Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:42, контрольная работа
Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного интереса нескольких наук:
- социальной антропологии, изучающей примитивные сообщества;
- этнографии, описывающей сходство и различия между народами;
- этнологии, исследующей этногенез (происхождение этносов), их основные характеристики и свойства;
Введе-ние………………………………………………………………………….......2
Этносоциология как научная дисциплина…………………………………………4
Этнос: понятие и типоло-гия………………………………………………………...9
Тенденции развития духовной жизни наро-дов…………………………………...13
Этнические конфликты…………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………….20
Список используемой литературы………………………………………………...22
Чаще всего этнически конфликты - способ разрешения противоречий между общностями людей, которые консолидируются на этнической основе. Согласно общей теории, они вырастают из соперничества за обладание представляющихся для всех сторон дефицитные ценностями.
Особенность межэтнических конфликтов состоит в том, что они практически не существуют в чистом виде, но всегда включают в себя национально-этническую мотивацию (требование автономии, государственной независимости, сохранения родного языка, повышения его статуса, завоевание лидерства в экономике, социальной структуре для конкретной этнической группы, удовлетворение её потребностей, снятие статусных несоответствий, когда группа имеет большой потенциал, но он не реализуется и т.д.).
Межэтнические конфликты имеют множество оснований.
Среди массы причин - психологических, идеологических, политических, порождающих конфликты в кризисные времена, как показали проведенное в 114 странах кросс-исследование, большую роль играет относительная депривация, когда свои трудности понимаются через сравнение с положением других этнических групп, которое оценивается как более благополучное.
Что касается межэтнических конфликтов в России, по выводам Центра этнополитических и региональных исследований в сознании их причинами являются: несправедливости административно-политической иерархии народов (союзные, автономные образования), перекройка этнических границ, депортации народов. В массовом сознании - это результат потрясений перестроечного периода, несбалансированность экономических и социальных преобразований, конкуренция на рынке труда, перераспределение собственности, земли, борьба старых и новых элит, неумение справиться с насилием, использование оппозицией конфликтов для захвата власти и т.д. (Исследования Г. Силласте в конце 80-х г.). Распад СССР, его последствия усилили противоречия между этносами.
Межэтнические конфликты в СССР, России отличаются многоликостью. По типологии Л. М. Дробижевой выделяются следующие конфликты:
1) конституционные институциональные конфликты, переросшие в борьбу за независимость. От этнонациональных требований в области языка, культуры, которые не были единственными, хотя и занимали видное место, перешли к требованию полной государственной независимости (Прибалтика, Украина, Армения, Грузия, Молдавия);
2) статусные, возникшие в результате борьбы за повышение статуса своей республики, области, края или этноса (бывшие автономные республики);
3) этнотерриториальные. К 1996 г. актуальными были 140 притязаний такого рода на территории РФ, вспыхнуло 180 конфликтов: толчок был дан в результате декларативной реабилитации репрессированных народов, не обеспеченной организационно, психологически и материально (Северная Осетия);
4) конфликты межгрупповые, межобщинные (например, русско-якутские в 1986 г., осетино-ингушские).
В реальности эти конфликты смешиваются друг с другом.
Формы конфликтов: от региональных войн, краткосрочных вооруженных столкновений до невооруженных действий (свыше ста, манифестаций, идеологического противодействия).
Итак, межнациональные отношения, в силу множества причин могут приобретать характер межэтнических конфликтов, которые отличаются большим разнообразием.
Конфликтность в отношениях между народами стала одной из черт этнической ситуации в России на рубеже XX и XXI веков.[8]
Изучая этнические конфликты, социологи этнополитсоциологии А.Дмитриев, В. Дятлов, Э.Паин, С. Рязанцев и антропологи В. Тишков, А.Ямсков анализировали их социальные основы, движущие силы и ответственность элиты на разных стадиях конфликтов. Только разносторонний анализ мог объективно вскрывать сложные конфликтные ситуации в Чеченской республике, Абхазии, Южной и Северной Осетии, в Приднестровье, где имели место вооруженные действия, в Дагестане, Туве, Татарстане и других районах страны. Значимость этносоциологических исследований конфликтных ситуаций была в том, что объяснение их не сводилось только к одному фактору – вине политических предпринимателей.
Ответственность последних очевидна, но объяснение конфликтов с учетом расстановки социальных сил, интересов групп, психологических факторов позволяло предложить власти более объективное их видение и более эффективные способы регулирования.[2,с.11]
Заключение
Этносоциология представляет научное направление, которое не могло пожаловаться на невостребованность достигнутых знаний ни властью, ни обществом. Специалисты в данной области активно взаимодействовали со средствами массовой информации. Это выражалось не только в публикации итогов их исследований, но и выступлениях по злободневным вопросам текущей политической жизни, оценке явлений социальной жизни. С использованием данных этносоциологических исследований велись дискуссии о формировании в поликультурном российском обществе политической нации, давались оценки социально – культурным факторам миграционных процессов, условиям адаптации мигрантов, состоянию толерантности и ксенофобии в обществе. Устанавливается реальное взаимодействие социологов и управленцев по урегулированию сложных ситуаций в городах. Например, в Москве и Санкт – Петербурге приняты специальные программы по регулированию межэтнических отношений, в которых участвуют и этносоциологи.
Наиболее серьезный вклад социологи вносят в формирование общественных настроений через сферу образования. Этносоциология как спецкурс преподается в ряде ведущих вузов страны: в МГУ, Санкт – Петербургском государственном университете, Высшей Школе Экономики, Московской высшей школе социальных и экономических наук, Ростовском госуниверситете и других. Вышло несколько учебных пособий по этносоциологии.
Этносоциологи не раз выполняли экспертные работы при подготовке государственных документов, участвовали в обсуждении вопросов, выносимых в Государственной Думе РФ на парламентские слушания, участвовали в подготовке измерений в миграционной политике, оценке конкретных ситуаций в регионах страны. Важную работу по снятию ксенофобных настроений и регулированию конфликтных ситуаций ведут этносоциологи также в Санкт – Петербурге, Казани, Улан – Уде, Екатеринбурге, Петрозаводске и многих других городах страны.
Особенно значима проблема, связанная с прогнозированием этносоциальных процессов. Конечно, вряд ли возможна категоричность в прогностических суждениях, ибо, этнонациональные отношения, зависимые от множества факторов, далеко не всегда подчинены абстрактной логике и разумным ожиданиям. Признание и даже внешний триумф позитивных межнациональных отношений совсем необязательно сочетаются с подлинными социально- культурными преимуществами в развитии этносов и их взаимодействии. Все люди в большинстве своем до сих пор легко поддаются господствующим нормам массового сознания, подчас даже независимого от того, отвечают или нет эти нормы реальным интересам. Этносоциологические исследования призваны ответить на вопрос, насколько устойчивы традиционные, подчас консервативные этносоциальные установки у различных групп населения, и как они соотносятся с оптимальными нормами общественного развития.
Таким образом, сегодня, в целом спокойном развитии межнациональных отношений в нашем обществе, даже в столичной, относительно здоровой среде необходимо постоянное внимание к их регулированию. Этносоциологические исследования, отвечая вызовам времени могут вносить вклад в утверждение толерантности, конструктивности, гуманности многогранных отношений народов нашей страны.
Список используемой литературы:
1. Этносоциология. Учебное пособие для ВУЗов/ Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. — М.: Аспект Пресс, 1999.- 271 с. (Программа «Высшее образование»)
2. Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева «Этносоциология перед вызовами времени»,2008 г.
3.Буртовая Е.В. Конфликтология. Учебное пособие.2002.
4. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. – Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. - 398 с.
5.Культура и этнос. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов/Сост. Л. В. Щеглова, Н. Б. Шипулина, Н. Р. Суродина. – Волгоград: Перемена, 2002. – 152 с.
6. Материал с сайта «Социология по-новому» www.socioline.ru.
7. Материал с сайта «Социология и образование» www.sociologyst.ru
8. Материал с сайта www.sdal-na5.narod.ru «Сущность и причины этнических конфликтов»
9. Материал с сайта www.zachetka.ru «Этносоциология»
10.Материал с сайта www.studzona.com «Этносоциология»