Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:02, доклад
Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»
Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.
Доклад по Поиску Работы.
Тема: Классификация профессий.
Группа№239
Гулькова.А.В.
1. Общее представление о профессии.
Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»
Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.
Зеер .Э.Ф. определяет профессию как «социально ценную область приложения физических и духовных сил человека, позволяющую ему получать взамен затраченного труда необходимые средства для существования и развития.
Понятие профессия многозначно и означает следующий ряд:
1) общность людей; 2) область приложения сил; 3) деятельность и область проявления личности; 4) исторически развивающуюся систему; 5) реальность, творчески формируемую самим субъектом.
Нередко наряду с понятия «профессия» как синонимичное используется понятие «специальность», которое определяется как род занятий в рамках одной профессии.
В самом широком смысле профессии — это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
Профессиональная деятельность — род труда, следствие его дифференциации. Профессиональная деятельность имеет общественный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество (как работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в этих отношениях как:
• заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;
• организатор условий такой деятельности;
• источник ее материального финансирования;
• регулятор правовых отношений
между участниками
• эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;
• источник формирования социального отношения к профессии (ее значимость, престиж и т.п.).
Все эти функции могут
выполняться государственными институтами
(например, в случае работы психолога
в государственной
С точки зрения, общества
профессия — это система
С точки зрения конкретного
человека, профессия — это деятельность,
которая является источником его
существования и средством
2. Классификация видов труда.
Для каждого этапа развития
общества, его социально-экономического
уклада, достижений научно-технического
прогресса характерно появление
новых и отмирание старых видов
трудовой деятельности. Этот процесс
в значительной степени обусловливается
и отражается в изменениях конкретных
компонентов деятельности и характеристик
субъекта труда (самосознания, самоопределения
молодежи и т. д.) и людских ресурсов
(численность, качественный состав и
т. д.), содержания задач труда, вида
рабочих нагрузок, орудий труда, особенностей
условий и организации
Для более ясного и системного представления о современных типах профессий вообще и конкретных профессиях в частности обратимся к вариантам классификации их по различным основаниям.
В зависимости от основания
классификации профессии
При характеристике объекта труда профессии делят на группы в соответствии с наиболее частными основаниями: по предмету, целям, средствам, условиям, характеру и составу действий. Рассматривая субъекта труда, профессии также делят на группы в зависимости от психофизиологических особенностей и степени необходимой квалификации.
Любая профессия, таким образом, может быть комплексно описана, так как она находит свое место в каждой классификации, получая характеристику по тому или иному основанию.
Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.
1. По характеру рабочей
нагрузки субъекта труда и
его усилий по реализации
2. По характеристикам
цели труда, рабочей нагрузки,
организации трудового
— оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., нестандартный — научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство);
— динамический и статический;
— однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);
3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т. д.), в экспериментальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).
4. По форме организации
деятельности выделяют
— регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);
— индивидуальный и коллективный (совместный).
Совместная деятельность
— это организованная система
трудовой активности совокупности субъектов
труда, объединенных единством мотивов
и целей деятельности, ее пространственно-
3.Классификация профессий.
Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчитывается от 7 до 35 тысяч их наименований. В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).
Психологическая
Были также попытки
дать классификацию по видам
промышленности; машиностроению, металлургии,
химической промышленности, сельскому
хозяйству. Такая
Интересно, что еще в XVIII
веке известный историк и
Очень любопытный
I тип- автоматический труд, строго регламентированный. Это в основном тип конвейерных работ, характеризуемый исполнением довольно однотипных, мелких операций в течение рабочего дня.
II- полуавтоматический труд.
Сюда он относил такие
III- шаблонно-исполнительный труд. Это пожалуй, наиболее уязвимое место в классификации Струмилина, куда он вводил, по сути дела, почти все виды машинно-ручного труда. Это и машиностроители, это и швеи-мотористки, и пр.
Следующие два типа, которые он выделил относятся уже не к рабочим профессиям. Четвертый тип он называл «самостоятельный труд» . Это работа конструктора, инженера. Струмилин отнес его в особую группу. И, наконец, последний тип профессий - это свободный творческий труд. Здесь имеются в виду работники разных видов искусства.
В целом в этой классификации есть рациональное звено, особенно если подходить к первым двум разделам. Конечно, для современного этапа эта классификация устарела.
В настоящее время классификация
профессий наиболее интересно представлена
в «Информационно-поисковой
Первый ярус составляют
пять типов профессий по
* «Человек – природа»
Профессии: семеновод, мастер-животновод,
зоотехник, агроном, кинолог, лаборант
химико-бактериологического
Среди профессий типа «человек – природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Определенный интерес к природе (не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.
Указанное деление не означает, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.
При выборе профессии
этого типа важно разобраться,
как именно вы относитесь к
природе: как к месту для
отдыха или как к мастерской,
в которой вы собираетесь