Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:14, контрольная работа

Описание

1.Социология как наука. Сходство и различия социологии с другими общественными науками.
Социология как наука.
Социология (от лат. socius — общественный; др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.
Термин социология впервые был введен О. Контом в 1839 г.

Работа состоит из  1 файл

социалогия.docx

— 46.43 Кб (Скачать документ)

Социальные институты

Социальный  институт или общественный институт (от лат. institutum — установление, учреждение) — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.

Следует иметь  в виду, что в социальных науках (прежде всего, в социологии и юриспруденции) понятие «институт» трактуется более широко, чем термин «организация», поскольку оно не всегда предполагает наличие чётко выраженной структуры и кодифицированных правил поведения членов института.

Слово «социальный  институт» употребляется в самых  разнообразных значениях. Говорят  об институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте религии и т. д. Очередь за товарами потребления также будет являться социальным институтом.

 

Типология социальных институтов

Г. Спенсер  был одним из первых, кто обратил  внимание на проблему институционализации общества и стимулировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие  род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные  (или экономические);

3) регулирующие (религиозные институты и политические  системы).

Данная классификация основана на выделении главных функций, присущих всем институтам.

В современной  социологии предпринимаются попытки  определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов. По мнению многих социологов в современном  обществе насчитываются шесть институциональных порядков, под которыми подразумеваются главные институты:

- семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

- политический – институты власти;

- экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

- военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

- образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;

- религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные  институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

 

Функции институтов

Каждый институт выполняет свою, характерную для  него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов  социальной системы. Эти функции  очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определённой упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила т. н. «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (С. Липсет, Д. Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

  • Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
  • Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
  • Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
  • Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Функциональные качества

Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами:

  • Политические институты — государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определённой формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.
  • Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определённую субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определённых ценностей и норм.
  • Нормативно-ориентирующие — механизмы морально-этической ориентации и регуляции поведения индивидов. Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.
  • Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закреплённых в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.
  • Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т. д., регламент собраний, заседаний, деятельность объединений.

 

Дисфункция  социального института

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой, в качестве которой выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного  социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения  темпов социальных перемен может  возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят  адекватного отражения в структуре  и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, в падении его социального  престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в «символическую», ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели (пример - наука и образование в РФ).

Одним из явных  выражений дисфункции социального  института является персонализация его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определённые роли. Персонализация социального института  означает, что он перестает действовать  в соответствии с объективными потребностями  и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости  от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может  вызвать к жизни стихийное  появление нормативно неурегулированных  видов деятельности, стремящихся  восполнить дисфункцию института, однако за счёт нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может  выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических  институтов является причиной существования  так называемой «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

 




Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"