Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:25, контрольная работа
Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе». Человеческое общество - это уникальное явление. Оно прямо или опосредованно является объектом многих наук (истории, философии, экономики, психологии, юриспруденции и др.), каждая из которых имеет свой ракурс изучения общества, т.е. свой предмет.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии………
1.1. О.Конт – родоначальник социологии……………….…………………...7
2. Социология Г.Спенсера……………………………………………….……9
2.1.Социология Э. Дюркгейма…………………………………………..…...11
2.2.Социология Ф. Тённиса…………………………………………….……13
3. Социология М. Вебера………………………………………………….…14
3.1. Социология Г. Зиммеля………………………………………….……...16
4. Развитие марксистской социологии……………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..19
Список используемой литературы………………………………...……….21
Федеральное государственное
Министерства внутренних дел Российской Федерации»
______________________________
______________________________
наименование комплектующего органа
Зачетная книжка №______________
Слушатель ______________________________
фамилия, имя, отчество
_____курс (набора 20___г.) на базе ______________________________
Контрольная , курсовая работа
(ненужное зачеркнуть)
По ______________________________
Наименование дисциплины
Тема: ______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Введение…………………………………………………………
1.1. О.Конт – родоначальник социологии……………….…………………...7
2. Социология Г.Спенсера……………………………………………….…
2.1.Социология Э. Дюркгейма…………………………………………..…..
2.2.Социология Ф. Тённиса…………………………………………….……13
3. Социология М. Вебера………………………………………………….…14
3.1. Социология Г. Зиммеля………………………………………….……...
4. Развитие марксистской социологии……………………………………..17
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………...……….2
Изучение
социологии является очень важным для
современного общества в целом, и для каждого
человека в частности.
История
каждой науки свидетельствует о том, что
вначале зарождаются, формируются и развиваются
лишь отдельные элементы науки, а затем
уже уточняется и закрепляется наименование,
объясняющее ее сущность и содержание.
Объектом социологической познания является общество.
Термин «социология» происходит от латинского
«societas» - общество и греческого «logos» -
учение, означая в буквальном переводе
«учение об обществе». Человеческое общество
- это уникальное явление. Оно прямо или
опосредованно является объектом многих
наук (истории, философии, экономики, психологии,
юриспруденции и др.), каждая из которых
имеет свой ракурс изучения общества,
т.е. свой предмет.
Предмет
социологии - это социальная жизнь общества,
т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих
из взаимодействия людей и общностей.
Понятие «социальное» расшифровывается
как относящееся к жизни людей в процессе
их взаимоотношений. Жизнедеятельность
людей реализуется в обществе в трех традиционных
сферах (экономической, политической,
духовной) и одной нетрадиционной - социальной.
Три первые дают горизонтальное сечение
общества, четвертая - вертикальное, подразумевающее
деление по субъектам общественных отношений
(этносам, семьям и др.). Эти элементы социального
устройства в процессе их взаимодействия
в традиционных сферах и составляют основу
социальной жизни, которая во всем своем
многообразии существует, воссоздается
и изменяется лишь в деятельности людей.
Из
обозначения объекта и предмета формируется
определение социологии как науки. Его
многочисленные варианты при разных формулировках
имеют содержательную тождественность
или близость. Социология определяется
в разнообразных вариантах:
Социология
возникает в конце 30 - х, начале 40 годов
Х1Х в.. В социальной сфере это было время
крайней нестабильности. Восстание во
Франции, Германии ( 1844 год ), чартистское
движение в Англии, чуть позже революция
1848 года во Франции свидетельствовали
о том, что нарастает кризис в общественных
отношениях. Во время решительных и быстрых
перемен у людей возникает потребность
в обобщающей теории, способной прогнозировать,
куда движется человечество. На какие
ориентиры можно опереться, обрести свое
место и роль в этом процессе.
Как
известно К. Маркс и Ф. Энгельс начинали
свою деятельность в тоже время и при тех
же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической
традиции, сформулированной в немецкой
классической философии, и опираясь на
свой опыт в участии в революционном движении,
предложили решить эту проблему на основе
концепции научного социализма, сердцевиной
которой является теория социалистической
революции.
О.
Конт и другие « отцы основатели социологии
» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили
реформистский путь развития общества.
Основоположники социологии были сторонниками
стабильного порядка. В условиях революционного
подъема они думали не над тем, как разжечь
пожар гражданской войны, а наоборот, как
преодолеть кризис в Европе, установить
согласие и солидарность между различными
социальными группами. Социология как
раз и рассматривалась ими в качестве
инструмента познания общества и выработки
рекомендаций по его реформированию. Методической
основой реформизма, с их точки зрения,
является «позитивный метод».
1. Социальные
условия и теоретические
Социология
возникает в конце 30-х – начале 40-х годов XIX в.
В социальной сфере это было время крайней
нестабильности. Восстание лионских ткачей
во Франции, силезских ткачей в Германии
(1844г.), чартистское движение в Англии,
чуть позже революция 1848г. Во Франции свидетельствовали
о нарастании кризиса общественных отношений.
Во времена решительных и быстрых перемен
у людей возникает потребность в обобщающей
теории, способной прогнозировать, куда
движется человечество, на какие ориентиры
можно опереться, обрести свое место и
свою роль в этом процессе. К. Маркс и Ф.
Энгельс начинали свою теоретическую
и практическую деятельность в то же время
и при тех же обстоятельствах. Они, следуя
рационалистической традиции, сформулированной
в немецкой философии, и опираясь на свой
опыт участия в революционном движении,
предложили решить эту проблему на основе
концепции научного социализма, сердцевиной
которой является теория социалистической
революции. О.Конт и другие «отцы-основатели
социологии» - Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М.
Вебер – предложили реформистский путь
развития общества. Основоположники социологии
были сторонниками стабильного порядка.
В условиях революционного подъема они
думали не над тем, как разжечь пожар гражданской
войны, а наоборот, как преодолеть кризис
в Европе, установить согласие и солидарность
между различными социальными группами.
Социология как раз и рассматривалась
ими в качестве инструмента познания в
обществе и выработки рекомендаций по
его реформированию. Методической же основой
реформизма, с их точки зрения, является
«позитивный метод».
Особенно активно в Европе начали развиваться
в начале XIX века
эмпирические социальные исследования
под влиянием определенных социальных
процессов. Интенсивное развитие капитализма
в начале XIX века
вело к быстрому росту городов – урбанизации
жизни населения. Следствием этого была
резкая социальная дифференциация населения,
рост числа бедных, увеличение преступности,
нарастание социальной нестабильности.
Толчком к исследованию социальных вопросов
послужило развитие производства. Используя
естественные ресурсы, расширяя таким
путем сферу производства, люди столкнулись
ограниченностью этих ресурсов, в результате
чего единственным способом увеличения
производительности стало рациональное
использование рабочей силы. Если в начале XIX в.
производители служили дополнением к
ресурсам и механизмам и только механизмы
надо было изобретать и совершенствовать,
то в середине века стало очевидным, что
сложной техникой могут управлять лишь
грамотные, заинтересованные в своей деятельности
люди. Усложнение всех сфер жизнедеятельности
людей поставило проблемы осуществления
взаимодействия между ними, управления
этими взаимодействиями и создания социального
порядка в обществе. Когда эти проблемы
были осознаны и поставлены, возникли
предпосылки формирования и развития
науки, изучающей ассоциации людей, их
поведение в этих ассоциациях, а также
взаимодействия между людьми и результаты
таких взаимодействий.
1.1. О.Конт – родоначальник социологии.
Впервые
слово "социология", обозначающее
область научного знания было введено
в научный оборот французским мыслителем
Огюстом Контом (1798 – 1857) в 1842 г. в его главном
произведении «Курс позитивной философии».
Как и многие другие философы того времени,
Огюст Конт находился под воздействием
крупных успехов в области естественных
наук. Высшим видом систем он полагал общество,
человечество.
Первоначально Конт называл социологию
«социальной физикой». Он считал, что социология
должна рассматривать общество как некий
обладающий собственной структурой организм,
каждый элемент которого должен исследоваться
с точки зрения полезности для общественного
блага. Этот организм, по его мнению, действовал
в соответствии с жестокими законами,
подобно закону всемирного тяготения
в физике. В связи с этим всю социологию
О. Конт разделял на социальную статику
(описывающую взаимоотношения между социальными
институтами) и социальную динамику (раскрывающую
законы изменения общества) и допускал
применение законов механики к изучению
общества и его основных элементов. Общество,
согласно Конту – органическое целое,
каждый член которого не мыслим вне связи
с целым.
О. Конт считал, что с помощью науки можно
познать скрытые законы, которые управляют
всеми обществами. Социология должна использовать,
по Конту, следующие методы:
- наблюдение за ходом проистекания общественных
процессов;
- эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями,
вызванными специально;
- сопоставление жизни человечества с
животным миром;
- сравнение жизни разных стран и народов
по определенным показателям;
- исторического анализа, сопоставления
разных состояний человечества или отдельных
народов в разные исторические времена.
Такой
подход с тех пор называют позитивизмом.
Позитивизм, согласно Конту – знание полезное
и точное. Говоря о получении знаний об
обществе и законах его функционирования
и развития, О. Конт предполагал, прежде
всего, необходимость изучения отдельных
социальных фактов, их сопоставления и
проверки, практически полностью отрицая
роль общей теории в социологии. Такой
подход к получению и использованию научного
знания принято квалифицировать как эмпиризм
в социологии.
Историческая и научная роль Огюста Конта
состоит, прежде всего, в том, что проблему
изучения общества и взаимосвязей внутри
него он поставил в рамки отдельной науки,
которую назвал социологией. К сожалению,
О. Конт не смог определить достаточно
четко предмет новой науки и найти научный
метод, позволяющий всесторонне изучать
закономерности общественного развития.
Проведение им полной аналогии социальных
явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике,
химии и медицине, ставилось под сомнение
и критиковалось уже при его жизни. Даже
первоначальное изучение общества показало,
что социальная жизнь в значительной степени
отличается от тех закономерностей, с
которыми имеют дело естественные науки.
Две идеи, берущие начало в работах Конта,
четко просматриваются в ходе развития
социологии:
1) применение научных методов для изучения
общества;
2) практическое использование науки
для осуществления социальных реформ.
Главные произведения О. Конта: «Курс
позитивной философии» (1842) и «Система
позитивной политики» (1850 – 1854).
2.1. Социология Э. Дюркгейма
Эмиль Дюркгейм широко известен как один
из «крестных отцов» современной социологии,
творчество которого в значительной степени
помогло определить предметное содержание
и утвердить автономию социологии как
научной и учебной дисциплины. Он был одной
из наиболее крупных фигур в социологии
классического этапа ее развития. С именем
Э. Дюркгейма тесно связана сама институционализация
социологии во Франции – стране, где и
зародилась эта наука.
Теоретико-методологической базой, на
которой Э. Дюркгейм строил систему своих
социологических взглядов, стал так называемый
«социологизм», который считают одной
из разновидностей социологического реализма.
Основная особенность этого направления
заключалась в противопоставлении себя
номинализму. Социологический реализм
провозглашает в качестве своей парадигмы
необходимость и требование признавать
в качестве особой реальности (наряду
с реальностью природной среды и реальностью
внутреннего психического мира человека)
человеческое общество. Этой социальной
реальностью в качестве специального
предмета изучения до появления социологии
не занималась ни одна из научных дисциплин.
Э. Дюркгейм пытался показать, что общество
обладает собственной реальностью, которая
не может быть сведена к психологическим
фактам. Как он утверждал, общество – это
«реальность, существующая сама по себе».
Общество противостоит нашим мыслям и
желаниям, потому что оно обладает объективностью,
которая сравнима с объективностью природы,
хотя и не есть то же самое.
Строго
говоря, социологизм не претендует на
какое-то совершенно особое толкование
и объяснение социальной жизни в качестве
отдельной общесоциологической теории.
Суть этой философско-социологической
концепции состоит скорее в утверждении
определенной исходной позиции: признании
первостепенного и исключительного значения
социальной реальности в бытии человека,
а также в использовании социологических
методов для объяснения этого бытия.
Поскольку
общество признается не просто специфической,
но и доминирующей, высшей реальностью,
социологический способ объяснения всего,
что происходит в окружающем мире (социологизация),
провозглашается как единственно верный.
Он должен либо исключать другие способы,
либо включать их в себя в качестве частного
случая.
Онтологический
(сущностный) аспект социологизма состоит
в утверждении прежде всего автономии
социальной реальности по отношению к
другим видам реальности – физической,
биологической, психологической. Эта реальность
включена в универсальный мировой порядок.
Она основательна, устойчива и подчиняется
действию определенных законов