Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:22, контрольная работа

Описание

В России, бодро взявшей курс на модернизацию и инновации в экономической сфере, есть проблема, которая может помешать осуществлению далеко идущих амбиционных планов. Проблема эта – безнадзорные и беспризорные дети. На верхних этажах власти о ней вспоминают не часто, как правило, один раз в году - в связи с очередным Днем защиты детей. Именно тогда озвучиваются официальные данные о положении маленьких граждан в нашем обществе, определяются основные приоритеты и направления, чтобы подрастающему поколению россиян жилось лучше и веселей. Но дети улиц о таком внимании к ним со стороны родного государства вряд ли догадываются: они живут вне информационного поля, по своим законам и принципам. И даже не живут, а, скорее, пытаются выжить.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная2.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

    Введение

    В России, бодро взявшей курс на модернизацию и инновации в экономической  сфере, есть проблема, которая может  помешать осуществлению далеко идущих амбиционных планов. Проблема эта  – безнадзорные и беспризорные дети. На верхних этажах власти о ней вспоминают не часто, как правило, один раз в году - в связи с очередным Днем защиты детей. Именно тогда озвучиваются официальные данные о положении маленьких граждан в нашем обществе, определяются основные приоритеты и направления, чтобы подрастающему поколению россиян жилось лучше и веселей. Но дети улиц о таком внимании к ним со стороны родного государства вряд ли догадываются: они живут вне информационного поля, по своим законам и принципам. И даже не живут, а, скорее, пытаются выжить.

    Контингент  безнадзорных детей складывается из тех, кто лишен необходимого присмотра, должного внимания, заботы со стороны семьи, либо детей, имеющих определенные отклонения, побуждающие их к бродяжничеству. Значительную часть безнадзорных детей составляют подростки, отличающиеся девиантным поведением, употреблением алкоголя, наркотиков, совершающие правонарушения. Безнадзорность подростков является первым шагом к беспризорности, нарушению нормального процесса их социализации.

    Однако  до сих пор многие актуальные вопросы  профилактики остаются нерешенными, а действующая система профилактики безнадзорности и беспризорности в семье не дает должного, положительного эффекта. К тому же не всегда отвечает современным требованиям нормативно-правовое, финансовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, а также по их социальной реабилитации. Существующие институты государственной и региональной системы профилактики безнадзорности и беспризорности, в семье зачастую, к сожалению, действуют разрозненно и неэффективно. Подростковая безнадзорность стала одной из серьезных социально-педагогических проблем семьи и общества.

     ГЛАВА I. БЕЗНАДЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 

    1. Понятие безнадзорности в  семье
 

     Безнадзорность  детей и подростков – это сложная социально-педагогическая проблема. Она существенно сказывается на социализации подрастающего поколения.

     Понятие «безнадзорность» прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, перешло в категорию междисциплинарных и полностью вошло в область реальной социально-педагогической практики. В социологии она связана с комплексом проблем в социально-экономической политики государства, так как изменения в системе общественных отношений негативно воздействуют на институт семьи, деформируя его и опосредованно искажая всю систему социализации, воспитания и развития подростка. В юриспруденции – в контексте причин и профилактики безнадзорности и беспризорности. В педагогике – правильно понимаемый надзор за несовершеннолетним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи близких взрослых с подростком. В психологии – деформация межличностных отношений подростка с окружающими людьми. В социальной педагогике – социально-педагогический анализ явления, причины, существенно влияющие на безнадзорность, необходимость профилактики и преодоление ее последствий.

     Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.) дает определение понятий «безнадзорный», «беспризорный». Под безнадзорным понимается несовершеннолетний, контроль, за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Следовательно, безнадзорность ребенка или подростка есть отсутствие за ним (надзора) контроля. В любом случае речь идет о нарушении обязанностей со стороны семьи, опекунов, учителей, социальных работников, социальных педагогов и др. по осуществлению контроля над воспитанником.

     Безнадзорный  ребенок (подросток), в отличие от беспризорного, как правило, живет  с родителями, сохраняет связи  с семьей, но лишен любви, внимания, понимания, влияния, контроля близких ему людей.

     Изучение  возрастного состава безнадзорных детей и подростков в педагогической, юридической, психологической, социально-педагогической литературе показало, что преобладающее большинство среди них, дети старшего подросткового возраста. Личное изучение проявлений безнадзорности по месту жительства подтверждает вышеизложенное, что и определило основной интерес к старшим подросткам 12 - 15 лет.

     Социально-педагогический подход к определению безнадзорности представляет собой: безнадзорные – это несовершеннолетние, проживающие в семье, но должный контроль за их поведением, обучением, развитием и воспитанием отсутствует. 

    1. Причины безнадзорности
 

    Бедность  как ключевой фактор, провоцирующий необходимость работать, толкает детей на улицу, постепенно они привыкают к уличному образу жизни и отрываются от семьи;

    Склонность  детей к побегам, вызванная либо психическими отклонениями, либо романтическими устремлениями;

    Отсутствие  контроля за ребенком со стороны школы, внешкольных организаций, милиции и др.

     Хотя  все три названных фактора, безусловно, присутствуют в каждой этиологии явления, они должны рассматриваться, как правило, в связи с одним ключевым фактором. Этим фактором является насилие и жестокость в семье, детская заброшенность (эмоциональная, физическая, медицинская, пищевая и т.д.). Именно она, как показывают исследования, является в большинстве случаев, причиной побегов или наоборот, выталкивания ребенка из дома. Что же касается контроля, то его предметом должен быть не ребенок, а, прежде всего, семья.

     Проблема  безнадзорности, беспризорности и правонарушений, несовершеннолетних в нашей стране приобрела катастрофические размеры. Ежегодно (последние 5 лет) ими совершается более 200 тысяч преступлений. За последние 7 лет более чем в два раза возросла детская преступность на почве наркомании. Стало больше несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов. Возросла преступность среди девушек, наблюдается рой венерических заболеваний, увеличивается процент внебрачных родов среди несовершеннолетних. Около 40 % подростков, совершивших преступления - попадали в разряд безнадзорных.

     По  данным межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при правительстве  РФ, причин для существования такой  тревожной ситуации предостаточно. Среди них:

     - Падение уровня жизни в процессе перехода к новым экономическим отношениям;

     -    Ухудшение условий содержания детей;

     - Нарастание психо-эмоциональных перегрузок у родителей, непосредственно отражающихся на детях;

     -    Усиление жестокого обращения с детьми в семьях.

     Основная  причина, толкающая детей на улицу - неблагополучная обстановка в семье1. Об этом говорят цифры.

     За  последние 5 лет в три раза возросло число родителей, лишенных родительских прав (с 11 до 35 тысяч). Социальная несостоятельность  родителей, аморальный образ жизни, рост алкоголизации, особенно среди женщин, приводит к необходимости срочно спасать от них их же детей. Тысячи детей остаются без попечения родителей. Социальное сиротство, беспризорность стали устойчивыми социальными явлениями.

     Глубокий кризис, охвативший производственную сферу, политику, культуру, образование, и одновременно либерализация цен, инфляция, коммерциализация социальной сферы, катастрофически обострили проблемы детей, привели к значительным социальным потерям, ударив в первую очередь по семьям с детьми. Положение детей осложняется еще и тем, что резко снизился уровень социальных гарантий для них в жизненно важных сферах духовного и физического развития. Значительно возросло число детей, для которых недоступен полноценный отдых в каникулярное время, посещение внешкольных учреждений, занятия искусством, спортом, художественным и техническим творчеством.

     Обостряется проблема жесткого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого  явления обнаруживают, что оно  полимотивировано: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть - мстят за то, что родился, требует заботы, приносит огорчения. В семьях деморализованных, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фактором жизни детей, жестокое обращение приобретает порой дикие формы; это побои, лишение пищи, воды, свободы.

     А если к этому прибавить школьную деривацию, разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминальную направленность, то становится понятным рост стрессов, побегов, правонарушений и даже самоубийств в подростковом возрасте2.

     Всплеск корыстной ориентации, отмеченный у  широких слоев общества, увеличение числа неблагополучных семей, рост жестокости, и насилия в обществе. И в потоке низкопробных произведений массовой культуры, на занятость подростков в свободное время, выталкивание неплатежеспособных, неудобных учащихся из школы, сложности с трудоустройством - все это привело к резкому увеличению криминальной обстановки в среде несовершеннолетних.

     Выбитые из жизненной колеи дети, как правило, социально дезадаптированные, для  них характерен разрыв с позитивными  правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое и физическое развитие3.

     Таким образом, в современной России существенным признаком стали значительное увеличение размеров его новых характеристик, определяемых продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, падением ее нравственных устоев, и как следствие - изменение отношения к детям вплоть до полного вытеснения их из семьи, беспризорность огромного количества детей и подростков практически во всех регионах страны. Основной причиной детской беспризорности, несомненно, является нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, их пьянство и аморальный образ жизни. Отчуждение ребенка от семьи редко вызвано внутренним конфликтом, основанном на упорном нежелании родителей войти в положение ребенка, простить его, помочь преодолеть кризисную ситуацию.

     Низкий  уровень предупреждения социального  сиротства, неоперативное решение  органов опеки и попечительства вопросов жизни, воспитания и дальнейшей судьбы детей также порождают беспризорность, влекут за собой нарушение прав ребенка. Дополнительным фактором риска в последнее время становится безработица родителей. В 702 тыс. семей с несовершеннолетними детьми один родитель является безработным. 70 тыс. безработных имеют более трех детей в семье. В 55 регионах России безработные женщины, имеющие детей инвалидов и несовершеннолетних детей, составляют более 50%.

     Тяжелое материальное положение семей толкает  родителей к отказу от детей в  виду невозможности их содержать. Продолжает увеличиваться раннее сиротство. Так в домах ребенка, детей, лишившихся попечения родителей, в 2010 году стало больше чем на 3 тысячи. Ежегодно рожают детей более 55 тыс. женщин в возрасте 14-17 лет (что составляет 3.8% от числа всех родившихся детей). Не подготовленные к воспитанию детей, чаще всего, не состоявших в браке, не имеющих поддержки со стороны своих семей и общества, они оставляют детей в роддомах.

     Все эти факторы способствуют преждевременному психическому отдалению подростков от семей, которая, в свою очередь, осложняет их интеграцию в общество. Дети перестают нормально учиться, многие из них остаются неграмотными, педагогически запущенными. Ослабленные психические функции, серьезные нарушения физического здоровья, делают детей неспособными оказать сопротивление насилию со стороны социального окружения. Большинство беспризорных детей оказываются жертвами сексуальных посягательств, оказываются втянутыми в преступные группировки.

     Наряду  с этим, реально просматривается, тенденция повышения криминогенной активности детей младшего возраста. Количество подростков, совершивших общественно опасные деяния, по которым уголовные дела были прекращены или в возбуждении таковых было отказано только в связи с не достижением возраста наступления уголовной ответственности, увеличилось за пятилетие на 11.3% и составило 117.5 тыс. человек4.

     Продолжающийся  распад семьи еще более увеличивает детскую беспризорность. В 2010 году из-за разводов более 600 тыс. детей до 18 лет остались без одного родителя. Семей, где детей воспитывает один отец, становиться все больше. Если в 2009 году их было 1.2%, то за последний год прирост составил более 32%, в то время как количество семей, где воспитывает одна мать, уменьшилось на 11.2%.

     Увеличивается количество детей, рожденных вне брака (сегодня они составляют свыше 20% от общего количества родившихся детей). Дети из неполных семей находятся в более уязвимом положении по сравнению со своими сверстниками из полных семей. Им сложнее налаживать контакты, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Неполные семьи - это материальные трудности, суженый круг внутрисемейного общения. Более 50% несовершеннолетних правонарушителей - дети из неполных семей, более 30% дети, имеющие психические отклонения, выросшие в неполной семье, чаще всего без отца.

     В основном родители безнадзорных детей  имеют низкий образовательный уровень  и невысокую профессиональную квалификацию.

    Выяснение причин безнадзорности показало следующую  картину. что у 68,2% беспризорников до бродяжничества был психологический конфликт в семье или детском доме. Убежали потому что кричали, оскорбляли, ругали матом, попрекали (30,6 %), не любили, не понимали, не кормили, не одевали, выгоняли из дома (24,8 %), били, дрались (22,4 %), психологическая несовместимость с родителями (9,6 %), сексуальные домогательства (5,5 %), звучали постоянные угрозы (2,9 %). При этом 74,8 % беглецов хотели бы вернуться в семью или детский дом, а у 9,2 % мальчишек есть желание стать воспитанником воинской части. Еще 10 % мечтают жить нормальной жизнью, создать свою семью, работать. Не желают возвращаться в прошлое 29,2 % мальчиков и 47,7 % - девочек. При этом мотивировка на труд есть у 74,7 % беспризорных: в основном в будущем они хотели бы работать продавцом, парикмахером, поваром, водителем, педагогом, врачом, артистом, военным и пожарным.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"