Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 11:27, контрольная работа
Целью работы является анализ конфликтов в социально-педагогическом процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать конфликты в социально-педагогической среде, их содержание;
выделить типы конфликтов и способы их протекания;
рассмотреть диагностику и этапы урегулирования социально-педагогического конфликта;
обозначить методы управления конфликтами, их краткая характеристика.
Введение 3
1. Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание 5
2. Типы конфликтов и способы их протекания 9
3. Диагностика и этапы урегулирования социально-педагогического конфликта 12
4. Методы управления конфликтами, их краткая характеристика 15
Заключение 18
Список литературы 20
Содержание
Введение 3
1. Конфликты в социально-педагогической среде, их содержание 5
2. Типы конфликтов и способы их протекания 9
3. Диагностика и этапы урегулирования социально-педагогического конфликта 12
4. Методы управления конфликтами, их краткая характеристика 15
Заключение 18
Список литературы 20
Конфликты – одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и полна противоречий, которые часто приводят к столкновению интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп.
Конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения индивидов между собой, поэтому они существуют столько, сколько существует человек.
Конфликт стал доминирующей ячейкой общественных отношений. Он присутствует как в явных, так и в латентных формах во всех слоях российского общества, в том числе и вузовской среде. Увеличивающееся разнообразие и масштабность конфликтов втягивают в конфликтные действия представителей всех групп населения, включая молодежь и студенчество.
В настоящее
время идет активное реформирование
системы образования в
Сложность ее решения обусловлена, с одной стороны, противоречиями социально-экономического характера, с другой – противоречиями, возникающими в самих вузовских коллективах. Не получая своевременного разрешения, данные противоречия становятся причинами различного рода конфликтов, которые серьезно затрудняют процесс обучения и воспитания студентов.
По своей природе и сама профессиональная образовательная деятельность, как одна из основных сфер человеческого взаимодействия в обществе, в значительной степени подвержена конфликтному противостоянию.
Как показывает
практика, именно индивидуально-психологические
особенности участников образовательного
процесса создают предрасположенность
к возникновению
Целью работы является анализ конфликтов в социально-педагогическом процессе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Понятие конфликта достаточно широко освещено в психолого-педагогической литературе. Приведем одно из наиболее распространенных и принятых в психологии определений конфликта, которого будем придерживаться в дальнейшем.
Конфликт
– это столкновение противоположно
направленных, несовместимых друг с
другом тенденций в сознании отдельно
взятого индивида, в межличностных
взаимоотношениях или межличностных
действиях индивидов или групп
людей, связанное с острыми
В соответствии с данным определением выделяют четыре вида конфликтов:
Существуют особенно в философских трудах, более широкие толкования понятия «конфликт», где он часто идентифицируется как присущая борьба противоположностей, любому взаимодействию людей. Такой вывод подверг убедительной критике психолог Ф.М. Бородкин, который показал, что в этом случае всякую борьбу за свое существование любых живых организмов, начиная с простейших, мы вынуждены будем объявить конфликтом. В то же время приписывание конфликтному взаимодействию категории цели позволяет выделять в качестве конфликтующих сторон только те, которые способны к целесообразному, сознательному поведению, т.е. к осознанию своей позиции, позиций других участников конфликта, планированию своих действий, сознательному использованию средств.
Чтобы урегулировать
конфликт, надо сначала разобраться,
имеется ли проблема, которая возникает
в тех случаях, когда есть противоречие,
рассогласование чего-то с чем-то.
Далее устанавливается
Существуют сигналы, предупреждающие конфликт. Среди них:
Педагогически важно отслеживать сигналы, свидетельствующие о зарождении конфликта. На конфликт смотрят сегодня, как на весьма значимое явление в педагогике, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормального развития.
Между тем
многие преподаватели отрицательно
оценивают всякий конфликт как явление,
свидетельствующее о неудачах в
их воспитательной работе. У большинства
педагогов по-прежнему сохранилось
настороженное отношение к
Большинство ученых считает, что конфликт – это острая ситуация, возникающая как результат столкновения отношений личности с общепринятыми нормами. Другие определяют конфликт:
В педагогической литературе чаще обсуждаются предотвращение, ослабление, разрешение конфликтов реже – управление ими.
На основании
изложенного можно сделать
Конфликты
могут инициироваться не только объективными,
но и субъективными условиями. К
объективным обстоятельствам
Субъективные условия составляют уровень воспитанности и развития студентов, осознание степени конфликтности ситуации ее участниками, их морально-ценностные ориентации.
Невольное или сознательное нарушение взаимодействия хотя бы одним из участников образовательного процесса (преподавателем, студентом, коллективом) приводит к возникновению конфликтных ситуаций и, как правило, деформирует развитие личности.
В процессе
педагогического взаимодействия должны
быть открытость, ясное понимание
побудительных сил и стратегии,
профессионального поведения
По своей направленности конфликты делятся на следующие виды:
Различают конфликтные педагогические ситуации по времени:
Большинство
конфликтов по своей природе субъективны,
и имеют в своей основе одну
из следующих психологических
С психологической точки зрения, возникновение любой из этих причин приводит на практике к унижению достоинства человека, порождает с его стороны справедливую реакцию в форме обиды, которая вызывает такую же реакцию обидчика, при этом ни тот, ни другой человек не в состоянии понять и осознать причины взаимно неприязненного поведения.
Все субъективные факторы, влияющие на конфликт, могут быть: характерологическими и ситуативными. К первым относятся устойчивые качества личности, ко вторым – переутомление, неудовлетворенность, плохое настроение, ощущение ненужности.
Социальная психология учит: прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему он поступает так, а не иначе (его мотивы).
Целесообразно далее побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое, непредвзятое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации. Это требует индивидуальной работы с каждым из участников конфликтной ситуации, взаимного положительного психологического настроя, рассчитанного на то, чтобы снять возникшее противостояние. Иногда приходится прибегать к тому, чтобы конфликтующие люди длительное время не контактировали друг с другом. К такой мере обращаются в тех случаях, когда конфликт порожден какими-либо трудноустранимыми объективными причинами, не зависящими от окружающих.
Информация о работе Конфликты в социально-педагогическом процессе