Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:37, контрольная работа

Описание

Социология в России возникает во второй половине XIX в., после реформы 1861 г., провозгласившей отмену крепостного, права и означавшей начало новой эпохи в развитии не только экономических, но и социальных, политических, духовных процессов в жизни страны. В экономической сфере была открыта дорога развитию индустриального производства и капиталистических отношений. Стал возникать новый тип экономики, как в городе, так и в деревне, потребовавший особого теоретического осмысления, поскольку западные концепции развития капитализма не вполне подходили для российской действительности.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление……….4
2. Многофакторная концепция М.М. Ковалевского. …………………………13
3. Русский историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение? .........................................................17
Список литературы………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

контрольная по социологии.docx

— 46.59 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3                                                                                                              

1. Субъективная  школа в социологии. Психологическое направление……….4       

2. Многофакторная  концепция М.М. Ковалевского. …………………………13                                     

3. Русский  историк XIX в. Н.Н. Кареев назвал Н.Г. Чернышевского «самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии». Объясните, что означает такое суждение? .........................................................17                                                

Список литературы………………………………………………………………19                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социология в России возникает  во второй половине XIX в., после реформы 1861 г., провозгласившей отмену крепостного, права и означавшей начало новой  эпохи в развитии не только экономических, но и социальных, политических, духовных процессов в жизни страны. В  экономической сфере была открыта  дорога развитию индустриального производства и капиталистических отношений. Стал возникать новый тип экономики, как в городе, так и в деревне, потребовавший особого теоретического осмысления, поскольку западные концепции  развития капитализма не вполне подходили  для российской действительности. Наличие  сильных остаточных феодально-крепостнических  явлений, господство сельской общины как  основы экономических и социальных отношений и многое другое привели  к необходимости специальных  научных трактовок. В них нуждалось  и объяснение процессов усложнения и изменения социальной структуры  российского общества в связи  с появлением новых классов и  слоев городской и сельской буржуазии, городского и сельского пролетариата, разночинцев и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Субъективная школа в социологии. Психологическое направление. 

  

Социология есть наука об обществе. Общество не есть только собрание реальных единиц; это формы их взаимодействия, инстинктивно или сознательно ими  созданные для удовлетворения своих  потребностей; это – продукт практического  творчества мысли. Общественные процессы представляют реализирование, в изменяющихся общественных формах, потребностей общих большему или меньшему числу личностей. Все влияния объективных явлений, предметов и процессов переходят в социологические процессы лишь в субъективной форме потребностей. Потребности эти составляют систему сил, которая, действуя в данной географической и исторической среде, даёт социологические продукты…   

Заметное влияние на становление  и развитие общественной мысли в  России оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были П.А. Лавров и Н.К. Михайловский. Они  придерживались так называемого  субъективного метода в социологии, который получил всестороннюю разработку в их многочисленных трудах.

Лавров Петр Лаврович (1823-1900) - российский философ, социолог и публицист, один из идеологов революционного народничества.                                                              По происхождению дворянин. Образование получил в артиллерийском училище в Петербурге, — был профессором математики в Артиллерийской академии. В 1860-х гг. принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Каракозова Лавров был арестован и сослан в Вологодскую губернию. В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение — «Исторические письма». В 1870 г. он при помощи Лопатина бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в I Интернационал. В целях организации помощи осажденной Парижской Коммуне ездил в Лондон, где познакомился с Марксом и Энгельсом. В 1873—1877 гг. редактирует журнал «Вперёд» и одноименную двухнедельную газету (1875—1876) — органы возглавлявшегося Лавровым направления русского народничества, так называемого лавризма. После убийства Александра II сближается с народовольцами и в 1883—1886 гг. редактирует вместе с Тихомировым «Вестник Народной воли». Лавров умер в Париже, где и похоронен. Его последние слова: «Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».(6; с.45)

 Суть субъективного метода П. Лавров раскрывает так: «Волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т. е. усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью». В развитии нравственного идеала он видел «единственный смысл истории» и «единственный закон исторической группировки событий».

Основную задачу социологии П. Лавров усматривал в изучении мотивов  деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось  анализу «солидарных», как он писал, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по словам Лаврова, изучает и группирует повторяющиеся  факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы  солидарности, а также условия  ее упрочения и ослабления при  разном уровне развития людей и форм их общежития.(2; с. 258)

 Под солидарностью Лавров  понимал «сознание того, что личный  интерес совпадает с интересом  общественным» и «что личное  достоинство поддерживается лишь  путем поддержки достоинства  всех солидарных с нами людей». Солидарность - это «общности привычек, интересов, эффектов или убеждений». Все это обусловливает сходство поведения и деятельности людей.

 Разумеется, поведение и деятельность людей определяются многими объективными обстоятельствами - природными и социальными. Этого Лавров не отрицал. Однако главными факторами, направляющими деятельность людей, он считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю. А потому «объективный» анализ явлений общественной жизни, т. е. постижение «правды-истины», легко соединялся с субъективным, оценочным подходом к ним. Данный подход заключался в нахождении «правды-справедливости», призванной осветить путь к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. В этом и заключается, так сказать, социальная направленность субъективного метода в социологии.

  В своих работах П. Лавров  ставил и по-своему решал целый  ряд фундаментальных проблем  социологии, в том числе о движущих  факторах исторического процесса, его объективной и субъективной  сторонах, роли личности в истории,  механизме и направленности общественного  прогресса. Он размышлял о «социологических  законах» развития общества, которые  он пытался истолковать с позиций  того же субъективного метода. Для этого, пояснял он, надо  стать на место страждущих  и наслаждающихся членов общества, а не на место бесстрастного  постороннего наблюдателя происходящих  в обществе событий. Только  тогда станет ясной закономерная  направленность воли людей и  их действий.

Основным двигателем истории, по мнению П. Лаврова, являются действия критически мыслящих личностей, составляющих передовую  часть интеллигенции. «Развитие  критической мысли в человечестве, ее укрепление и расширение есть ... главный и единственный агент  прогресса в человечестве», - писал  он.

Михайловский  Николай Константинович (5.11.1842 - 28.1.1904) - публицист и критик, виднейший теоретик русского народничества, по определению Ленина — «один из лучших представителей взглядов русской буржуазной демократии в последней трети прошлого века» (Ленин, Народники о Михайловском).  в Мещевске, Калужской губ., в дворянской семье. Учился в Костромской гимназии. С 1856 г. - студент Петербургского института корпуса горных инженеров. Еще в годы учебы Михайловский в 1860 г. дебютировал как литературный критик в "журнале для девиц" "Рассвет" со статьей о творчестве И. Гончарова. В 1863 г. (за год до окончания) Михайловский был отчислен из института за участие в студенческих выступлениях против начальства. В первое время после исключения самостоятельно готовился к адвокатуре, но с 1865 г. стал активно сотрудничать в библиографическом отделе журнала "Книжный вестник" и вскоре ушел в журналистику. После закрытия "Книжного вестника" Михайловский писал в журнале "Современное обозрение", газетах "Гласный суд", "Неделя" и др. В 1868 г. критик вошел в число постоянных сотрудников, а позже и членов редакции журнала "Отечественные записки" Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, где выступил как идеолог народничества. С 1894 г. и до конца жизни возглавлял журнал "Русская беседа".(3; с.126)

Михайловский воспользовался «субъективным методом», предложенным ранее Лавровым; он оснастил его  рядом аргументов, дополнений и пояснений. Их основной смысл таков: в естественных науках, прибегающих к объективным  методам изучения стихийных материальных явлений, при строгом соблюдении приёмов сбора, описания, классификации  и обобщения материала, возможно, получить общепризнанный истинный результат (он его называет «правда-истина»); в  обществоведении в силу специфики  изучаемых явлений (наличия в  самих объектах сознательного и  бессознательного элементов, объединяемого  людьми в цели их поведения) требуются  другие приёмы и методы, и результат  получается более сложным («правда-справедливость»). Эти приёмы и дают нам субъективный метод, который при сознательном и систематическом применении не просто вскрывает причины и необходимость  исследуемого процесса, но и оценивает  с точки зрения «желательности», «идеала». Михайловский так пояснял эту мысль: «Коренная и ничем неизгладимая разница между отношениями человека к человеку и к остальной природе состоит, прежде всего, в том, что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к известной цели, тогда как во втором цель эта не существует. «Мы не можем общественные явления оценивать иначе как субъективно», то есть через идеал справедливости. Речь идёт о методе понимания идей, чувств, ценностей как важнейшей составляющей социального пространства, о роли «сочувственного опыта», как его называл сам Михайловский. Без интроспекции1, сопереживания, субъективного подключения к нему этот мир становится в известной мере «невидимым».

Наконец, надо сказать, о  том, как старался Михайловский дать такое определение общественному  прогрессу, чтобы эта (или эти) формула (или формулы в совокупности) могла  служить своеобразным философским  камнем для построения «золотого  века». «Прогресс есть постепенное  приближение к целостности, неделимости, к возможно полному и всестороннему  разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда  между людьми». Прогресс - это «борьба  за индивидуальность». Прогресс – «последовательная смена форм кооперации», или смена трёх этапов «борьбы за индивидуальность» в человеческой истории - объективно-антропоцентрического (исходная «простая кооперация»), эксцентрического («сложная кооперация») и субъективно-антропоцентрического (вторая разновидность «простой кооперации»). К сожалению, та доля утопизма, которая прослеживается в работах Михайловского, пока подтверждается на практике - справедливое «золотое» общество свободных и равных бывает либо в прошлом, либо в будущем.(4;с.86)

Оба этих мыслителя, выдающиеся представители русского революционного народничества, оказали значительное влияние на развитие социологической  мысли в России. Они «завершили течение русской мысли, идущее от Герцена и Белинского», и стали  «властителями дум эпохи вхождения  в народ и кающегося дворянства».

      Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Такой теоретический и методологический подход к исследованию общественных явлений Е.В. Де-Роберти развивал в своих трудах «Социология», «Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии», «Философия и ее задачи в XX веке» и др. Его работы по теоретической социологии тесно смыкались с работами по социальной психологии и философии.

Е.В. Де-Роберти нередко называют представителем позитивистской философии2. Это имеет свои основания. В соответствии с основными установками философско-социологического позитивизма, Де-Роберти стремился «поднять эмпирическое  знание общественных фактов на высоту точной теории». При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов, государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим опытом». В духе позитивизма О. Конта он называл социологию опытной наукой об обществе, как и В. Парето, говорил о необходимости использовать экспериментальный метод «в изучении социальных явлений и ввести этот метод в так называемые нравственные и политические науки».

В своей «психологической социологии»  Де-Роберти исходил из того, что все общественные явления представляют собой результат деятельности людей, которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их желаниями, эмоциями, страстями, образом мыслей, волей и т. д. Делается вывод, что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями собственно психическими». Поэтому социология как опытная наука об обществе должна быть тесно связана с психологией, предметом которой является психическая деятельность людей, определяющая их социальную деятельность. Правда, Де-Роберти пояснял, что психическая деятельность людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной деятельности. Однако ведущим звеном в данном взаимодействии он называл именно психическую деятельность людей. Основную цель социологии Де-Роберти видел в познании "законов психического взаимодействия». Он писал, что социология делает свои выводы на основе постижения психологических механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического взаимодействия.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"