Конфликт современной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 18:09, реферат

Описание

Доклад Георга Зиммеля «Конфликт современной культуры» - последняя его работа на тему культуры, написанная в 1923 году, относится к последнему периоду его жизни, который пришёлся на время исторического «кризиса культуры», что, несомненно, повлияло на его творчество. В докладе описаны непосредственно причины возникновения культурного конфликта, показано, как он повлиял на возникновение новых культурных явлений и сделан прогноз относительно будущего развития культуры и общества.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Культурный процесс………………………………………………………..3
3. Суть конфликта……………………………………………………………..4
4. Эволюция идеи……………………………………………………………..5
5. Вопросы искусства…………………………………………………………7
6. Оригинальность…………………………………………………………….8
7. Прагматизм………………………………………………………………....9
8. Принцип формы…………………………………………………………...10
9. Выводы…………………………………………………………………….10
10. Список используемой литературы………………………………………12

Работа состоит из  1 файл

реферат Захаров 271.doc

— 75.00 Кб (Скачать документ)

      Философское прагматическое движение оспаривает независимость  познания от реальной жизни, отрицая  существование изначальной истины.

Истинными признаются лишь те (субъективные в силу специфичности образа мыслей каждого индивида) представления о реальной жизни, которые дают благотворный результат, будучи применёнными на практике. Такие представления являются продуктами самого течения жизни и не могут непосредственно влиять на него, но могут лишь соответствовать нашим представлениям об истине, которые, естественно, также выработаны жизнью. Рождение истины в данном случае автор, хоть и не без сомнения, называет случайностью, возможно опасаясь приравнять хаотичное движение жизни к источнику истины, по сути божественному или отрицающему необходимость существования другого (возможно божественного) источника истины.

      Жизнь, благодаря этому, становится единственной центральной точкой всего сущего, вобрав в себя всё, что раньше существовало вне неё и получив выражение в любой составляющей бытия. Любой элемент познания, всё, претендующее на существование, всё проходит проверку жизнью на предмет родственной связи с ней, всё существует по признанию самой жизнью. И эту проверку концепция формы не проходит. 

Принцип формы

      В этой части необходимо пояснить, почему Зиммель считает отмирание этого  принципа настолько важным.

      Все культурные, и философские в частности, движения до появления «культурного конфликта» основывались на принципе формы, доведённым до абсолюта. Вся система познаний стремится к абсолютной логичности, завершённости, непрерывности. Сам формальный идеализм этой системы и является залогом её истинности. Именно это и является принципом формы, идеально закруглённой и собранной ради самой себя, и в этом идеальном построении обнаруживающая неоспоримый критерий истины всего бытия.

      Противостояние  жизни и порождённого жизнью суть конфликт жизни с самой собой, который и является её основной истиной, основной движущей созидательной силой. Трагизм этого конфликта заключается в том, что изжив все формы и идеалы, жизнь созидает из самой себя и разрушает саму себя, не создавая новых форм. Губительное влияние этого процесса на культуру и общество Зиммель показывает на примере извращённых (по мнению автора) форм отношений между полами: проституции и браке, которые являются лишь малой частью форм, пришедших на замену старым, существовавшим до них, но появившихся не из чистой стихии жизни, а будто вопреки ей, противоречащих истинной сущности того, что их породило.  

Выводы

      Конфликт  современной культуры или культурной жизни неизбежен. Жизнь всегда создаёт  новые формы, существует в них, а  старые разрушает.

Единственной  формой, которая имеет право на существование вне жизни –  это форма, в которой мы сами воспринимаем и чувствуем течение жизни, бытие всего сущего. Постоянное движение жизни объяснимо лишь тем, что жизнь стремится к абсолютно недостижимой цели – проявить себя вне всяких форм.

     Этот  конфликт, ставший основным жизненным  мотивом ещё в эпоху Зиммеля, в наше время не только не разрешился, но скорее лишь подтвердил свою губительную природу, которую автор по непонятной причине неустанно приписывает к позитивному инстинкту жизни. В современном мире невероятная разрозненность культурных форм вряд ли когда-нибудь позволит объединить их под эгидой одной идеи, да и на смену старым, ещё не до конца отмершим, классическим формам, против которых противостояла жизнь, но которые были красивы хотя бы в своей завершённости и давали жизни импульс дальнейшего развития, приходят формы, абсолютно чуждые всякой истине, будь она статичной и объективной, или абстрактной, иррациональной, наблюдаемой в динамике жизненной стихии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы:

  1. Зиммель Г. Конфликт современной культуры в кн. Зиммель Г. Избранное. Том 1. М.:Юристъ. 1996, С.495-516.
  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/767/%D0%A8%D0%9F%D0%95%D0%9D%D0%93%D0%9B%D0%95%D0%A0 ( на 17.10.10)
  3. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Article/land_georg.php

    ( на 17.10.10)

  1. http://sergo-1volkov.narod.ru/Library/Beethoven_Telescop_1833.html

    ( на 17.10.10) 
     
     
     
     
     
     
     

   

Информация о работе Конфликт современной культуры