Этносоциология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:10, доклад

Описание

Отличие этносоциологии от западных аналогов. Западных социологов никогда не интересовали этнические группы в своём развитии, их интересовала конкретная ситуация. Социология развития (внедрение западных институтов в страны третьего мира), социология межэтнических отношений (взаимодействие малых групп).

Работа состоит из  1 файл

Отличие этносоциологии от западных аналогов.doc

— 50.00 Кб (Скачать документ)

Этносоциология

Отличие этносоциологии от западных аналогов. Западных социологов никогда не интересовали этнические группы в своём развитии, их интересовала конкретная ситуация. Социология развития (внедрение западных институтов в  страны третьего мира), социология межэтнических отношений (взаимодействие малых групп).  

Этносоциология  – специальная социологическая  теория среднего уровня, изучающая  социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах на основе эмпирических исследований.  

Этносоциология  изучает весьма сложную сферу  национально-этнических отношений. Эти  отношения касаются практически  всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко  бывают весьма запутанными и противоречивыми. В этих отношениях выражаются природные и социально-психологические качества этнических общностей или этносов.  

Этническая общность – это группа людей, которые связаны  между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.  

Предметная область  этнической социологии достаточно широкая. Это и социальная структура народов, особенности социальных изменений в их среде; миграции; специфика внутрисемейных отношений у народов с учётом социальной дифференциации; тенденции в использовании языков в различных социальных группах; соотношение культур разных этнических общностей; этническое самосознание; межэтнические отношения и т. д.  

Объект  этносоциологии - народ-этнос в социальном многообразии. Он изучается через личность, включённую в этническую группу. Этнические группы – части общества, члены которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.  

Предмет  этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включённой в эти группы, и социальной среды. По существу этносоциология изучает этническую специфику всех социально значимых областей жизни общества, рассматривая их с точки зрения социологических критериев и с применением методики социологического исследования.  

Этносоциологи в своих исследованиях используют комплексный подход, т. е. учитывают  особенности не только макросреды, но и микросреды (конкретную этнокультурную обстановку в республиках). Это усложняет методологию  этносоциологического исследования. Приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности.  

Культурологический  метод:  поведение людей рассматривается  и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения.  

Рассмотрение  фактов через совместную социальную деятельность людей: в ходе этой деятельности возникают особые коммуникативные связи. Такой подход Смелзер назвал «коллективистским», он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию, конфликты.  

Подход, который  выявляет взаимоотношения: взаимодействия людей – это роли. Роль – поведение  людей, которого ожидают от них, когда  они занимают определённую позицию  в группе. Роли могут быть в семье, на работе, в неформальных образованиях и т. д.  

Психологический метод: объясняет поведение людей  как личностей, т.е. не просто как  индивидов, а людей, включённых в  этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении  присутствует в той или иной мере этничность. Этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки понимаются как результат взаимодействия личности и общества.

Функции этносоциологии: 

1) Теоретико-познавательная. Мобилизация необходимого объёма  знаний как одна из непременных черт научного исследования предполагает привлечение исторических и этнокультурных знаний, выявление логических, причинно-следственных, закономерных связей, формулирование специальных теорий.  

2) Практико-преобразовательная. Объяснение полученных фактов, проверка гипотез, прогнозирование новых процессов и явлений, а также существующих тенденций развития. Можно выделить прогностическую функцию как самостоятельную.  

3) Просветительская. В условиях конфликтов этносоциологи  не раз участвовали в тренингах  вместе с представителями прессы с целью выработки наиболее эффективных приёмов подачи материалов об этнических группах, участвующих в конфликтах. 

2, Формирование этноса происходит на основе единения экономической жизни и территории, хотя многие этносы в дальнейшем развитии утрачивали общность территорий (переселенцы). 

Существуют определенные свойства, которые отделяют один этнос  от другого: народное искусство, язык, традиции, нормы поведения, т. е. та культура, в которой люди живут всю жизнь  и передают ее из поколения к поколению (этническая культура). 

Историки и  социологи создали теорию развития этноса: от родовых объединений к  тотемическим кланам, а затем к  кланам, которые объединились и образовали народности, а затем возникли нации. Эта теория постоянно претерпевала различные изменения. 

Свою точку  зрения по вопросу об этнических общностях  имел Л. Н. Гумилев: этнос – основа всех элементов и форм социальной структуры. Всю историю Гумилев  рассматривал как взаимоотношения  этносов, которые имеют свою структуру  и поведение, отличающие один этнос от другого. Гумилев говорил о понятии субэтноса, который является не-отделившейся частью этноса, но имеющей собственные отличия (поморы в России). 

С точки зрения Гумилева, есть такие формы общностей, как конвиксия – люди, объединенные жизненными условиями (семья), и консорция – люди, объединенные общими интересами (партия). Мы видим, что Гумилев говорил о принятых в социологии определениях социальных общностей и организаций. 

Можно сказать, что этносом является только та культурная общность, которая осознает себя как этнос и обладает этническим самосознанием. Этнические явления меняются очень медленно, иногда в течение столетий. 

Если признак  этнического самосознания не утрачен, то, как бы ни была мала группа людей, она не исчезает (например, «расказачивание» не привело к исчезновению такой этнической группы, как казаки). 

Сегодня в мире проживает более 3000 различных этносов. С вопросом об этнических общностях  возникают и вопросы межэтнических  конфликтов. Это связано с религиозной нетерпимостью. Проживание на одной территории различных этносов способствует межэтническим конфликтам, а иногда следствием этого является ущемление прав этнического меньшинства и главным образом считывание интересов крупных этносов (например, межэтническая политика КПСС). 

Чтобы избежать этого, каждая личность должна сочетать в себе навыки общения с людьми иных национальностей, уважение к языку  другого народа, знание языка коренной национальности. 

Таким образом, процесс развития социально-этнических общностей сложен и противоречив и во многом зависит от экономических, социальных и политических условий  общества. 
 

2, 5. Этнические общности 

Одним из значимых видов общностей в современном  мире являются этнические общности. Слово «этнос» (греческое) обозначает племя, народ, род. Этносы представляют собой один из древнейших типов социальных общностей людей, В основе группировки людей по этническому принципу лежат: 

единство языка, норм поведения, самосознания, обычаев; 

одинаковость  пищевых предпочтений, форм жилья, стиля  одежды; 

общность происхождения  и культуры; 

территория расселения. 

Этносу, как общности, присущи специфические социальные институты -- эндогамная семья (образуется при вступлении в брак представителей одного этноса), институт старейшин, культовая организация. Этносы выступают как объединения людей, их союз, солидарность. 
 

Этническая культура включает в себя следующие социальные институты: обычай, ритуал, религию, мораль, право. Культура создает специальные механизмы для накопления и трансляции из поколения в поколение созданной этнокультурной информации. В качестве таких механизмов выступают язык, книгопечатание, библиотеки, музеи, телевидение, образование и другие каналы передачи информации. Их средствами передается наиболее значимая для этноса информация -- идеалы, ценности, символы, нормы поведения и др. 

Таким образом, этнос можно определить как такую  общность, которая отличается специфическими культурными чертами, складывающимися  на протяжении многих веков и транслирующимися через поколения. 

В рамках индустриального  общества выделяют два типа этнических процессов, вызванных межэтническими контактами, -- те, которые происходят без изменения этнического самосознания (этнообъединительные); и те, которые вызывают его изменения (этноразделительные). К числу наиболее распространенных в настоящее время объединительных процессов относятся этническая консолидация, этническая ассимиляция и межэтническая интеграция. 

Этническая консолидация -- это процесс внутреннего сплочения достаточно значительного по количеству этноса, при котором происходит сглаживание различий между имеющимися в нем локальными группами или объединение ранее территориально разрозненных частей. Консолидироваться могут и несколько близких по культуре и языку соседних этносов, объединяющихся в один, нередко превращаясь при этом в части этого нового этноса -- субэтносы. 

Этническая ассимиляция -- процесс, при котором ранее самостоятельный  этнос (или его часть) растворяется в среде более крупного этноса. Для ассимилируемого народа этот процесс протекает с изменением этнического самосознания, утратой языка и традиций. Этническая ассимиляция наиболее характерна для современных развитых стран. 

Этноразделительиые  процессы проходят по двум типам. Это может быть разделение ранее единого этноса на несколько частей, каждая из которых осознает себя как некая новая общность. Такой процесс получил название этнической дивергенции. Но даже при сохранении этноса от него может отколоться какая-то часть, потенциально способная перерасти в самостоятельный этнос. Этот процесс сегодня более распространен и называется этнической сепарацией. 

Наиболее распространенными  в мире и всеохватывающими являются этнические группы, которые называют еще разными типами этносов. Они характеризуются такими особенностями, как общность генофонда, длительная история совместного существования, самопричисление субъекта к данной этнической группе. Таким образом, мы имеем дело как с биологическими, так и с социальными факторами, поэтому этнические группы называют еще социоэтническими или этносоциальными. 

Первой этнической группой, пришедшей на смену первобытной  орде, был род -- кровнородственное  объединение людей, связанных коллективным трудом и совместной защитой своих  интересов. Объединение нескольких родов составляло племя -- тип этнической общности и социальной организации людей доклассового общества. 

Образование союзов племен сопровождавшееся усилением  межплеменных связей, военные столкновения, миграция населения, возникновение классов и государств приводили к постепенному смешению племен, к замене прежних кровнородственных связей территориальными и к появлению новой этнической общности -- народности. Народность -- это сложившаяся на базе рабовладельческого и феодального способов производства территориальная, языковая, экономическая и культурная общность людей. 

С началом Нового времени в Европе, с выдвижением  на первый план товарно-денежных отношений, формированием рынка, переходом  к капитализму народности превращались в нации. В отличие от народности, нация -- более устойчивая общность людей, причем устойчивость ей придают глубинные экономические факторы. Нации возникли как из родственных друг другу племен и народностей, так и из людей неродственных племен и народностей. Исторические особенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, быта, традиций, географической среды накладывают отпечаток на духовный облик нации, формируют специфические черты национального характера и национального самосознания. Каждая исторически сложившаяся нация поднимается до осознания своих общенациональных интересов, особенностей своей культуры, традиций, перспектив развития. Она обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, своим чувством национального достоинства. Все это делает нацию уникальным историческим образованием. 

Информация о работе Этносоциология