другие.

Идеологические догмы советского времени, толкование    внутри -    и    межэтнических     отношений     только     как интернационалистских   длительное   время   сдерживали   этносоциологические исследования  и  определяли  их   характер.   Раскрепостившаяся   в   период преобразований 80-90-х годов этносоциология развивается  в  настоящее  время по четырем основным направлениям:

1) всестороннее изучение жизни  этносов  в ее социально-экономическом, социально-политическом  и  духовном  воплощении;

2) анализ   современных   внутриэтнических   процессов;

3) исследование актуальных вопросов межэтнических отношений;

4) осмысление  ошибок  прошлых лет в  области этнической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этносоциология как научная дисциплина

 

С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно  широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения.

Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы - этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения.

Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения.

В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании — это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.

Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований.

«Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов — изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это, скорее, проблемы социологические, но, со своей стороны, без этнографического анализа, и в первую очередь внимания к этнической множественности социальных явлений, они также не могут быть осмыслены», — таким было представление о новой дисциплине. В представлении некоторых ученых, начавших работать в области этносоциологии уже после перестройки, этносоциологи изучали «главным образом социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональной среде...», и только после середины 80-х годов стали фокусировать внимание на воздействии фактора этничности на частные социальные процессы (социальная мобильность, урбанизированность…) и общесоциальные — стабильность и динамику социальных систем и институтов.

В 70—80-х годах издались книги, например, «Социальное и национальное» (1973), «Социально-культурный облик советских наций» (1986), «Этносоциологические проблемы города» (1986) и др. В них преобладала именно социальная и социально-психологическая тематика. В этнокультурной тематике внимание фокусировалось на роли традиционализма в социальном поведении групп, в процессах модернизации, а также на соотношении современных и традиционных элементов в культуре социальных групп, городских и сельских жителей. В современных исследованиях тем более очевидно преобладание социальной и социально-психологической тематики. Поэтому больше отвечает истине представление об этносоциологии как о дисциплине, изучающей социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.

Предмет этносоциологии — изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.

Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это — этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования. [1,с.3-6]

Этносоциологи в своих исследованиях используют различные подходы:

- комплексный подход, т. е. учитывают особенности не только макросреды, но и микросреды (конкретную этнокультурную обстановку в республиках). Это усложняет методологию этносоциологического исследования. Приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности.

- культурологический подход: поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения.

Рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей: в ходе этой деятельности возникают особые коммуникативные связи. Такой подход Смелзер назвал «коллективистским», он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию, конфликты.

- подход, который выявляет взаимоотношения: взаимодействия людей – это роли. Роль – поведение людей, которого ожидают от них, когда они занимают определённую позицию в группе. Роли могут быть в семье, на работе, в неформальных образованиях и т. д.

- психологический подход: объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включённых в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. Этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества. [6]

Задача создания социологии как позитивной науки, выдвинутая О.Контом, ориентировала социологические исследования на практическую значимость и востребованность получаемых знаний. Поэтому неудивительно, что любая социологическая теория чаще всего имеет адресную направленность. Этносоциология в этом отношении не исключение, как научному направлению ей свойственны все функции, присущие социологии в целом, а именно теоретико–познавательная, практическая, прогностическая и просветительская. Эти функции тесно связаны между собой. [4,с.17-18]

Решение теоретико-познавательных задач, и прежде всего выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. Социология не столь строгая наука, как математика, поэтому приданию логической строгости в ней служит такой этап в исследованиях, как формулирование гипотез и последующая проверка их на стадии обобщения эмпирического материала.

К теоретико-познавательной функции относится и формулирование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, ученые на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории среднего уровня, или специальные теории, ориентирующие на изучение именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают специальные теории, либо формулируют новые. [1,c.12]

В современных российских условиях  становятся остро актуальными другие  функции  этносоциологии – просветительская и практическая. Первая  позволяет не только донести знания о состоянии культуры различных народов нашей страны, исторических традициях их взаимодействия, но и показать особенности их современного социального состояния – уровень развития и трансляции культуры (дописьменный– письменный–постписьменных, информационный), социально–профессиональной структуры, традиционных ценностей, стереотипов восприятия друг друга и другие.

Практическая функция нацелена на получение таких знаний, которые бы позволяли корректировать управленческую деятельность политических элит. Интерпретация полученных в ходе исследований результатов должна венчаться практическими рекомендациями. Этносоциология в этом отношении берет на вооружение императив всего комплекса наук об этносе: социальная деятельность управленцев должна руководствоваться задачей сохранения и воспроизводства этнической культуры любого, даже самого малочисленного народа. Поэтому рекомендации, нацеленные на оптимизацию межэтнических отношений,  разрабатываются исходя  из данной цели. [4,с.18]

Прогностическая функция реализуется через социальные прогнозы. В современных условиях социологическое исследование завершается не просто рекомендациями относительно управления процессами, а выработкой и обоснованием прогноза (краткосрочного или долгосрочного) относительно исследуемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на установленные тенденции развития социального явления, долгосрочный - на те же тенденции плюс зафиксированы закономерности и открытые факторы, решающим образом влияют на прогнозируемый объект. Выявление таких факторов и последующее моделирование исследуемого процесса - один из сложнейших видов научного труда. [7]

 

 

Этнос: понятие и типология

 

Этнос  -  основополагающая  категория  этносоциологии,   в   буквальном переводе с греческого означающая «племя,  народ».  В  широком  смысле  этнос

можно определить как  основную  единицу  классификации  всех  народов  мира, обозначающую  конкретный  народ  со   своей   историей,   своей   самобытной культурой,  своим  самосознанием  и  самоназванием.  В  наиболее  популярной научной трактовке  этнос  -  это  исторически  сложившаяся  на  определенной территории  устойчивая  совокупность  людей,  обладающих  общими  чертами  и особенностями культуры и психологического склада, а также  сознанием  своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).

Единство территории и производная от него общность экономической  жизни являются материальными факторами  образования  этноса,  которые  в  процессе дальнейшего  развития  этноса  могут  быть  утрачены.  А  основные  признаки этноса, его системные свойства, могущие исчезнуть только с ним самим, - это этническое самосознание, психологический склад и этническая культура.

Этническое самосознание есть чувство принадлежности к  данному  этносу.

Важным его компонентом выступает  представление  об  общности  происхождения его членов, т.е. совместная историческая практика предков.

Информация о работе Этносоциология как наука