Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2011 в 18:47, реферат
Начало исследованиям конформности было положено в работах С.Аша, где конформность выступила, как тенденция индивида изменять свое мнение под давлением группы, принимать точку зрения, высказанную большинством. Эксперименты проводились в основном на диффузных группах, в которых испытуемые совместно решали простые, не имеющие существенного значения задачи.
Введение 3 стр
1. Понятие конформизма 3 стр
2. Конформные модели поведения 4 стр
3. Понятие нонконформизма 9 стр
4. Нонконформные модели поведения 9 стр
5. Конформизм и нонконформизм, как взаимосвязанные процессы 13 стр
6. Модели поведения большинство vs. Меньшинство 14 стр
7. Бытовая философия нонконформизма 16 стр
8. Заключение: влияние конформизма на модели поведения 18 стр
Литература 19 стр
С другой стороны, как отмечал Э. Эриксон, "тотальное разрушение самооценки.., резко контрастирует с нарциссическим и снобистским презрением к мнению других". Это касается не только мнения окружающих (не обязательно критического) о личности таких индивидуумов, но любого их мнения по любому вопросу, что и порождает нонконформизм. Таким образом, связка "конформизм" — "нонконформизм" представляет собой ничто иное, как примитивную форму защиты, позволяющую "сохранить шаткую уверенность в себе в противовес чувству сомнения и стыда" индивидам со спутанной идентичностью.
При всей справедливости сказанного было бы некорректно не отметить, что многие видные социальные психологи, в том числе С. Аш, Р. Кратчфилд, Д. Майерс и другие, все-таки склонны рассматривать нонконформизм как альтернативу (в основном позитивную) конформизму. Это становится понятным, если принять во внимание, что, хотя, например, Д. Майерс и определяет конформизм как "...изменение поведения или убеждений в результате давления группы...", реально он оценивает и собственно конформизм, и нонконформизм в гораздо более широком контексте — в качестве характеристики подверженности личности любому социальному влиянию. Например, к проявлениям нонконформизма Д. Майерс относит, так называемое, реактивное сопротивление: "Представьте себе, что кто-то останавливает вас на улице и просит подписать воззвание в защиту чего-то мало вас интересующего. Пока вы колеблетесь, кто-то другой заявляет вам, что “следует категорически запретить и распространять, и подписывать подобного рода воззвания”. Теория реактивного сопротивления предсказывает, что столь грубые попытки ограничить вашу свободу на самом деле повышают вероятность того, что на бумаге появится ваша подпись". Совершенно очевидно, что во-первых, в данном случае речь не идет, строго говоря, о "давлении группы". Но гораздо важнее другое: в данной ситуации неопределенности проявление нонконформизма в отношении социального давления со стороны противника акции означает конформность применительно к требованию подписать воззвание. То есть конформизм и нонконформизм опять-таки выступают в единой "связке" как параллельные, по сути дела, формы подчинения внешнему воздействию.
Еще
одна причина видимых разночтений
связана с тем, что в зарубежной
социальной психологии практически
не рассматривается такая
Все это вместе взятое позволяет утверждать, что указанное противоречие между изложенным в настоящей статье взглядом на психологическую сущность и природу нонконформизма и видением данной проблематики вышеперечисленными авторами, носит не столько содержательный и методологический, сколько терминологический характер.
При
этом практическому социальному психологу,
работающему с любой группой, важно отдавать
себе ясный отчет в том, что конформизм
и нонконформизм представляют собой "две
стороны одной медали", поскольку внешне
"удобные", тихие конформисты оказывают
столь же негативное воздействие на групповые
процессы, сколь и неуживчивые, конфликтные
нонконформисты.
5.
Конформизм и нонконформизм,
как взаимосвязанные
процессы
Явление конформизма связано с группой. Конформизм - изменение поведения или убеждения в ответ на реальное или групповое убеждение. С тем, как может группа влиять на отдельного человека. Если человек согласен с мнением большинства, с мнением или убеждением группы - он получает поддержку и одобрение. Наоборот - если он идет против течения, то встречает недовольство, отвержение, ненависть. Таких людей называют нонконформистами. По большей части они лидеры, генераторы идей, новаторы. Если человек является лидером в коллективе - то ему будет позволено небольшое отклонение от общего поведения. Нонконформист предлагает новые идеи, идет нехоженой тропой. Подобный образ мыслей не приносит популярности. Нонконформист сталкивается с непониманием и отвержением со стороны общества. Конформистов - большинство, человек боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. «Иногда несгибаемая позиция - результат паралича» (Станислав Ежи Лец).
Явление
конформизма исследовалось
Уровень конформности зависит от многих моментов. В первую очередь, это:
• Личностные особенности: более конформны женщины, дети и подростки, люди с невысоким интеллектом, тревожные и внушаемые;
• Особенности группы, которая внушает: чем больше группа и чем выше в ней единодушие, тем труднее ей противостоять;
• Отношения человека и группы: конформность тем больше, чем ниже статус человека, его привязанность к группе или зависимость от нее;
• Предмет обсуждение или задача: конформность тем больше, чем менее важно обсуждаемое и чем меньше человек в этом понимает;
Конформное поведение иногда может быть вариантом лояльного поведения, когда соглашательское поведение является способом проявления лояльности. «Как мне скажут - так я и буду думать». Иногда это бывает проявлением мудрости, чаще - проявлением трусости.
И
конформизмизм, и нонконформизм, являются
элементами незрелого, детского (подросткового)
поведения. Более взрослое, зрелое поведение
- это независимое поведение. А еще более
взрослое - любовь и забота, когда человек
свою свободу имеет не для того, чтобы
что-то не делать, а для того, чтобы делать
то, что считает достойным, во имя того,
что ему дорого.
6.
Модели поведения большинство
vs. меньшинство
Классическим примером конформизма является ситуация "Голого короля" Г.-Х. Андерсена.
Власть в группе удерживать легче, если сама группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали со среднегрупповыми. В условиях изменчивой и неоднозначной социальной действительности самое простое решение этой проблемы для отдельного человека состоит в том, чтобы придерживаться коллективных истин ("если ты не можешь делать, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь"). Более того, в том, кто отклоняется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, и потому большинство начинает оказывать на него давление - давление конформности - в виде насмешек, социального осуждения или даже прямого отторжения "отклоняющегося" лица.
Конформность
здесь понимается как соответствие
некоему признанному или
Давление конформности сказывается на человеке особенно сильно, если он:
- нуждается в одобрении или поддержке;
- недостаточно верит в себя;
-
испытывает тревогу.
Примером может служить классический эксперимент Эша, 1951). В комнате 7 испытуемых, которые сравнивают между собою по длине два одинаковых отрезка. Шесть (подсадных) человек дают неправильный ответ. Седьмой является истинным испытуемым. В этой ситуации 77% дали неправильный ответ хотя бы один раз, а 33% систематически соглашались с неверным мнением группы.
Давление конформности отсутствует, если "подсадной" один, и достигает максимума, когда их 5-8. В малой группе оно проявляется только при отсутствии социальной поддержки у испытуемого (достаточно ввести в группу хотя бы одного согласного с испытуемым, и оно исчезает).
Эксперименты
показывают, что сильнее всего
давление конформности сказывается
в небольших группах
Давлению
конформности, осуществляемому в масштабах
всей страны (различные тоталитарные режимы),
противостоять значительно труднее. Здесь,
в большой группе, количество людей, подверженных
ему, гораздо больше, чем 1/3. Люди начинают
искренне менять свой образ мыслей и действий,
теряя собственное лицо.
Как же этому противостоять? Уже в 1955 году было показано, что нонконформист-одиночка способен успешнее сопротивляться давлению группы, если он:
- обладает достаточным умом и творческими способностями;
- проявляет терпимость;
-
верит в себя и устойчив к стрессу.
Если же в качестве нонконформиста выступает группа людей, то она имеет шансы склонить большинство на свою сторону. Пример - классический "сине-зеленый" эксперимент (Московичи, 1969).
Испытуемый в присутствии 5 человек должен определить цвет диапозитива не экране. На самом деле все диапозитивы синие, но в группе присутствуют 2 подставных лица (активное меньшинство), которые постоянно называют все диапозитивы зелеными. Открытого давления на испытуемого не оказывается. Результаты: 8% ответов - "зеленый". Дальше эти же люди проходили тест на цветоразличение в непрерывном спектре. Результаты:
-
те, кто контактировал с "
-
из них наиболее часто
Подведем итоги. Каковы же возможности меньшинства влиять на ситуацию?
Меньшинство способно изменить не только внешние суждения представителей большинства, но, что гораздо важнее, и их внутренние убеждения (а прежде это считалось прерогативой только большинства). Для этого меньшинство должно иметь соответствующий стиль поведения:
-
категорично заявить свою
- твердо стоять на ней, но так, чтоб то невозможно было истолковать как упрямство;
- проявить волю к действию;
-
активно избегать раскола
Кроме того, сама идея меньшинства должна быть достаточно самобытна, но в то же время должна соответствовать "духу времени".
Современный мир находится во власти конформизма. Увлеченные соперничеством, мы перенимаем чужие правила игры, постепенно утрачивая способность к спонтанному реагированию. По словам Тернера Колина спонтанность и непосредственность возвращают утраченную изначальную сущность; они служат мерой того, насколько мы движимы внутренним побуждением и не подчиняемся обстоятельствам.
Решения, продиктованные истинным проявлением спонтанности, всегда оказываются безошибочными. Тернер Колин «Подстрелите обезьянку! Секреты нового мышления в бизнесе. НЕПРИНУЖДЕННЫЙ НОНКОНФОРМИЗМ»
Конформизм делает нас уязвимыми для самых тривиальных житейских проблем: например, поводом для беспокойства может стать несоответствие гардероба или жилища общепринятым нормам. Подчиняясь диктату большинства, мы добровольно ограничиваем свою свободу. Не будет преувеличением сказать, что отречение от индивидуальности и свободы выбора лишает права называться человеком.
Те, кому, несмотря на давление общества, удалось сохранить независимость мышления и верность своему пути, неизбежно выделяются из толпы. Когда нонконформистам удается открыть те двери, которые, согласно всеобщему мнению, прочно заперты, общество вынуждено признать их правоту и прекратить нападки.
Информация о работе Конформизм и нонконформизм как модели поведения