Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:44, контрольная работа
Категория личности базовая в психологии, одна из самых сложных в психологии.
Человек личностью не рождается, а кем, с чего начинается история личности?
Организм – живое существо.
Особь – преставитель вида животного мира.
1.Понятие личность……………………………...3
а)индивид
б)социализация
в)индивидуальность
2.Структура личности…………………………...4
3.Теории личности………………………………5
4.Характеристика руководителя………………..9
Список использованной литературы…………..10
Неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательном, шли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека и поиска новых движущих сил человеческого поведения. Неофрейдизм исходит из признания решающей роли среды, тем самым вместо биологических ими выдвигались механизмы социального порядка. Однако сохранялась постулируемая противопоставленность личности и общества, их конфликтность. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечении заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества, враждебного, согласно неофрейдизму, коренным тенденциям развития личности. Разрабатывая проблему активности личности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении - сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека. Источником активности личности являются потребности.
3. Фрейд представлял структуру личности в виде трехкомпонентной модели.
1. Ид (Оно) - источник энергии для всей личности, имеет биологическую природу. Содержания Ид - мысли, чувства, воспоминания, события из жизни - бессознательны, так как никогда не осознавались или были отвергнуты, будучи неприемлемыми, но воздействуют на поведение человека и без контроля сознания. Ид - хранитель всех врожденных инстинктов человека, главные из которых - инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос) - противостоят друг другу. Ид живет и управляется принципом удовольствия, стремясь к его удовлетворению, не подчиняясь принципу реальности. Ид иррационально и при этом обладает неограниченной властью, а требования Ид удовлетворяются инстанцией Эго (Я). Ид находится на бессознательном уровне психики.
2. Эго (Я) - часть личности, которая находится в контакте с реальностью, это своего рода сознание человека, локализующееся на сознательном уровне психики. Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Его задача заключается в регулировании напряжения между внутренними (влечениями или инстинктами) и внешними раздражителями (идущими из окружающей среды), контроле над требованиями инстинктов, исходящих от Ид.
3. Суперэго (Сверх-Я) - источник моральных и религиозных чувств, образное существование совести, включает в себя традиционные нормы, как их понимали родители, выступает в роли цензора поступков и мыслей, использует бессознательные механизмы ограничения, осуждения и запрещения. Место локализации Суперэго может быть различным в зависимости от осознаваемое™ его содержаний.
Все три составляющие личности находятся в противостоянии друг другу, что и обусловливает главные внутренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовлетворению своих желаний, игнорирующее любые правила и нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу со всем, что противоречит общепринятым нормам морали, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и Суперэго.человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забывания и т. п., а в патологических случаях и через различные невротические проявления (как на соматическом, так и на психическом уровнях).
Изучение бессознательных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического метода Фрейда и может осуществляться с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.
Фрейд выделял 4 источника развития личности: процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Из-за них возникает напряжение, что приводит к тому, что человек овладевает все новыми способами снижения этого напряжения, и это и есть процесс развития личности. Развитие личности заканчивается к 5 годам, а весь последующий рост представляет собой развитие базовой структуры. Периодизация развития личности ребенка состоит из 5 стадий, которые называются психосексуальными, так как на каждой стадии развитием управляет энергия либидо, имеющая свои особенности, и фиксация на определенной стадии ведет к формированию того или иного типа характера.
Общей методологической основой стал экзистенциализм, или философия существования. В этой философии есть личность - самоцель; общество - средство, обеспечивающее существование личностей. Общество должно быть призвано обеспечивать возможность свободного развития личности. Но в целом роль общества всегда негативна. Гуманистическая психология выдвигала свои идеи в понимании природы человека:
1. Целостный
подход к личности, которую нельзя
разложить на отдельные
2. Важнейшими
характеристиками личности
3. Индивид не стремится к гомеостазу (равновесию), и его жизненные цели - это самореализация, решение ценностных и смысловых вопросов, нравственного выбора.
4. Ориентация
на изучение не познавательных
способностей, а общечеловеческих
качеств: способности к любви,
дружбе, творчеству, пониманию себя
и актуализации своего
5. Предметом
исследования в психологии
6. Применение
феноменологических и
В центре гуманистической психологии – проблемы личности. Каждая личность рассматривается как целостная и уникальная, применение общих и статистических закономерностей очень ограничено. Человек – активное, свободное, творческое существо, обладающее потенциалом к непрерывному развитию. Труды психологов этого направления (А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, Ш. Бюлер и др.) посвящены описанию психически здоровой, полноценной личности, стремящейся к самореализации.
Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал собственную теорию, названную им гуманистической психологией, в середине прошлого века. Постулировал идею антидоктринерства: абсолютизация любой, даже самой удачной теории недопустима, и все теории должны взаимодополнять друг друга.
Принцип изучения здоровой личности применялся в исследовании личностных качеств лучших представителей человечества с целью понимания истинных возможностей человека. На основе полученных результатов была создана теория потребностей, которая включает в себя следующие положения.
1. Потребности человека имеют иерархическую структуру, и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями.
2. Удовлетворение
потребности, стоящей на более
высоком уровне, невозможно без
удовлетворения низшей
3. В этой иерархии существуют следующие потребности:
- физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.);
- потребности в безопасности (стабильность, порядок);
- потребность в любви и принадлежности (семья, дружба, любовь);
- потребность в уважении (самоуважение, признание);
- потребность в самоактуализации (развитие способностей).
4. Самоактуализация означает умение понять себя, свою природу, причем это не раз и навсегда свершившееся действо, а постоянный процесс, идущий в течение всей жизни, имеющий свои этапы, взлеты и падения. «Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе», это не обязательно творчество, скорее выполнение того, что они делают наилучшим образом. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне. В этом заключается самоактуализация личности.
5. Путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего «Я» и в то же время человек на нужном уровне взаимодействует с обществом.
Карл Роджерс (1902-1987), также как и А. Маслоу, является одним из основателей концепции гуманистической психологии. Разработанная им теория, получившая название феноменологической, и основанный на ней психотерапевтический метод «клиентцентрированной терапии» очень популярны и влиятельны в научных кругах. Основные идеи феноменологической концепции Роджерса.
1. Признание ценности и уникальности человеческой личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие «феноменальное поле».
2. Введение
понятия конгруэнтности, т. е.
степени совпадения или
3. Самоактуализация, контакт со своей индивидуальностью, возможный только в ситуации жизни в настоящем, - главная потребность и движущая сила развития человека, отказ от самоактуализации также ведет личность к невротизации.
4. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека и который обладает качеством адекватности и гибкости, т. е. способности меняться в зависимости от ситуации.
5.
Самооценка формируется под
влиянием личного опыта
Характеристика руководителя.
На сотрудника ООО "Резерв" Иванова Ивана Павловича
Иванов Иван Павлович является сотрудником ООО "Резерв" с 2000 года, работает в должности инженера. За время работы проявил себя как исполнительный и добросовестный работник.
Придерживается норм поведения, принятых в компании. В общении с коллегами дружелюбен и приветлив, с партнерами и клиентами фирмы – обходителен и вежлив, в затруднительных ситуациях всегда нацелен на нахождение компромиссных решений, к решению задач подходит творчески. Внимателен к людям, тактичен. Имеет навыки делового общения.
Трудолюбив, обладает высокой работоспособностью, всячески поддерживает работу компании в сложные моменты, в том числе и во внеурочное время.
Обладает деловыми качествами: добросовестным отношением к работе, стремлением к повышению квалификации и профессиональному росту, аналитическим мышлением. Претензий и замечаний к работе сотрудника не было.
Информация о работе Контрольная работа по ”Социальная психология”