Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:42, контрольная работа
Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного интереса нескольких наук:
- социальной антропологии, изучающей примитивные сообщества;
- этнографии, описывающей сходство и различия между народами;
- этнологии, исследующей этногенез (происхождение этносов), их основные характеристики и свойства;
Введе-ние………………………………………………………………………….......2
Этносоциология как научная дисциплина…………………………………………4
Этнос: понятие и типоло-гия………………………………………………………...9
Тенденции развития духовной жизни наро-дов…………………………………...13
Этнические конфликты…………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………...22
1
Содержание
Введение…………………………………………………………
Этнос: понятие и типология………………………………………………………
Тенденции развития духовной жизни народов…………………………………...13
Этнические конфликты………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………..
Введение
Одной из структурных подсистем общества является этническая. По отношению к составляющим ее элементам - этносам она представляет собой систему, но каждый этнос - это тоже система, причем, система базовая.
Этнический состав населения Земли сложился в ходе длительного исторического развития в результате сложных этнических и миграционных
процессов. В настоящее время на планете проживает около четырех тысяч
этносов - от небольших по численности (тодо - Индия, ботокуды - Бразилия,
алакалуфы и яманы - Аргентина и т.д.) до многомиллионных (американцы,
японцы, русские и др.).
Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного интереса нескольких наук:
- социальной антропологии, изучающей примитивные сообщества;
- этнографии, описывающей сходство и различия между народами;
- этнологии, исследующей этногенез (происхождение этносов), их основные характеристики и свойства;
- этноконфликтологии, изучающей психологические аспекты межэтнических противоречий.
Этносоциология - пограничная отрасль знания, возникшая на стыке двух наук: этнологии и социологии. Этносоциология изучает этническое через призму социального, а значит, рассматривает социальные проблемы этносов, происходящие в них социальные процессы и межэтнические отношения. Эта научная дисциплина занимается сравнительными исследованиями различных этнических групп, специфики проявления в них социальных явлений.
Этносоциология - это отечественное изобретение второй половины 60-х годов ХХ века. На Западе исследования этносоциологического характера ведутся давно, но они не были оформлены в особую отрасль знания и осуществлялись под эгидой культурной и социальной антропологии. Но в 60-70-х годах и в Европе (в частности, в Голландии) возникло направление, близкое отечественной этносоциологии, представителями которого являются А.Инкельс, М.Хехтер, Ван ден Берге и другие.
Идеологические догмы советского времени, толкование внутри - и межэтнических отношений только как интернационалистских длительное время сдерживали этносоциологические исследования и определяли их характер. Раскрепостившаяся в период преобразований 80-90-х годов этносоциология развивается в настоящее время по четырем основным направлениям:
1) всестороннее изучение жизни этносов в ее социально-экономическом, социально-политическом и духовном воплощении;
2) анализ современных внутриэтнических процессов;
3) исследование актуальных вопросов межэтнических отношений;
4) осмысление ошибок прошлых лет в области этнической политики.
С самого начала предметная область этнической социологии была достаточно широкой. В центре внимания оказались: социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учетом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение модернизированной и традиционной культуры, функционирующей в городе и деревне, в социальных группах; межкультурные взаимодействия; этническое самосознание; межэтнические отношения.
Этносоциологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Народы - этносы в их социальном многообразии были в центре ее изучения.
Народы изучаются и этнографами, или, как теперь говорят, этнологами. Однако у этносоциологов есть особенности и в объекте, и в предмете изучения.
В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Этнические группы в социологическом понимании — это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.
Этносоциология формировалась как специальная социологическая теория среднего уровня на основе эмпирических исследований.
«Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов — изменения общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивности и глубины межнациональных и социальных контактов, т.е. явлений, выходящих за рамки традиционных этнографических интересов. Это, скорее, проблемы социологические, но, со своей стороны, без этнографического анализа, и в первую очередь внимания к этнической множественности социальных явлений, они также не могут быть осмыслены», — таким было представление о новой дисциплине. В представлении некоторых ученых, начавших работать в области этносоциологии уже после перестройки, этносоциологи изучали «главным образом социальную обусловленность традиционной культуры, освоение культурных ценностей в полинациональной среде...», и только после середины 80-х годов стали фокусировать внимание на воздействии фактора этничности на частные социальные процессы (социальная мобильность, урбанизированность…) и общесоциальные — стабильность и динамику социальных систем и институтов.
В 70—80-х годах издались книги, например, «Социальное и национальное» (1973), «Социально-культурный облик советских наций» (1986), «Этносоциологические проблемы города» (1986) и др. В них преобладала именно социальная и социально-психологическая тематика. В этнокультурной тематике внимание фокусировалось на роли традиционализма в социальном поведении групп, в процессах модернизации, а также на соотношении современных и традиционных элементов в культуре социальных групп, городских и сельских жителей. В современных исследованиях тем более очевидно преобладание социальной и социально-психологической тематики. Поэтому больше отвечает истине представление об этносоциологии как о дисциплине, изучающей социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.
Предмет этносоциологии — изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.
Область этносоциологического изучения чрезвычайно широка. Это — этнические особенности социальных изменений (прежде всего в среде русских и титульных этносов республик, а также в диаспорах), в том числе тенденции в профессиональных ориентациях, темпы социальных перемещений в этнических группах, внутриреспубликанская и межреспубликанская миграция в Российской Федерации, и межгосударственная миграция на постсоветском пространстве; этническая специфика внутрисемейных отношений; тенденции изменений в использовании русского языка и языков титульных народов республик и диаспор в различных социальных группах; соотношение современной и традиционной культуры в социальных группах; роль традиционализма в политической жизни и социальном поведении, процессах модернизации, постиндустриальном развитии; межкультурные взаимодействия, проблемы межкультурных границ, роль религии в культурной дистанции, этническое самосознание, этнические интересы и установки на межэтническое общение, межэтнические ориентации, толерантность и нетерпимость, проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы межэтнических конфликтов. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования. [1,с.3-6]
Этносоциологи в своих исследованиях используют различные подходы:
- комплексный подход, т. е. учитывают особенности не только макросреды, но и микросреды (конкретную этнокультурную обстановку в республиках). Это усложняет методологию этносоциологического исследования. Приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности.
- культурологический подход: поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения.
Рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей: в ходе этой деятельности возникают особые коммуникативные связи. Такой подход Смелзер назвал «коллективистским», он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию, конфликты.
- подход, который выявляет взаимоотношения: взаимодействия людей – это роли. Роль – поведение людей, которого ожидают от них, когда они занимают определённую позицию в группе. Роли могут быть в семье, на работе, в неформальных образованиях и т. д.
- психологический подход: объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включённых в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. Этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества. [6]
Задача создания социологии как позитивной науки, выдвинутая О.Контом, ориентировала социологические исследования на практическую значимость и востребованность получаемых знаний. Поэтому неудивительно, что любая социологическая теория чаще всего имеет адресную направленность. Этносоциология в этом отношении не исключение, как научному направлению ей свойственны все функции, присущие социологии в целом, а именно теоретико–познавательная, практическая, прогностическая и просветительская. Эти функции тесно связаны между собой. [4,с.17-18]
Решение теоретико-познавательных задач, и прежде всего выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей. Социология не столь строгая наука, как математика, поэтому приданию логической строгости в ней служит такой этап в исследованиях, как формулирование гипотез и последующая проверка их на стадии обобщения эмпирического материала.
К теоретико-познавательной функции относится и формулирование специальных теорий. Ведь, начиная исследование, ученые на стадии теоретической подготовки, как правило, отбирают общие теории, т.е. определяют методологию работы, и теории среднего уровня, или специальные теории, ориентирующие на изучение именно конкретного избранного предмета. На завершающем же этапе делаются выводы на базе данных, полученных в ходе исследования, и эти выводы либо подтверждают и развивают специальные теории, либо формулируют новые. [1,c.12]
В современных российских условиях становятся остро актуальными другие функции этносоциологии – просветительская и практическая. Первая позволяет не только донести знания о состоянии культуры различных народов нашей страны, исторических традициях их взаимодействия, но и показать особенности их современного социального состояния – уровень развития и трансляции культуры (дописьменный– письменный–постписьменных, информационный), социально–профессиональной структуры, традиционных ценностей, стереотипов восприятия друг друга и другие.
Практическая функция нацелена на получение таких знаний, которые бы позволяли корректировать управленческую деятельность политических элит. Интерпретация полученных в ходе исследований результатов должна венчаться практическими рекомендациями. Этносоциология в этом отношении берет на вооружение императив всего комплекса наук об этносе: социальная деятельность управленцев должна руководствоваться задачей сохранения и воспроизводства этнической культуры любого, даже самого малочисленного народа. Поэтому рекомендации, нацеленные на оптимизацию межэтнических отношений, разрабатываются исходя из данной цели. [4,с.18]
Прогностическая функция реализуется через социальные прогнозы. В современных условиях социологическое исследование завершается не просто рекомендациями относительно управления процессами, а выработкой и обоснованием прогноза (краткосрочного или долгосрочного) относительно исследуемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на установленные тенденции развития социального явления, долгосрочный - на те же тенденции плюс зафиксированы закономерности и открытые факторы, решающим образом влияют на прогнозируемый объект. Выявление таких факторов и последующее моделирование исследуемого процесса - один из сложнейших видов научного труда. [7]
Этнос: понятие и типология
Этнос - основополагающая категория этносоциологии, в буквальном переводе с греческого означающая «племя, народ». В широком смысле этнос
можно определить как основную единицу классификации всех народов мира, обозначающую конкретный народ со своей историей, своей самобытной культурой, своим самосознанием и самоназванием. В наиболее популярной научной трактовке этнос - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Единство территории и производная от него общность экономической жизни являются материальными факторами образования этноса, которые в процессе дальнейшего развития этноса могут быть утрачены. А основные признаки этноса, его системные свойства, могущие исчезнуть только с ним самим, - это этническое самосознание, психологический склад и этническая культура.
Этническое самосознание есть чувство принадлежности к данному этносу.
Важным его компонентом выступает представление об общности происхождения его членов, т.е. совместная историческая практика предков.