Эвристические методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Системный подход в социально-экономических и политических исследованиях
1.1 Понятие и принципы системного подхода………………………………6
1.2 Научный инструментарий системного анализа………………………….9
1.3 Характеристика неформальных методов системного анализа……........13
ГЛАВА 2. Эвристические методы - как инструмент системного анализа
2.1. Понятие «эвристика» и «эвристический метод» ………………………17
2.2. Характеристика эвристического метода …………………………...…20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………28

Работа состоит из  1 файл

К.Р. Эвристические методы иследования.docx

— 51.51 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

 

ГЛАВА 1. Системный  подход  в социально-экономических  и политических исследованиях

1.1 Понятие  и принципы  системного подхода………………………………6

1.2 Научный  инструментарий системного анализа………………………….9

1.3 Характеристика неформальных  методов системного анализа……........13

 

ГЛАВА 2. Эвристические  методы -  как инструмент системного анализа

2.1. Понятие «эвристика» и «эвристический метод» ………………………17

2.2. Характеристика эвристического   метода …………………………...…20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Системный подход  - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов,  (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект, в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому объекту, с гарантированной целью получить полное и целостное представление об этом объекте. Системный подход не может существовать без системного анализа. Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Он опирается на комплекс общенаучных, математических, статистических, естественнонаучных методов. Принципиальной особенностью системного анализа является использование методов двух типов – формальных и неформальных (качественных, содержательных).

Неформальные методы помогают найти  новые пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и таким образом непрерывно развивать  модель и процесс принятия решения, но одновременно быть источником противоречий, парадоксов, которые иногда трудно разрешить. Одним из подметодов неформальных методов системного анализа являются эвристические методы, к которым мы обратимся в данной исследовательской работе.

 Эвристические методы - это система  принципов и правил, которые задают  наиболее вероятностные стратегии  и тактики деятельности,  решающие,  стимулирующие его интуитивное  мышление в процессе решения,  генерирование новых идей и  на этой основе существенно  повышающие эффективность решения  определенного класса творческих  задач.

  Эти методы появились в  науке сравнительно недавно, но  они уже являются одними из  базовых и эффективных. Сейчас, в период глобализации, применение  этих методов просто необходимо  – в  этом заключается актуальность темы данной исследовательской работы.  Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству. Поэтому перед нами возникает проблема дальнейшего использования эвристических методов в исследовании явлений в современном обществе.

Объектом данной  работы являются – системный подход в исследовании социально – экономических и политических  процессов.

 Исходя из этого предмет исследования  - это эвристические методы, использующиеся в исследовании социально-экономических и политических процессов.

Цель данной работы -  показать значимость эвристических методов в исследовании явлений в современном обществе.

 Для достижения цели  необходимо решить ряд задач:

1) раскрыть сущность системного  подхода  в социально-экономических  и политических исследовании;

2) определить научный  инструментарий системного анализа;

3) дать характеристику  неформальным методам исследования  социально-экономическим и политическим  процессам;

4) понять сущность и  необходимость эвристики, как  науки;

        5) раскрыть  понятие эвристических методов;

6) изучить классификацию  эвристических методов;

7) выявить роль эвристических  методов в исследовании.

Методологическая база, используемая для раскрытия предмета исследования курсовой работы, достижение ее цели и поставленных задач основывается на принципах диалектической логики – принципах всестороннего рассмотрения предмета, единства анализа и синтеза, объективности и т.д.

Теоретической основой  исследования являются научные труды и исследования отечественных учёных в области  системного анализа. Особый интерес представляют учебные пособия Попова В.М «Системный анализ  в управлении социально-экономическими и политическими процессами» и Кулюткина Ю.К. «Эвристические методы в структуре решений». Авторы решают данную проблему системно, дедуктивно (от общего к частному), что легко для понимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1   Системный подход  в социально-экономических  и политических исследованиях

 

1.1. Понятие   и принципы системного подхода

 

    В наше время  происходит невиданный прогресс  знания,  который,  с  одной  стороны, привел к открытию  и накоплению множества новых  фактов, сведений  из различных   областей  жизни,  и  тем   самым   поставил   человечество   перед необходимостью их систематизации, отыскания общего в частном,  постоянного  в  изменяющемся. Однозначного понятия системы  не существует. В  наиболее  общем виде  под  системой  понимается  совокупность   взаимосвязанных   элементов, образующих определенную  целостность, некоторое единство.     Изучение объектов и явлений   как  систем  вызвало  формирование  нового подхода в науке —  системного подхода.

    Системный подход  как общеметодический принцип  используется в  различных  отраслях   науки   и   деятельности   человека.   Гносеологической   основой является общая теория  систем, начало которой  положил   австралийский  биолог  Л. Берталанфи. В начале 20-х годов молодой  биолог Людвиг фон  Берталанфи  начал изучать организмы как  определённые системы,  обобщив   свой  взгляд  в  книге "Современная  теория развития" (1929). В этой  книге он  разработал  системный  подход  к  изучению  биологических   организмов.  В  книге  "Роботы,  люди  и сознание" (1967) он перенёс   общую  теорию  систем  на  анализ  процессов  и явлений   общественной  жизни.  1969  -  "Общая  теория  систем".  Берталанфи превращает свою теорию  систем  в  общедисциплинарную  науку.  Предназначение этой науки  он видел в поиске структурного  сходства законов, установленных   в различных  дисциплинах,  исходя  из   которых можно   вывести   общесистемные закономерности.

   Определим черты  системного подхода:

   1. Системный подход  — форма методологического знания, связанная с исследованием и   созданием объектов как систем, и относится только к системам.

   2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого  изучения  предмета:

      • изучение самого предмета —  «собственный»  уровень;
      • изучение  этого  же  предмета как элемента более широкой  системы  —  «вышестоящий»  уровень;
      • изучение этого предмета в соотношении с составляющими    данный  предмет

элементами — «нижестоящий»  уровень.

   3. Системный подход  требует рассматривать  проблему  не  изолированно,  а   в   единстве связей с окружающей  средой, постигать сущность  каждой  связи   и отдельного элемента, проводить ассоциации между   общими  и  частными  целями.

С учётом сказанного определим  понятие системного подхода:

Системный  подход — это  подход к исследованию  объекта  (проблемы,  явления, процесса) как  к системе, в котором  выделены  элементы,  внутренние  и  внешние  связи, наиболее существенным образом  влияющие на исследуемые результаты  его функционирования,  а  цели  каждого   из   элементов,   исходя   из   общего предназначения объекта.

Можно также сказать, что  системный  подход  —  это  такое  направление

методологии  научного  познания  и  практической  деятельности,   в   основе

которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной  социально-экономической системы.

Сущность системного подхода  состоит во взаимосвязанном комплексном  изучении сложных объектов как целостных  систем с определенными системными целями и  в согласовании целей  системы и ее частей подсистем  в процессе функционирования. Далее  рассмотрим 
основные принципы системного подхода1:

  • Целостность,  позволяющая рассматривать одновременно  систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения, т.е.  наличие множества (по  крайней мере двух)  элементов,  расположенных на  основе  подчинения  элементов низшего уровня — элементам высшего уровня. Реализация этого принципа  хорошо  видна на примере любой конкретной организации.  Как известно,  любая организация представляет   собой   взаимодействие   двух   подсистем:   управляющей    и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация, позволяющая анализировать элементы  системы и их   взаимосвязи в рамках  конкретной  организационной структуры.  Как   правило, процесс функционирования  системы обусловлен  не  столько    свойствами   ее отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания  отдельных элементов и системы в целом. 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.    Научный  инструментарий системного анализа

 

Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между элементами исследуемой системы. Он опирается на комплекс общенаучных и специальных методов – научный инструментарий,  и  является каркасом, объединяющим все необходимые знания, методы и действия для решения сложных проблем. Можно выделить следующие инструменты системного анализа:

Неформальные  методы исследования:

  • Эвристические методы - это система принципов и правил, которые задают наиболее вероятностные стратегии и тактики деятельности решающего,  стимулирующие его интуитивное мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе существенно повышающие эффективность решения определенного класса творческих задач.
  • Методы экспертных оценок – это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме.
  • Метод сценариев - является одним из методов прогнозирования, дает возможность определить вероятные тенденции развития событий и возможные последствия принимаемых решений с целью выбора наиболее подходящей альтернативы управления. Метод предусматривает участие в разработке сценариев.
  • Диагностические методы представляют собой хорошо отработанные приемы массового обследования предприятий и органов управления.

 

 

 

Графические методы:

  • Метод деревьев взаимосвязей – заключается в дезагрегировании исследуемой системы  на составные элементы  с возможной  последующей числовой оценкой их относительной значимости.
  • Матричные формы2 представления и анализа информации не являются специфическим инструментом системного анализа, однако широко используются на различных его этапах в качестве вспомогательного средства, Матрица является не только чрезвычайно наглядной формой представления информации, но и формой, которая во многих случаях раскрывает внутренние связи между элементами, помогает выяснить и проанализировать ненаблюдаемые части структуры.
  • Сетевые методы - используются в системном анализе главным образом на этапе построения комплексных программ развития. Элементы нижних уровней деревьев целей, перегруппированные по признаку временных логических взаимосвязей, можно преобразовать в сеть. Анализ этих сетей может послужить для дальнейшей корректировки деревьев целей. Более сложные многомерные сети используются для распределения сфер ответственности, распределения работ по конкретным исполнителям в организациях, ориентированных на цель.

Информация о работе Эвристические методы исследования