Компоненты общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 22:03, контрольная работа

Описание

Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то - специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Содержание

1.Понятие личности в социологии………………………………………..…3стр. 2.Социальное действие и взаимодействие…………………………………..6стр. 3.Социальные группы………………………………………………….……..7стр. а) социальная стратификация………………………………………………10стр. 4.Социальные институты…………………………………………………...13стр. 5.Социальный статус………………………………………………………..16стр.
6.Социальные роли………………………………………………………….17стр.

Работа состоит из  1 файл

контрольная Шек О.П..docx

— 53.92 Кб (Скачать документ)

Российский государственный социальный университет

Филиал РГСУ в г. Наро-Фоминске

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Социология»

на тему: «Компоненты общества»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 4 курса

Специальность«Юриспруденция»

Заочное отделение

 

 

 

Шек П.О.

Проверил

Доцент

Глеба О.В.


 

 

 

 

Наро-Фоминск 2012

 

Содержание

 

1.Понятие личности в социологии………………………………………..…3стр. 2.Социальное действие и взаимодействие…………………………………..6стр. 3.Социальные группы………………………………………………….……..7стр. а) социальная стратификация………………………………………………10стр. 4.Социальные институты…………………………………………………...13стр. 5.Социальный статус………………………………………………………..16стр.

6.Социальные  роли………………………………………………………….17стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие личности в социологии.

 

Понятием «индивид»  обычно обозначается человек как  единичный представитель той  или иной социальной общности. Понятие  «личность» применяется по отношению  к каждому человеку, поскольку  он индивидуально выражает значимые черты данного общества. Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность — это то - специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой — вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру.

 К элементам, составляющим  социальные качества человека, относятся  социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую- либо социальную общность, фиксируется в понятии «социальный тип личности». Путь от анализа общественной формации к анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения. Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки.

Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами, прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность — это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое философски обобщенное изображение структуры такого поведения дал два века спустя И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой...») — таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности,— это  автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны (буквально), автономия — это «самозаконность». Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен, прежде всего, возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном  базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное «поступание». Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная  целесообразность действий, то есть устойчивая жизненная стратегия. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимости, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.

    

  

 

 

 

 

Компоненты структуры личности.

Краткое название подструктуры.

К данной подструктуре относятся

                       Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительно  больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных  процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и  торможения и т.п.; половые, возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически  отсутствует)


 

 

 

 

 

 

 

2.Социальное действие и взаимодействие понятия, особенности

Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него.

Социальное взаимодействие - способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.

Вебер выделяет четыре типа социального  действия

1. целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

2. ценностнорациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

3. аффективное -определяется эмоциями;

4. традиционное - определяется традицией или привычкой.

Признаки действия: Нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм); Волюнтаризм (связь с волей субъекта, обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды Наличие знаковых механизмов регуляции. Социальное действие - единичный акт со след структурой:

 Субъект - тот, кто  совершил действие (коллективный, индивид).

Объект - тот на кого направленное действиеЭтапы соц. действия: 

-Цель; 

-Способ реализации  цели

- Средство;

- Результат.

В отличие от соц.действия, которое представляет собой отдельный  акт и может быть направлено на любой объект, соц.взаимодействие всегда направлено на другого человека и  вызывает обратную реакцию.

Основные условия  социального взаимодействия

1.Наличие двух и более индивидов.

2.Совершение ими каких-то действий, влияющих на переживания и поступки друг друга.

3.Наличие проводников передающих влияние Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации,  получение, реакция на неё её переработка и возврат её, а так же реакция на новую информацию первого лица. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.Объективная сторона-факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них. Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия, основанное на взаимных ожиданиях.

 

3.Социальные группы характеристика, типология.

 

Социальная группа - любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста. Внешние отличительные признаки социальной группы:

1) статика существования,  которая проявляется в непрерывной  динамизации групповых процессов  в латентной или явной форме; 

2) социальная группа  характеризуется определенным набором  социальных норм, институциализацией ценностей, репродуцируемых групповым контекстом;

3) социальная группа  имеет свою ролевую структуру  с достаточно выраженными функциональными нагрузками.

Существует значительное число критериев, характеризующих  специфический способ действия каждой социальной группы: их разделяют по числу входящих в них индивидов (большие, средние, малые), по индивидуальным признакам входящих в них индивидов, по характеру внутренней структуры, по статусу в обществе, по уровню сплоченности, по степени взаимодействия членов, по ее культурологическим признакам. История изучения социальных групп имеет давнюю традицию. Еще Т. Гоббс попытался дать определение социальной группы как "...известного числа людей, объединенных общими интересом и делом", и выделил группы, упорядоченные и неупорядоченные, политические, частные и другие. В дальнейшем этот термин приобрел более глубокую социальную окраску. Одним из основоположников теории социальных групп является Зиммель, рассмотревший целый спектр закономерностей и аспектов взаимодействия микро- и макроструктур. Значительный вклад в изучение социальных групп внес Кули, рассмотревший влияние на социализацию индивида первичных групп. Дальнейшее развитие теория социальных групп получила в работах Мэйо, акцентировавшем свое внимание на изучении оптимальных условий сотрудничества в производственных групповых образованиях, и Морено, который ввел в оборот методику измерения характера и уровня межличностного взаимодействия, известного в практике как социометрия. Общие проблемы взаимодействия социальной группы с обществом в рамках функционального анализа изучались Парсонсом.

В социологических теориях  вопрос изучения социальных групп имел некоторый функциональный оттенок  в контексте выхода не на атмосферу  существования группы, а на процессы ее взаимодействия с другими социальными образованиями в обществе. С этой точки зрения имеют место также онтологические подходы, как холизм (теории социальных систем, структурно-функциональный анализ и т.д.), культурологические концепции (антропологические, концепции гуманитарного толка и т.д.), биологизм. В каждом из направлений понятие "социальная группа" имеет свою специфику в интерпретации.

Формирование социальной группы должно рассматриваться сквозь призму внутренних, связей в ней. Группа характеризуется определённой целостностью и устойчивостью, что обусловливается  её целями и задачами. Наличие общих  целей и задач становится фактором формирования и развития структуры группы.

Признаками внутренней организованности группы является наличие  в ней органов управления, системы  контроля, а также разграничение  функций её членов. Важным признаком  внутренней организованности группы является также элемент обособления. Члены  данной группы отделяют себя от других, которые для них "чужие". Это  может быть достигнуто с помощью  различного рода атрибутов, символов и  других способов отделения.

 

Признак

Численность

Контакт

Членство

Структура

Связи

Примеры

Малая группа

Десятки человек

Личностный

Реальное поведенческое

Развитая внутренняя неформальная

Непосредственные трудовые

Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов

Средняя группа

Сотни человек

Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов

Функциональное

Юридически оформленная (отсутствие неформальной структуры)

Трудовые, опосредованные официальной структурой организации

Организация всех работников предприятия, вуза, фирмы

Большая группа

Тысячи человек

Отсутствие контакта

Условное социально-структурное

Отсутствие внутренней структуры

Трудовые, опосредованные социальной структурой общества

Этническая общность, социально-демографическая группа, профессиональная общность, политическая партия


 

В зависимости от характера  отношений и связей индивидов  выделяют группы первичные и вторичные. Термин «первичные группы» был введен в социологию Ч. Кули. Группа первичная - разновидность малой группы. Эти группы отличаются особой эмоциональностью привязанностью её членов друг к другу, своего рода интимностью межличностных отношений. В первичной группе каждый её субъект рассматривается как незаменимый. Через первичную группу человек наиболее эффективно усваивает нормы, ценности и традиции общества, в ней может происходить первичная социализация личности.

Вторичная группа - это целевая группа, в которой особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Она опирается на интитуционализированную и иерархиезированную систему отношений, деятельность в ней регулируется правилами. Вторичная группа - это, как правило, большая группа, но малая группа тоже может быть вторичной. Отношения в группе отличаются характером безличных функциональных контактов индивидов, как того требуют социальные роли её субъектов. Во вторичной группе протекает вторичная социализация личности.

Информация о работе Компоненты общества