Контрольная работа по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:31, контрольная работа

Описание

Человек – существо социальное. Но в, то, же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………2
Соотношение природного и социального в человеке……………….3
Роль природных факторов в формировании социальной жизни…..6
Социальная жизнь………………………………………………………9
Культура и ее влияние на общественное развитие…………………..13
Заключение………………………………………………………………15
Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Cоциология.docx

— 44.97 Кб (Скачать документ)

В свою очередь, нельзя также не учитывать  и немалое влияние на культуру социальных и экономических условий  данного общества. На развитие культуры оказывает воздействие и уровень  жизни общества, и экономическая  стабильность, а также общее благосостояние людей. Но необходимо учитывать взаимные связи в обществе между этими  сторонами. При повышении благосостояния людей может создаться почва  для развития культуры, но и повышение  благосостояния может превратиться в самоцель, что приведет к упадку культуры и деградации общества. Культура неразрывно связана с обществом, где она существует. Поскольку  каждое общество разделяется на социальные слои, культура также может делиться на разные уровни. Кроме этого, в  мире присутствуют не только культуры отдельных обществ, но и общечеловеческие, непреходящие ценности, сохраняемые  на протяжении тысячелетий в неизменном виде. Они выделяют, прежде всего, человека как разумное существо, способное мыслить, творить и сохранять культуру предыдущих поколений. Культуры отдельных групп, как правило, с учетом общечеловеческих ценностей, направлены на удовлетворение своих социальных потребностей. Культура в обществе может иметь разную направленность.

Отношения между общечеловеческим и групповым в культуре выражаются в идеологии общества или группы, которая направляет развитие общества в соответствии со своими социальными идеалами, что в некоторых случаях приводит к нарушению целостности культуры или ее искажению. Следовательно, культура может развиваться в обществе на основе существующей социальной системы, и ее развитие будет определяться степенью совпадения социальных идеалов общества или группы с общечеловеческими идеями духовной культуры.

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, — культурные универсалии. Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды, изготовление орудий труда и т. д. Однако для разных культур могут быть характерны разные виды спорта, украшений и пр. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти различия. Кроме того, все культурные особенности обусловлены историей определенного общества и формируются в результате уникального развития событий.

Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним  относятся наличие двух полов; беспомощность  младенцев; потребность в пище и  тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи  с этим возникают проблемы, которые  надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В  каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном  из них не одобряется страдание. Все  культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя возможны разные варианты.

                                                   Заключение.

      Человек существует  за счет обмена веществ   с  окружающей  средой.  Он дышит,   потребляет   различные   природные   продукты,    существует    как биологическое тело в пределах определенных  физико-химических,  органических и других условий окружающей среды. Как  природное,  биологическое  существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

       Все это характеризует  человека как биологическое существо, определяет его биологическую  природу.  Но  вместе  с  этим  он  отличается  от  любого животного и прежде всего следующими  чертами:  производит  свою  собственную окружающую среду, изменяет окружающий мир  не только по мерке своей утилитарной потребности,  но  и  по  законам  познания этого  мира, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе  своей  воли  и фантазии,   действие   животного  же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности  (голод,  инстинкт  продолжения рода, групповые,  видовые  инстинкты  и  т.п.);  свою   жизнедеятельность   делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет,  планирует.

   Вышеуказанные  отличия   человека  от  животного   характеризуют   его

природу; она, будучи биологической, не заключается  в  одной  лишь  природной жизнедеятельности  человека.  Он   как   бы   выходит   за   пределы   своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят  ему никакой   пользы:   он   различает   добро   и   зло,    справедливость    и несправедливость,  способен  к  самопожертвованию. Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он  рождается  с  набором биологических  черт,  присущих  ему  как  некоторому  биологическому   виду. Человеком же разумным становится под действием общества.

       Все его природные  задатки и чувства, включая  слух,  зрение,  обоняние становятся  общественно-культурно  ориентированными.  В   нем развиваются  новые,  не  только  природные,   но   и   социальные   духовно-практические   чувства.   Это,    прежде    всего    чувства   социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

       Все вместе  эти  качества,  как  прирожденные,  так  и  приобретенные,

характеризуют биологическую и социальную природу  человека.

Список литературы:

 

  1. Сорокин П. / Социология М., 2002
  2. Социология. Ч. 1. Учебно-практическое пособие. М., МГТА, 2001.
  3. Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Учебное пособие. – СПб.: Изд. СПб университета, 2001.
  4. Сорокин П. / Социология М., 2000.
  5. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 2000.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по социологии