Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:31, контрольная работа
Человек – существо социальное. Но в, то, же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы.
Введение…………………………………………………………………2
Соотношение природного и социального в человеке……………….3
Роль природных факторов в формировании социальной жизни…..6
Социальная жизнь………………………………………………………9
Культура и ее влияние на общественное развитие…………………..13
Заключение………………………………………………………………15
Список литературы…………………
Контрольная работа по
Человек – существо социальное. Но в, то, же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.
Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием «расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.
Каждый человек
по своей природе
Индивидуализация
– общебиологическая
Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.
Аристотель называл
человека политическим
Суть другой
проблемы заключается в
В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются
критике
и переосмысливаются
Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу человека.
Среди великого
разнообразия мира живых
Соотношение природного и социального в человеке.
Сложившаяся в нашей литературе традиция позволяет употреблять выражение «проблема биологического и социального» в очень широком и, к сожалению, довольно неопределенном смысле. Существует целый ряд различных проблем, подводимых под эту рубрику. Поэтому уточнение аспектов отношения биологического и социального — насущная методологическая и науковедческая задача. Ее решение осложняется отсутствием достаточно строгих оснований классификации, качественным многообразием того, что принято относить к биологическим или социальным элементам действительности, многосложностью связей этих элементов.
В соответствии с характеристикой К. Маркса сущности человека как совокупности общественных отношений, он предстает существом социальным. Вместе с тем человек — часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим.
Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у различных представителей вида может изменяться в довольно больших пределах, что само по себе нормально. Методы статистики позволяют выявить наиболее вероятные, широко распространенные значения каждого видового признака. На проявление многих биологических параметров вида могут влиять и социальные процессы. К примеру, средняя «нормальная» продолжительность жизни человека, по данным современной науки, составляет 80—90 лет, если он не страдает наследственными заболеваниями и не станет жертвой внешних по отношению к его организму причин смерти, таких, как инфекционные болезни или болезни, вызванные ненормальным состоянием окружающей среды, несчастные случаи и т. п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей. В результате реальная (в отличие от «нормальной») средняя продолжительность жизни возросла с 20—22 лет в древности до примерно 30 лет в XVIII веке, 56 лет в Западной Европе к началу XX века и 75—77 лет — в наиболее развитых странах на исходе XX века.
Подобно другим биологическим видам, вид Homo sapiens имеет устойчивые вариации (разновидности), которые обозначаются, когда речь идет о человеке, чаще всего понятием расы. Расовая дифференциация людей связана с тем, что группы, населяющие различные районы планеты, адаптировались к конкретным особенностям среды их обитания, и это выразилось в появлении специфических анатомических, физиологических и биологических признаков. Но, относясь к единому биологическому виду Homo sapiens, представитель любой расы обладает такими свойственными этому виду биологическими параметрами, которые позволяют ему с успехом участвовать в любой из сфер жизнедеятельности человеческого общества.
Биологически каждый из когда-
Уникальность каждого человека
— факт первостепенной
философско-мировоззренческой
Биологическая и социальная формы движения материи «соседствуют» в эволюционной картине мира: в ходе поступательного развития материи на базе ее биологической формы возникает качественно новое явление — общество. Поэтому взаимодействие закономерностей этих уровней действительности создает сложный комплекс проблем, касающихся роли и места каждого из них в различных сферах социального. Вследствие этого образуется богатейшая гносеологическая почва для метафизических и идеалистических ошибок, которые подкрепляются и закрепляются классовым интересом и включаются в идеологическое обращение. Наиболее распространенная из этих ошибок связана с таким сведением (редуцированием) социального к биологическому, которое ведет к подмене первого вторым. Она-то часто и лежит в основе свойственного буржуазной философии неисторического подхода к человеку и социальной действительности в целом.
Поясним это на конкретном примере. Сегодня всякий, кто выступает с тезисом о биологическом превосходстве одной расы над другой, будет оценен общественным мнением, по меньшей мере, как реакционер, а категорическое неприятие этого тезиса мы считаем естественным для каждого здравомыслящего человека. А между тем такой взгляд на вещи является историческим завоеванием человечества, и притом завоеванием сравнительно недавним. Еще в прошлом веке и даже в начале нынешнего было распространено убеждение в превосходстве «белой расы» над всеми другими, и идеи, которые сегодня мы оцениваем как расистские, в тех или иных формах высказывались отнюдь не отъявленными реакционерами, а людьми вполне прогрессивных взглядов. Так, немецкий биолог Э. Геккель, ревностный пропагандист учения Ч. Дарвина, в 1904 году писал: «Хотя значительные различия в умственной жизни и культурном положении между высшими и низшими расами людей, в общем, хорошо известны, тем не менее, их относительная жизненная ценность обычно понимается неправильно. То, что поднимает людей так высоко над животными...— это культура и более высокое развитие разума, делающее людей способными к культуре. По большей части, однако, это свойственно только высшим расам людей, а у низших рас способности развиты слабо или вовсе отсутствуют... Следовательно, их индивидуальная жизненная значимость должна оцениваться совершенно по-разному». Заметим, что подобные воззрения у многих вполне мирно могли уживаться с чувствами сострадания и жалости по отношению к людям «низших», то есть обделенных самой природой рас, даже с интересом к их экзотическим нравам и обычаям. Но и в этом случае то был взгляд со стороны своего «высшего» на чужое «низшее».
Роль природных факторов в формировании социальной жизни.
Изучение человеческих обществ
начинается с изучения основных условий,
которые определяют их функционирование,
их "жизнь". Понятие "социальная
жизнь" употребляется для обозначения
комплекса явлений, которые возникают
в ходе взаимодействия человека и
социальных общностей, а также совместного
использования природных
При анализе основ социальной жизни
следует подвергнуть анализу
особенности биологии человека как
социального субъекта, создающих
биологические возможности
Важную роль в социальной деятельности играет такой орган человека как рука с противопоставленным большим пальцем. Человеческие руки могут выполнять сложные операции и функции и сам человек может участвовать в разнообразных видах трудовой деятельности. Сюда же следует отнести и взгляд, направленный вперед, а не в стороны, позволяющий видеть в трех направлениях, сложный механизм голосовых связок, гортани и губ, способствующий развитию речи. Человеческий мозг и сложная нервная система дают возможность высокого развития психики и интеллекта индивида.
Мозг служит биологической предпосылкой для отражения всего богатства духовной и материальной культуры и ее дальнейшего развития. Мозг ко взрослому состоянию человека увеличивается в 5-6 раз сравнительно с мозгом новорожденного (с 300 г до 1,6 кг). Нижнетеменная, височная и лобная области коры головного мозга связаны с речевой и трудовой деятельностью человека, с абстрактным мышлением, обеспечивающим специфически человеческую деятельность.
К специфическим биологическим свойствам человека относится длительная зависимость детей от родителей, медленный этап роста и полового созревания. Социальный опыт, интеллектуальные достижения не закрепляются в генном аппарате. Это требует в негенетической передачи нравственных ценностей, идеалов, знаний и навыков, накопленных предыдущими поколениями людей.
Огромное значение в этом процессе приобретает непосредственное социальное взаимодействие людей, "живой опыт". Оно не потеряло своего значения и в наше время, несмотря на колоссальные достижения в области "материализации памяти человечества, прежде всего в письменности, а в последнее время и в "машинной памяти". По этому поводу французский психолог А. Пьерон заметил, что если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой погибло бы все взрослое население и остались в живых только маленькие дети, то, хотя человеческий род не прекратил бы своего существования, культурная история человечества оказалась бы отброшенной к своим истокам. Некому было бы привести в движение культуру, приобщить к ней новые поколения людей, раскрыть им секреты ее воспроизводства.