Концепция Д.Н. Узнадзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:28, контрольная работа

Описание

Реальная психология личности представляет собой продукт взаимодействия и взаимоналожения мотивационных, познавательных (когнитивных), аффективных (эмоции) и коммуникативных (общение) процессов. Для понимания результатов взаимодействия и интеграции различных психических процессов, т.е. в конечном счете целостности субъекта психики особый интерес представляют те как бы "вторичные" психические образования, которые являются продуктами такого взаимодействия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Концепция Д.Н. Узнадзе. Теория мотивации. Понятие аттитюда.......3
2. Социально-психологическая установка личности. Понятие, функции, компоненты установки………………………………….……………....5
3. Изменение (создание) установки………………………………..……..7
4. Методы воздействия на установки личности…………………...……..8
Заключение…………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………11

Работа состоит из  1 файл

контр раб социология.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

Сопротивление при этом зависит от:

-        уровня групповой сплоченности;

-        фиксировании на содержании старых норм и требований;

-        от степени расхождения с новыми нормами.

Влиять на групповую сплоченность можно через:

1.      осознание группой своей социальной роли или отличая от других групп;

2.      использование групповых символов;

3.      создание, формирование “мы-чувства”, когда человек чувствует себя внутри группы (эффект простонародья у политиков).[6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Установки и аттитюды обладают двумя главными функциональными свойствами, которые определяют их значение в психологии социальнополитических отношений. Первое из них можно назвать свойством относительной устойчивости. В общепсихологическом смысле функция установки состоит в том, что она обеспечивает человека способностью реагировать на ситуацию и внешние объекты (например, на ситуацию неудовлетворенной потребности и объекты, способствующие или препятствующие ее удовлетворению) на основе прошлого опыта. Установка приводит в действие психические процессы и практические действия, адекватные ситуации и объектам, потому что в ней содержится предшествующая ситуации готовая "модель" этих процессов и действия. В обыденной жизни, например в труде, потреблении, межличностных отношениях, она закрепляет те привычки и навыки, без которых эта жизнь была бы невозможной. Установки обеспечивают устойчивость личности, ее диахроническое (сохраняющееся на продолжении более или менее длительного времени) единство. Вместе с тем тот опыт, который формирует "обыденные" установки, более или менее постоянно присутствует ч воспроизводится в жизни любого человека, знания, черпаемые из этого опыта, могут противоречить друг другу, вызывать внутренние психические конфликты, но они во всяком случае относительно доступны и способны систематически подкреплять установки или вносить в них необходимые по жизни модификации.

Социально-политические опыт и знания людей, как мы уже видели, отличаются значительно большей удаленностью от их непосредственного восприятия и практики, фрагментарностью и разорванностью, с гораздо большим трудом поддаются адекватному освоению и воплощению в "модели" реакции на явления и события, происходящие в обществе. Поэтому социально-политические установки (независимо от того, каким образом они возникли) играют, в отличие от общепсихологических и социально-психологических, специфическую роль компенсатора когнитивного дефицита. Иными словами, они моделируют реакцию людей, не только на знакомые, но и на неясные, непонятные социально-политические ситуации. Одна из функций этих установок - минимизировать риск, опасность, содержащуюся в таких ситуациях. Закрепленное в таких установках отношение к определенным классам макросоциальных объектов и ситуаций, явлений и событий, их "оценка" с точки зрения потребностей субъекта позволяет ему поддерживать минимальные мотивационно-психологические связи с макросоциальной средой, психически, интеллектуально или практически реагировать на исходящие от нее импульсы.[7]

 

Список использованной литературы:

 

1. Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М., 1977. С. 145

 

2. Шихирев П.Н. Исследование социальной установки в США // Вопр. философии. 1974. №2. С. 166

 

3. Бозрикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением (обзор исследований в США) // Социальная психология за рубежом. М., 1974. Вып.1

 

4. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М., 1966. С. 158.

 

5. Прангишвили А.С. Потребности, мотивы, установки // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974

 

6. Майерс Д. Социальная психология. С-П., 2007. С. 794

 

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С-П. 2007. С.720

 

 



[1] Асмолов А.Г., Ковальчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. М., 1977. С. 145

 

 

[2] Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психологические исследования. М., 1966. С. 158.

 

[3] Шихирев П.Н. Исследование социальной установки в США // Вопр. философии. 1974. №2. С. 166

 

 

[4] Прангишвили А.С. Потребности, мотивы, установки // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974

 

[5] Бозрикова Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением (обзор исследований в США) // Социальная психология за рубежом. М., 1974. Вып. 1

 

[6] Майерс Д. Социальная психология. С-П., 2007. С. 794

 

[7] Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. С-П. 2007. С.720

 


Информация о работе Концепция Д.Н. Узнадзе