Классификация профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:02, доклад

Описание

Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»
Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Работа состоит из  1 файл

Доклад по Поиску Работы2.docx

— 32.58 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Доклад по Поиску Работы.

 

Тема: Классификация  профессий.

 

 

 

Группа№239

Гулькова.А.В.

 

 

 

 

1. Общее представление о профессии.

 

Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»

Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Зеер .Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.

Понятие профессия многозначно  и означает следующий ряд:

1) общность людей; 2) область  приложения сил; 3) деятельность и  область проявления личности; 4) исторически  развивающуюся систему; 5) реальность, творчески формируемую самим  субъектом.

Нередко наряду с понятия  «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», которое  определяется как род занятий  в рамках одной профессии.

В самом широком смысле профессии — это исторически  возникшие формы деятельности, необходимые  обществу, для выполнения которых  человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие  способности и профессионально  важные качества.

Профессиональная деятельность — род труда, следствие его  дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней  различают как минимум две  стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:

• заказчик выполнения общественно  значимых видов деятельности;

• организатор условий  такой деятельности;

• источник ее материального  финансирования;

• регулятор правовых отношений  между участниками профессиональной деятельности;

• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;

• источник формирования социального  отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).

Все эти функции могут  выполняться государственными институтами (например, в случае работы психолога  в государственной общеобразовательной  школе) или частично переданы частным  лицам (функции организации условий, финансирование и др.). Однако даже при  передаче функций частным лицам  органы государственного управления осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются Трудовым кодексом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОС)).

С точки зрения, общества профессия — это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут  обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого  результата, продукта.

С точки зрения конкретного  человека, профессия — это деятельность, которая является источником его  существования и средством личностной самореализации. По мнению А.К. Марковой, профессия — это «социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые  средства его существования и  развития».Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессионально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профессионала и степень успешности его профессиональной деятельности.Существующее сегодня многообразие профессий является следствием исторически сложившегося разделения труда.

 

2. Классификация  видов труда. 

Для каждого этапа развития общества, его социально-экономического уклада, достижений научно-технического прогресса характерно появление  новых и отмирание старых видов  трудовой деятельности. Этот процесс  в значительной степени обусловливается  и отражается в изменениях конкретных компонентов деятельности и характеристик  субъекта труда (самосознания, самоопределения  молодежи и т. д.) и людских ресурсов (численность, качественный состав и  т. д.), содержания задач труда, вида рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей условий и организации трудового  процесса.

Для более ясного и системного представления о современных  типах профессий вообще и конкретных профессиях в частности обратимся  к вариантам классификации их по различным основаниям.

В зависимости от основания  классификации профессии объединяются в разные группы. Наиболее общие  основания классификации вытекают из структуры самой профессиональной деятельности, которая характеризуется  особенностями конкретного вида труда и требованиями к тому, кто  его осуществляет. Поэтому общими классификационными основаниями являются характеристика объекта труда и  характеристика его субъекта.

При характеристике объекта  труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу  действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой  квалификации.

Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так  как она находит свое место  в каждой классификации, получая  характеристику по тому или иному  основанию.

Разнообразие характеристик  трудовой деятельности определяют возможности  многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным  признакам. В качестве примера можно  привести один из фрагментов такой  классификации.

1. По характеру рабочей  нагрузки субъекта труда и  его усилий по реализации трудовых  задач выделяют физический и  умственный труд.

2. По характеристикам  цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса  умственный труд подразделяется  на:

— оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный  — преподавание, лечебная работа и  др., нестандартный — научная  работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);

— динамический и статический;

— однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);

3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).

4. По форме организации  деятельности выделяют следующие  виды труда:

— регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

— индивидуальный и коллективный (совместный).

Совместная деятельность — это организованная система  трудовой активности совокупности субъектов  труда, объединенных единством мотивов  и целей деятельности, ее                  пространственно-временных условий, управлением и согласованием составляющих ее индивидуальных деятельностей. В современном обществе фактически любая трудовая деятельность по содержанию и форме организации объективно становится все более совместной. Индивидуальную деятельность можно только условно рассматривать как изолированную и замкнутую систему, так как реально она всегда включена в структуру совместной деятельности. Психологическая структура совместной деятельности включает такие ее компоненты, как общая цель и конкретные задачи, общий мотив, совместные действия и общий результат.Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаимосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).

 

3.Классификация  профессий.

 

Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен  — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и  др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение  по каким-либо профессиональным или  психологическим признакам (сложность  или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность  и т. д.).      

 Психологическая классификация  профессий нужна для теории  психологии труда, для важнейшего  понимания роли психологических  факторов в труде. Она нужна  и для практических исследований. Многие исследования можно было  бы проводить значительно быстрее,  если бы уже была разработана  определенная типология профессий.  Но пока нет строгого единого  подхода к классификации профессий,  основной недостаток многих из  них состоял в том, что они  исходили из особой роли, преобладания  какого-то одного психического  процесса в данном виде деятельности. Били предложены классификации по особенностям внимания, по особенностям интеллектуальной деятельности, но это, конечно, односторонний подход. 

 Были также попытки  дать классификацию по видам  промышленности; машиностроению, металлургии,  химической промышленности, сельскому  хозяйству. Такая классификация  не может быть психологической.  Потому, что в каждой отрасли  промышленности имеется довольно  большое разнообразие видов труда,  которые с психологической точки  зрения резко отличаются друг  от друга.

Интересно, что еще в XVIII веке известный историк и государственный  деятель В.Н. Татищев предложил  свою классификацию видов профессиональной деятельности:

  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);
  • щегольские или увеселяющие науки (литература и искусство);
  • тщетные науки (алхимия, астрология);
  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);
  • вредительские науки (колдовство).

 

        Очень любопытный подход  был предложен в 20-х гг. крупнейшим  советским экономистом С. П.  Струмилиным. Он положил в основу  классификации профессий, причем  не только рабочих, степень  самостоятельности человека в  труде. Этот подход довольно  прогрессивный, но, конечно, и  здесь сейчас много устарело. С. П. Струмилин предложил все  профессии делить на пять типов труда : 

  I тип- автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ, характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня.

II- полуавтоматический труд. Сюда он относил такие профессии,  как телефонистка, машинистка, где  действие не всегда строго регламентированы.

III- шаблонно-исполнительный  труд. Это пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.

Следующие два типа, которые  он выделил относятся уже не к рабочим профессиям. Четвертый тип он называл «самостоятельный труд» . Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий - это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.

В целом в этой классификации  есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам. Конечно, для современного этапа  эта классификация устарела.

В настоящее время классификация  профессий наиболее интересно представлена в «Информационно-поисковой системе. Профессиография» , разработанной в НИИ профтехобразования в Ленинграде под руководством Е. А. Климова. Она имеет очень большое значение в решении вопросов профориентации и профконсультации молодежи. Она построена на основе многофакторного принципа.

 Первый ярус составляют  пять типов профессий по признаку  различий их объектных систем:

*  «Человек – природа»

Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа  и др.

Среди профессий типа «человек – природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.

Это профессии, связанные  с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Определенный интерес  к природе (не основной) должны иметь  психолог, менеджер по туризму и  гостиничному бизнесу.

Указанное деление не означает, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет  внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.      

 При выборе профессии  этого типа важно разобраться,  как именно вы относитесь к  природе: как к месту для  отдыха или как к мастерской, в которой вы собираетесь отдавать  все силы производству.

Информация о работе Классификация профессий