Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:10, доклад
Отличие этносоциологии от западных аналогов. Западных социологов никогда не интересовали этнические группы в своём развитии, их интересовала конкретная ситуация. Социология развития (внедрение западных институтов в страны третьего мира), социология межэтнических отношений (взаимодействие малых групп).
Нацию обычно определяли
как исторически устойчивую общность
людей, характеризующуюся общностью
экономической жизни, территории, языка,
психического склада. В настоящее время
многие' ученые делают вывод, что данное
определение уже не вполне соответствует
современным реалиям. В основу выработки
нового определения нации эти ученые считают
необходимым ввести такой признак, как
духовную культуру. Она является ключевым
признаком нации, ядром, определяющим
ее суть. Что касается общности психического
склада, то она является производной от
общности духовной культуры. Еще одним
важнейшим компонентом -национальной
общности людей является их самосознание,
которое тоже относится к сфере духовной
культуры. Национальное самосознание
-- это стержень национальной духовной
культуры. Именно в самосознании нация
определяет свои общие коренные интересы,
цели и идеалы, свое лицо в многонациональном
мире, свое отношение к другим нациям и
государствам.
Нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя: «это -- мы», а в отношении других: «это -- они». В большинстве стран мира человек сам определяет свою национальность, т. е. принадлежность к той или иной нации. Весь ход исторического развития этнических групп свидетельствует о нарастании роли социокультурных факторов в их функционировании. Современную нацию вряд ли можно вообще отнести к этническим группам.