Концепция Д.Н. Узнадзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:28, контрольная работа

Описание

Реальная психология личности представляет собой продукт взаимодействия и взаимоналожения мотивационных, познавательных (когнитивных), аффективных (эмоции) и коммуникативных (общение) процессов. Для понимания результатов взаимодействия и интеграции различных психических процессов, т.е. в конечном счете целостности субъекта психики особый интерес представляют те как бы "вторичные" психические образования, которые являются продуктами такого взаимодействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Концепция Д.Н. Узнадзе. Теория мотивации. Понятие аттитюда.......3
2. Социально-психологическая установка личности. Понятие, функции, компоненты установки………………………………….……………....5
3. Изменение (создание) установки………………………………..……..7
4. Методы воздействия на установки личности…………………...……..8
Заключение…………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

контр раб социология.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)


1

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..2

1.      Концепция Д.Н. Узнадзе. Теория мотивации. Понятие аттитюда.......3

2.      Социально-психологическая установка личности. Понятие, функции, компоненты установки………………………………….……………....5

3.      Изменение (создание) установки………………………………..……..7

4.      Методы воздействия на установки личности…………………...……..8

Заключение…………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Реальная психология личности представляет собой продукт взаимодействия и взаимоналожения мотивационных, познавательных (когнитивных), аффективных (эмоции) и коммуникативных (общение) процессов. Для понимания результатов взаимодействия и интеграции различных психических процессов, т.е. в конечном счете целостности субъекта психики особый интерес представляют те как бы "вторичные"  психические образования, которые являются продуктами такого взаимодействия.

Подобные образования в современной психологической литературе иногда называют "гибридными", имея в виду, что их можно рассматривать как смесь "первичных" (мотивационных, познавательных и т.п.) психических компонентов. Данный термин также условен, так как "родители" биологического гибрида существуют независимо от него самого, а в производных психических образованиях "родительские" компоненты находятся в отношениях необходимого взаимодополнения и сплошь и рядом могут функционировать лишь объединившись друг с другом. Мы видели это на примере взаимодействия потребностей и знаний в процессе формирования мотивов. Из различных "гибридных" образований наибольшее внимание психологической, в особенности социально-психологической науки привлекают установки, или аттитюды.

Термин "установка" в русскоязычную литературу ввел глава грузинской психологической школы Д.Н. Узнадзе, определявший ее как предшествующую любым, в том числе психическим актам субъекта готовность осуществлять именно те акты, которые адекватны данной ситуации.[1]

              Цель данной работы рассмотреть теорию формирования изменения установок.

              Задачи: рассмотреть понятие установки, виды установки, изменение установки, методы воздействия на установки личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Концепция Д.Н. Узнадзе. Теория мотивации. Понятие аттитюда.

 

Концепция Узнадзе была направлена против характерного для современной ему психологической науки "постулата непосредственности" - представления о том, что "объективная действительность непосредственно и сразу влияет на сознательную психику".

Он доказывал, что реакция субъекта на ситуацию обусловлена не только самой ситуацией, но и его внутренней, неосознанной предрасположенностью реагировать на нее определенным образом.

В рамках грузинской психологической школы теория установки разрабатывалась в тесной связи с категорией потребности: функция установки состоит в том, что она как бы "указывает" потребности ее предмет, способный реализовать ее в данной ситуации, сокращает объем поисковой активности, необходимой для выявления предмета.

Надо заметить, что грузинская школа связывала установку в основном с биологическими потребностями.[2]

С точки зрения теории мотивации, понятие установки важно прежде всего тем, что оно раскрывает механизм формирования такого важного качества потребностей и мотивов, как относительная устойчивость их предметной формы. Благодаря установкам субъекту не нужно постоянно определять, в чем состоят его потребности и способы их удовлетворения: они уже зафиксированы в его установках.

Понятие аттитюда, интенсивно разрабатывавшееся в американской социальной психологии, родственно понятию установки, поскольку ключевым словом в его определении также является "готовность". Г. Олпорт еще в 1935 г., объединяя различные определения аттитюда, сформулированные к тому времени социальными психологами, интерпретировал его как "состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность и организованное на основе предшествующего опыта; аттитюд оказывает направляющее и динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов, к которым он (аттитюд) имеет отношение". Это определение оказалось настолько емким с точки зрения синтеза различных подходов, выносящим за скобки все разногласия и неясные вопросы, что и 50 лет спустя с него начинались главы об аттитюдах в учебниках по социальной психологии.

Будучи родственными, установка и аттитюд в то же время отнюдь не аналогичные понятия. Со времен знаменитой работы У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (19181920), в которой категория аттитюда была впервые использована для изучения социальных явлений, его стали рассматривать как важнейший компонент социальной психологии и характеристику личности. Если при изучении аттитюда главное внимание уделяется его функциям в социальных отношениях и социальном поведении людей, то установка исследуется в общей психологии прежде всего с точки зрения ее роли и места в структуре психики. Далее, аттитюд чаще всего рассматривается как явление сознания, выражаемое в языке, в вербальном поведении (на чем основаны и многие методы его изучения), а установка, как показано в частности в работах Д.Н. Узнадзе, имеет неосознанный характер. В русскоязычной литературе английский термин "аттитюд" чаще всего не переводится или же выражается понятием "социальная установка". [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Социально-психологическая установка личности.

Понятие, функции, компоненты установки.

 

Социально-психологические установки есть состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы. Понятие "установка" следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию – готовность к определенному поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним.

 

Функции установок:

 

Функция установки

Источник возникновения установки

Смысл установки                        

1.

Функция приспособления

 

Связана с необходимостью обеспечить максимально благоприятное положение человека в социальной среде.

Положительные установки к благоприятным стимулам. Отрицательные – к источникам неприятных стимулов.

2.

Энергозащитная

Связана с необходимостью поддерживать внутреннюю устойчивость личности.

Отрицательные установки к тем лицам, действия которых могут послужить источником опасности для целостности личности. Источником отрицательной установки может служить негативное отношение к нам.

3.

Ценностно-выразительная

Связана с потребностями в личностной устойчивости.

Положительные установки вырабатываются, как правило, к представителям нашего личностного типа.

4.

Организации мировоззрения

Вырабатываются по отношению к знаниям о мире. Научные представления+обыденные.

Система установок – это совокупность эмоционально окрашенных элементов знания о мире, о людях.

 

 

 

Компоненты установки:

 

-        Когнитивный, содержащий знание, представление.

-        Аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту.

-        Поведенческий (конативный), выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Изменение (создание) установки.

 

В процессе человеческого общения, социального взаимодействия установки преобразуются. В общении всегда есть элемент осознанного или неосознанного стремления изменить установки другого человека.

Установки образуют систему. Установки, находящиеся в центре и образующие большое количество связей называются центральными, фокальными установками (установки к знаниям, связанные с мировоззрением и моральным кредо личности). Главная центральная установка – это установка к собственному “Я”, так как в процессе социализации мы всегда соотносим все значимые для нас явления с мыслью о себе. Установка самооценки собственного “Я” оказывается в пересечении всех связей системы. Изменение фокальной установки не возможно без разрушения целостности личности. Концепция своего “Я” отрицательна только у крайне невротичных людей.

 Периферийные установки имеют мало связей и поэтому легче и быстрее поддаются изменению. При изменении установки возможны следующие ситуации:

1.      соседние установки изменяются по направленности ( с + на -);

2.      может измениться степень важности установки;

3.      может измениться принцип связи между соседними установками.

В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи. Более надежным и быстрым способом изменения установок является, отношения к проблеме. Логический способ изменения установки срабатывает не всегда, так как человек избегает сведений, которые могут доказать ошибочность его поведения. Существует зависимость между вероятностью изменения установки и объемом информации об установке (с увеличением количества информации вероятность изменения повышается, но существует предел насыщения). Вероятность изменения установки зависит от ее сбалансированности. Человек стремится избегать информации, которая способна вызвать когнитивный диссонанс – несоответствие между установками или установками и реальным поведение человека. В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека или группы действует по принципу ассимиляционного контрастного действия (Если мнение человека близко к мнению оратора, происходит объединение мнений (ассимиляция), если противоположно – человек еще больше убеждается в своей правоте (контраст)).

Человек обладает системой селекции информации: на уровне внимания (внимание направляется туда, что интересует человека); на уровне восприятия; на уровне памяти.[5]

 

3. Методы воздействия на установки личности.

 

: Совокупность приемов реализующих воздействие на:

-        потребности, интересы, склонности, мотивацию;

-        на установки, групповые нормы, самооценки людей;

-        на состояние, в котором человек находится и которое изменяет его поведение.

Чтобы изменить мотивацию человека вовлекают в новую деятельность. Для изменения поведения надо изменить иерархию его мотивов, актуализация мотивов более низкой сферы (н-р. метод регрессии).

 Метод создания неопределенных ситуаций . Позволяет ввести человека в состояние “разрушенных установок”, потери себя, и если после этого показать ему путь выхода из неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом. Особенно если при этом произвести внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, вовлечение в общую деятельность…

Требуемая социальная установка формируется у человека:

1.      если он периодически включается в соответствующую деятельность;

2.      многократно получает соответствующую информацию;

3.      если он включается в престижную, значимую для него группу, в которой эта установка поддерживается (кооптация).

Для формирования установки на требуемое отношение или оценку события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса (включить объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать эмоцию по поводу этого контекста).

Для усиления (актуализации установки) способной вызвать эмоциональный или моральный протест человека используется прием “совмещения стереотипных фраз”, с тем, что хотят внедрить (стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания установки).

Для изменения эмоционального отношения и состояния человека к текущим событиям эффективен прием “воспоминания горького прошлого” (увидев прошлую жизнь в черном свете происходит снижение недовольства сегодняшним днем).

            Для разрядки отрицательного эмоционального состояния людей в требуемом направлении и с требуемым эффектом используют прием “канализации настроения” (провоцирование изливание гнева толпы на “стрелочника”).

Если мотивация, установки и эмоциональное состояние людей учтены, воздействие наиболее эффективно.

Чтобы изменить поведение группы необходимо изменить групповые нормы (групповые нормы определяют, регулируют поведение людей и группы в целом). Активное воздействие на групповые нормы может осуществить лидер либо включение в другую деятельность.

Информация о работе Концепция Д.Н. Узнадзе