Классификация профессий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:02, доклад

Описание

Задумаемся над вопросом: «Что такое профессия?»
Профессия – (от лат. «profiteer» - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий особой подготовки и обычно являющийся источником существования.

Работа состоит из  1 файл

Доклад по Поиску Работы2.docx

— 32.58 Кб (Скачать документ)

Особенность биологических  объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим  внутренним законам), нестандартны. И  растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также  болеют, гибнут. Работнику нужно  не просто очень много знать о  живых организмах, но предвидеть возможные  изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется  инициатива и самостоятельность  в решении конкретных трудовых задач, заботливость и дальновидность.

 

*«Человек  – техника» 

 Главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.

Труд работников здесь  направлен не только на технику, но и на ведущий предмет профессионального  внимания - область технических объектов и их свойств.

Среди профессий типа «человек – техника» можно выделить:

  • профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
  • профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов;
  • профессии по производству и обработке металла, механической сборке, монтажу машин, приборов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
  • профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
  • профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
  • профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
  • профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

При обработке, преобразовании, перемещении или оценке технических  объектов от работника требуются  точность, определенность действий. Поскольку  технические объекты практически  всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в  области техники от человека требуется  высокая исполнительская дисциплина.

 

 

 

 

 

 

 

*«Человек  – человек»

Главный, ведущий предмет  труда - люди.

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.

Среди этого типа профессий  можно выделить:

  • профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
  • профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
  • профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационным обслуживанием;
  • профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
  • профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

 

     Для успешного труда по  профессиям этого типа нужно  научиться устанавливать и поддерживать  контакты с людьми, понимать людей,  разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями  в соответствующей области производства, науки, искусства.

Краткий перечень качеств, которые  очень важны в работе:

устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми;

потребность в общении;

способность понимать намерения, помыслы, настроения людей;

умение быстро разбираться  во взаимоотношениях людей;

умение находить общий  язык с разными людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

*«Человек - знаковые системы»

Главный, ведущий предмет  труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Среди профессий типа «человек - знаковые системы» есть:

  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;
  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;
  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности  мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

 

*«Человек - художественный образ»

Главный, ведущий предмет  труда - художественный образ, способы  его построения.

Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.

Профессии типа «человек - художественный образ» включают:

  • профессии, связанные с изобразительной деятельностью;
  • профессии, связанные с музыкальной деятельностью;
  • профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью;
  • профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.

Одна из особенностей профессий  типа «человек - художественный образ» состоит в том, что значительная доля трудовых затрат остается скрытой  от стороннего наблюдателя. Более того, нередко прилагаются специальные  усилия для создания эффекта легкости, непринужденности конечного результата труда.    

 На втором ярусе  в пределах каждого типа профессий  выделяются три класса по признаку  целей труда:

1) гностические (от греч. — знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;

2) преобразующие профессии  (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т.  п.;

3) изыскательские профессии  (И) — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель  (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х)  и т. п.    

 На третьем ярусе  каждый из предыдущих трех  классов профессий разделяется  на четыре отдела по признаку  основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда  (Р) — контролер слесарных работ  (Г - Ч-Т), лаборант химического  анализа (Г - Ч-П), ветеринар (П - Ч-П), слесарь (П - Ч-Т) и т. п.;

2) профессии машинно-ручного  труда (М) — токарь, водитель  автомобиля, машинист экскаватора  и т. п.;

3) профессии, связанные  с применением автоматических  и автоматизированных систем (А)  — оператор станков с программным  управлением, авиадиспетчер, сменный  оператор АЭС и т. п.;

4) профессии, связанные  с преобладанием функциональных  средств труда (Ф), — актер, акробат и    т. п. 

На четвертом ярусе  в каждом из четырех отделов профессий  выделяются четыре группы профессий  по признаку условий труда (У):

1) работа в помещении  с нормальным микроклиматом (М)  — лаборанты, бухгалтеры и  т. п.;

2) работа на открытом  воздухе (О) — агроном, монтажник,  инспектор ГАИ и т. п.;

3) работа в необычных  условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. п.;

4) работа в условиях  повышенной ответственности (М)  — воспитатель детсада, учитель,  следователь и т. п.

Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация  позволяет, во-первых, дать обзорную схему  карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу  определенной профессии.    

 Изложенная классификация  предназначена не для того, чтобы  разложить все профессии по  своим клеточкам, — это невозможно  и не нужно. Надо помнить,  что большинство профессий характеризуется  множеством разнотипных признаков.  Но в любом сложном множестве  полезно проводить некоторые  хотя бы ориентировочные различения.

 

 

 

Список литературы :

1. Котелова Ю. В. Очерки по психологии труда: Учебное пособие.М.,2006

2. Иванова Е. М. Основы  психологического изучения профессиональной  деятельности: Учебное пособие. - М. ,2005

3.Зеер Э.Ф. Психология  профессий.. М., 2006.

4. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов.М.,2008

5.Бодров В.А. Психология  профессиональной пригодности.М.,2001


Информация о работе Классификация профессий