Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:23, контрольная работа
Кто из нас не сталкивался с конфликтами? Дома, на учебе, на работе... Время от времени всем нам приходится сталкиваться с ними и отстаивать свою правоту. В свою очередь конфликты являются серьезной проблемой на пути принятия какого-либо решения или просто нормального взаимоотношения людей. В своей работе я попытаюсь разобраться что же это такое- конфликт, какими они бывают и как выйти из конфликта с максимально благоприятным результатом, а именно прекратить его еще на стадии зарождения.
1. Введение 3
2. Типы конфликтов 3
3. Составляющие конфликтовм 4
4. Правила поведения в конфликте 6
5. Заключение 11
МГТУ «МАМИ»
Кафедра «Философия
и Психология»
Реферат на
тему «Конфликт и способы его
разрешить»
Преподаватель: Гусева Е.А.
Москва 2010г.
Содержание
Введение.
Кто из нас не сталкивался с конфликтами? Дома, на учебе, на работе... Время от времени всем нам приходится сталкиваться с ними и отстаивать свою правоту. В свою очередь конфликты являются серьезной проблемой на пути принятия какого-либо решения или просто нормального взаимоотношения людей. В своей работе я попытаюсь разобраться что же это такое- конфликт, какими они бывают и как выйти из конфликта с максимально благоприятным результатом, а именно прекратить его еще на стадии зарождения.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными).
Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные следствия.
Существуют пять основных типов конфликта:
1)внутри личностный
2) межличностный
3)между личностью и группой
4)межгрупповой
5)социальный
Остановимся на 2ух самых близких нам типах:
1)Внутри личностный
конфликт. Этот тип конфликта
не полностью соответствует
2)Межличностный конфликт.
Это самый распространенный
1) первый его участник
сознательно и активно
2) второй участник
сознает, что эти действия
3) второй участник
в ответ предпринимает
Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта.
Обозначим главные составляющие конфликта:
Перечень элементов конфликта:
1) два участника или две стороны конфликта;
2) взаимо-несовместимость ценностей и интересов сторон;
3) поведение, направленное на уничтожение планов, интересов противоположной стороны;
4) применение силы для влияния на другую сторону;
5) противопоставленность действий, поведения сторон;
6) стратегии и
тактики конфликтного
7) личностные особенности участников: агрессивность, авторитетность и пр.;
8) характер внешней
среды, присутствует ли третье
лицо и т. д.
Динамика развития конфликта:
— возникновение конфликтной ситуации,
— осознание конфликтной ситуации,
— собственно конфликтное
поведение — обоюдно
— развертывание
конфликта или его разрешение
зависит от участников, их личностных
особенностей, интеллектуальных, материальных
возможностей, которые есть у сторон,
от сути и масштабов самой проблемы,
от позиций окружающих лиц, от представления
участников о последствиях конфликта,
от стратегии и тактики
Критерии конфликта:
1) взаимозависимость
сторон, т. е. обе стороны зависят
друг от друга, активность
2) осознание ситуации
как конфликтной, т. е. одна
или обе стороны оценивают
чужие действия как
3) выбор стратегии
дальнейшего поведения: к
В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей.
Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: «В конфликте виноват не я, а другой человек», «Я прав, а другой — не прав, он плохой», и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: «Я прав!». Так происходит расширение конфликта.
Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.
Но на самом деле в конфликтах есть и существенные плюсы, и порой, конфликт- единственное средство для принятия единственного правильного решения. Вот положительные функции конфликтов:
— конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;
— в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, «снятие», находятся средства предотвращения будущих конфликтов;
— конфликт — это определенное отрицание старых, «отживших» отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
— в конфликте «изживается» внутренняя напряженность, «выплескиваются» агрессивные чувства, «разряжаются» фрустрации, неврозы;
— конфликт — способ
самоутверждения личности, особенно
у подростка конфликт — необходимая
форма поведения для
— внутригрупповой конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных личностей;
— межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы;
— необходимость
решения конфликта приводит к
кооперации, к концентрации усилий
участников на решение конфликтной
ситуации, к вовлечению членов группы
в общую жизнь группы.
Но все же- как
поступать если ты оказался в центре
конфликта? Что делать, как говорить
и множество других вопросов помогур
решить следующие правила
поведения в конфликтах
1. Дайте партнеру «выпустить пар». Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить внутреннее напряжение. Пока это не случится, договориться с ним трудно или невозможно. Во время его «взрыва» следует вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек независимо от того, кто он. Если человек агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга. Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает.
2.Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: «То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?».
3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент («В гневе вы еще красивее... Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации...»). Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много. Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные.
4. Не давайте ему отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах. Не говорите: «Вы меня обманываете», лучше звучит:«Я чувствую себя обманутым».
Не говорите: «Вы грубый человек», лучше скажите:
«Я очень огорчен тем, как вы со мной разговариваете».
5. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий. Проблема — это то, что надо решать. Отношение к человеку — это фон или условия, в которых приходится решать. Неприязненное отношение к клиенту или партнеру могут заставить вас не захотеть решать. А вот этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами! Определите вместе с ним проблему и сосредоточьтесь на ней.