Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:37, контрольная работа
Социология в России возникает во второй половине XIX в., после реформы 1861 г., провозгласившей отмену крепостного, права и означавшей начало новой эпохи в развитии не только экономических, но и социальных, политических, духовных процессов в жизни страны. В экономической сфере была открыта дорога развитию индустриального производства и капиталистических отношений. Стал возникать новый тип экономики, как в городе, так и в деревне, потребовавший особого теоретического осмысления, поскольку западные концепции развития капитализма не вполне подходили для российской действительности.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление……….4
2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского. …………………………13
3. Русский историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение? .........................................................17
Список литературы………………………………………………………………19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………
1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление……….4
2. Многофакторная
концепция М.М. Ковалевского. …………………………13
3. Русский
историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г.
Чернышевского «самым крупным социологом
в России до возникновения в ней социологии».
Объясните, что означает такое суждение?
..............................
Список литературы…………………………………
Введение
Социология в России возникает
во второй половине XIX в., после реформы
1861 г., провозгласившей отмену крепостного,
права и означавшей начало новой
эпохи в развитии не только экономических,
но и социальных, политических, духовных
процессов в жизни страны. В
экономической сфере была открыта
дорога развитию индустриального производства
и капиталистических отношений.
Стал возникать новый тип экономики,
как в городе, так и в деревне,
потребовавший особого
Социология есть наука об обществе. Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или сознательно ими созданные для удовлетворения своих потребностей; это – продукт практического творчества мысли. Общественные процессы представляют реализирование, в изменяющихся общественных формах, потребностей общих большему или меньшему числу личностей. Все влияния объективных явлений, предметов и процессов переходят в социологические процессы лишь в субъективной форме потребностей. Потребности эти составляют систему сил, которая, действуя в данной географической и исторической среде, даёт социологические продукты…
Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были П.А. Лавров и Н.К. Михайловский. Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах.
Лавров Петр Лаврович (1823-1900) - российский философ,
социолог и публицист, один из идеологов революционного
народничества.
Суть субъективного метода П. Лавров раскрывает так: «Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т. е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью». В развитии нравственного идеала он видел «единственный смысл истории» и «единственный закон исторической группировки событий».
Основную задачу социологии П. Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития.(2; с. 258)
Под солидарностью Лавров
понимал «сознание того, что личный
интерес совпадает с интересом
общественным» и «что личное
достоинство поддерживается
Разумеется, поведение и деятельность людей определяются многими объективными обстоятельствами - природными и социальными. Этого Лавров не отрицал. Однако главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю. А потому «объективный» анализ явлений общественной жизни, т. е. постижение «правды-истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Данный подход заключался в нахождении «правды-справедливости», призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. В этом и заключается, так сказать, социальная направленность субъективного метода в социологии.
В своих работах П. Лавров
ставил и по-своему решал
Основным двигателем истории, по мнению
П. Лаврова, являются действия критически
мыслящих личностей, составляющих передовую
часть интеллигенции. «Развитие
критической мысли в
Михайловский Николай Константинович (5.11.1842 - 28.1.1904) - публицист и критик, виднейший теоретик русского народничества, по определению Ленина — «один из лучших представителей взглядов русской буржуазной демократии в последней трети прошлого века» (Ленин, Народники о Михайловском). в Мещевске, Калужской губ., в дворянской семье. Учился в Костромской гимназии. С 1856 г. - студент Петербургского института корпуса горных инженеров. Еще в годы учебы Михайловский в 1860 г. дебютировал как литературный критик в "журнале для девиц" "Рассвет" со статьей о творчестве И. Гончарова. В 1863 г. (за год до окончания) Михайловский был отчислен из института за участие в студенческих выступлениях против начальства. В первое время после исключения самостоятельно готовился к адвокатуре, но с 1865 г. стал активно сотрудничать в библиографическом отделе журнала "Книжный вестник" и вскоре ушел в журналистику. После закрытия "Книжного вестника" Михайловский писал в журнале "Современное обозрение", газетах "Гласный суд", "Неделя" и др. В 1868 г. критик вошел в число постоянных сотрудников, а позже и членов редакции журнала "Отечественные записки" Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, где выступил как идеолог народничества. С 1894 г. и до конца жизни возглавлял журнал "Русская беседа".(3; с.126)
Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.
Такой теоретический и
Е.В. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистской философии2. Это имеет свои основания. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма, Де-Роберти стремился «поднять эмпирическое знание общественных фактов на высоту точной теории». При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом». В духе позитивизма О. Конта он называл социологию опытной наукой об обществе, как и В. Парето, говорил о необходимости использовать экспериментальный метод «в изучении социальных явлений и ввести этот метод в так называемые нравственные и политические науки».
В своей «психологической социологии» Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т. д. Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Правда, Де-Роберти пояснял, что психическая деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании "законов психического взаимодействия». Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.