Контрольная работа по ”Социальная психология”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:44, контрольная работа

Описание

Категория личности базовая в психологии, одна из самых сложных в психологии.
Человек личностью не рождается, а кем, с чего начинается история личности?
Организм – живое существо.
Особь – преставитель вида животного мира.

Содержание

1.Понятие личность……………………………...3
а)индивид
б)социализация
в)индивидуальность
2.Структура личности…………………………...4
3.Теории личности………………………………5
4.Характеристика руководителя………………..9
Список использованной литературы…………..10

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 106.00 Кб (Скачать документ)

ФГОУ СПО  «Суздальский сельскохозяйственный колледж»

Заочное отделение 

«Экономика и бухгалтерский  учет»

 

 

 

 

 

Контрольная  работа

 

по  дисциплине:”Социальная психология”

 

 

 

 

 

 

                                                                          

                                                                                         Выполнил:

                                                                                         студент 3 курса

                                                                                         шифр 1022

                                                                                         (Ф.И.О) Константинова А.Н.

                                                                                          Принято: Урвачева Л.П.

                                                                                          Проверено: Сажина О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Суздаль 2011

 

 

 

Содержание:

1.Понятие личность……………………………...3

а)индивид

б)социализация

в)индивидуальность

     2.Структура личности…………………………...4

3.Теории личности………………………………5

4.Характеристика руководителя………………..9

Список использованной литературы…………..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Понятие личность.

Категория личности базовая в психологии, одна из самых сложных в психологии.

Человек личностью не рождается, а  кем, с чего начинается история личности?

Организм – живое существо.

Особь – преставитель вида животного мира.

Индивид (индивидуум с лат. – неделимое) - человек как единичное существо, представитель вида Homo sapiens; человек как носитель определенных биологических свойств. Индивид:

  1. А.Н. Леонтьев: об индивиде мы говорим, когда хотим подчеркнуть отличие отдельного человека от других представителей вида;
  2. А.Г. Асмолов: человек как элемент системы. Вид: человек разумный. Индивидуальные качества объединяют человека с другими представителями этого вида. Индивид выступает преимущественно как генотипическое образование.

Структура индивида: (Ананьев Б.Г.) – свойства человека как индивида:

1 уровень: первичные или индивидуально-типические  свойства человека:

  • конституциональные свойства (телосложение, биохимические процессы);
  • нейродинамические свойства (особенности строения нервной системы, включая головной мозг, связи в нервной системе, нервные клетки и связи между ними и процессы в нервной системе);
  • билатеральные свойства (симметрия и асимметрия организма человека).

2 уровень: вторичные свойства:

  • вторичные образования (которые зависят от первичных: структура потребностей человека и сенсомоторная организация);
  • интегративные образования (темперамент, задатки).

Между особенностями человека как  индивида и его личностью глубокая связь, однако личность – это продукт развития индивида в обществе. Вне общества развитие личности невозможно, человек – существо социальное (без речи и языка, а следовательно общения нет сознания).

Личность - это индивид, включенный в систему общественных отношений и являющийся субъектом общественного развития (в т.ч. и саморазвития).

- это человек как носитель  сознания.

- системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности  и общении    

Личность: несколько подходов:

    1. личность как система отношений (А.Н.Леонтьев, Б.С.Братусь, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, В.Н.Мясищев, К.А.Абульханова-Славская);
    2. личность – это человек как носитель  сознания (К.К.Платонов);
    3. личность как уровень психического развития, который делает человека способным управлять своим поведением и своей деятельностью (Л.И.Божович).

             Младенец рождается индивидом, а личностью становится в процессе жизни. Общество – предметная среда – условия формирования личности. Формирование личности заключается в присвоении общественно-исторического опыта, его усвоении, т.е. должен научиться пользоваться всем тем, что накоплено в материальной и духовной культуре.

Социализация – усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности (как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни, так и систематического целенаправленного формирования личности - воспитания).

Личность активна по отношению  к другим людям, так и к самому себе. Человека лишь тогда можно  назвать личностью, когда он осознает самого себя. Первое проявление становления личности  – кризис 3-х лет «Я сам». Сначала ребенок выступает в качестве объекта, следующий этап – превращение в субъекта – ОН активен, ОН воздействует. 2 рождение – подростковый возраст, самостоятельный выбор, например профессии, осознавая свои мотивы и потребности.

Критерии сформировавшейся личности (Божович):

    1. Наличие иерархии мотивов (способен преодолеть свои побуждения ради чего-то другого) – опосредованное поведение,
    2. Сознательное руководство собственным поведением.

Индивидуальность –– это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости; сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других. Проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, способностях,  индивидуальном стиле деятельности и т.д. Структура индивидуальности по К.К.Платонову:

  1. сомато-морфологическая индивидуальность;
  2. биохимическая индивидуальность;
  3. физиологическая индивидуальность;
  4. процессуальная психическая индивидуальность;
  5. содержательная психическая индивидуальность (содержание интересов, целей);
  6. социальная психологическая индивидуальность.

Индивидом рождаемся, личностью становимся, индивидуальность отстаиваем (Асмолов)

Б.Г. Ананьев выделяет: Субъект деятельности – индивид как носитель сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Б.Г. Ананьев: субъект  характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности, а личность - совокупностью общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных и т. д.).

Структура личности:

В основе личности лежит структура личности – сложная целостная структура с устойчивыми взаимодействиями между различными сторонами личности.

Теория личности К.К. Платонова.

Подструктура (уровни)

содержание

Развитие

Направленность личности

Мотивы, потребности, идеалы, ценности, соц. установки, интересы

Воспитание, самовоспитание

Жизненный опыт

Знания, умения, навыки, привычки

Обучение

Психические свойства

Характер, способности,  эмоции, особенности  психических процессов

Упражнения

Темперамент (биопсихические свойства)

Темперамент, половые, возрастные свойства, особенности потребностей и инстинктов

Тренировка


Направленность (устойчивая система  доминирующих мотивов), потребности  и Я-концепция (представления о  себе и самооценка) составляет основу самоуправляющего механизма личности.

Однако имеется ряд качеств, которые могут проявляться на всех уровнях, как бы пронизывая по радиусам: потребности, характер, способности и Я-концепция, вместе с уровнями образуя каркас личности.

А.В.Петровский: концепция  персонализации: 3 подсистемы в структуре личности: 1) интраиндивидная (строение темперамента, характера, способностей) (индивидуальность внутреннее);

2) интериндивидная (проявление  личности во взаимодействии с  другими людьми) – роль личности в межличностных отношениях - внешнее);

3) метаиндивидная (вклады в других  людей, проблема бессмертия личности и исторической личности) (представленность в других людях - надиндивидная).

С.Л. Рубинштейн:

  • направленность (проявляется в потребностях, идеалах, интересах, убеждении, доминирующих мотивах деятельности и поведения, мировоззрение);
  • знания, умения, навыки (приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности);
  • индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, способностях).

А.Н.Леонтьев: структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию иерархизированных мотивационных линий. Подструктуры личности: темперамент, потребности, влечения, эмоции, интересы, установки.

     А.Г.Ковалев и В.Н.Мясищев  выделяют в качестве основных  структурных особенностей личности  соотношения социальных и индивидуальных тенденций в синтезе свойств личности. Структура образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности. При этом, развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям: направленности, способности, характер. Синтез этих структур характеризует целостный духовный облик человека. К числу этих сложных структур относится и темперамент как структура природных свойств. А.Г. Ковалев выделяет следующие компоненты: направленность, способности, характер, темперамент.

     Б.Г.Ананьев: личность  как совокупность общественных  отношений:

1) статус личности; 2) социальные  роли (общественные функции); 3) мотивы  поведения, цели, ценности;  4) мировоззрение  и система отношений к миру; 5) характер и склонности; 6) интеллектуальный фактор.

Теории личности.

В начале 20 в. в психологии сформировались следующие направления:

  • Бихевиоризм (от англ. Behavior – поведение) – американские психологи Эдвард Торндайк, Джон Уотсон, Беррес Скиннер предложили исследовать факты поведения человека и животных, т.к. считали, что предметом науки может быть только то, что доступно внешнему наблюдению, т.е. не факты сознания, а факты поведения. Поведение – это система реакций на изменение среды, у всякой реакции есть некий стимул. Единицей поведения признали формулу S – R, удовлетворение закрепляет эту связь, разочарование разрушает. Идея Скиннера об управлении поведением через организацию внешней среды многие годы позволяет решать практические задачи, используется в современных теориях обучения.

Личность Уотсон определил  как производное систем привычек. Описать личность можно в виде суммы действий, которые могут  быть обнаружены при практическом изучении поведения.

  • Еще одно из основных направлений психологии возникает в период открытого кризиса (1910-1930 - свидетельство развития науки) – психоанализ (фрейдизм, глубинная психология). Так назвал свое учение австрийский врач Зигмунд Фрейд. Работая с неврозами и психическими расстройствами, не видел средств для объяснения причины страданий своих пациентов. Поэтому обратился к скрытым, глубинным слоям психике, что до него не было предметом психологии, а после него стали его неотъемлимой частью. По Фрейду, в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания, стремления, влечения, нежели сознание и разум. Выделил три основные формы проявления бессознательного: сновидения («царская дорога в бессознательное»), ошибочные действия (оговорки, забывание имен, вещей, намерений) и невротические симптомы.

Первостепенную роль в жизни  человека играет либидозная энергия, вытесенная становится причиной неврозов, душевных заболеваний или сублимируется  в творчестве. Теория бессознательного Фрейда выделяет 3 сферы психики: предсознание (скрытые, латентные знания, которые в данный момент не присутствуют), сознание (Фрейд ему отводил роль слуги бессознательного) и бессознательного (руководствуется принципами удовольствия и реалистичности – бессознательно человек стремиться к получению удовольствия, но должен считаться с требованиями окружения, соблюдать принцип реальности). Сфера бессознательного, по Фрейду, - основа деятельности.

Новое понимание трактовки бессознательного было предложено неофрейдистами (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.), которые выступили против чрезмерной биологизаторской концепции З. Фрейда, пытаясь социологизировать его учение.

Информация о работе Контрольная работа по ”Социальная психология”