Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:22, контрольная работа
В России, бодро взявшей курс на модернизацию и инновации в экономической сфере, есть проблема, которая может помешать осуществлению далеко идущих амбиционных планов. Проблема эта – безнадзорные и беспризорные дети. На верхних этажах власти о ней вспоминают не часто, как правило, один раз в году - в связи с очередным Днем защиты детей. Именно тогда озвучиваются официальные данные о положении маленьких граждан в нашем обществе, определяются основные приоритеты и направления, чтобы подрастающему поколению россиян жилось лучше и веселей. Но дети улиц о таком внимании к ним со стороны родного государства вряд ли догадываются: они живут вне информационного поля, по своим законам и принципам. И даже не живут, а, скорее, пытаются выжить.
В особенно тяжелом положении оказываются дети, живущие в семье с отчимом. Часто они уходят из дома, чтобы выразить протест своей матери против появления отчима.
Достаточно большую группу безнадзорных детей составляют дети из семей, где родители алкоголики, причем это не единственная причина, обычно ей сопутствуют конфликтные отношения с родителями, учителями, сверстниками.
Вместе с тем, ни один из опрошенных детей не отметил в качестве причины ухода из дома отсутствие любви к своим родителям и родственникам. Такая подсказка имелась, ей не воспользовались даже дети из семей алкоголиков, то есть для ухода из дома у основной массы детей были веские причины. Практически каждый ребенок дорожит своим домом и лишь, в крайнем случае, покидает его.
Важно,
чтобы в подростковом возрасте, когда
еще можно что-то исправить, ребенок
имел возможность пообщаться со специалистом,
способным выслушать его и
помочь разрешить возникшие проблемы.
ГЛАВА
II. ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ
Вопрос о детской безнадзорности как об одном из кризисных явлений в социальной сфере в мае 2009 года был рассмотрен на заседании Совета Безопасности Российской Федерации. Приняты решения, направленные на создание условий для повышения эффективности деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, внедрение новых форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей (приемных семей и др.), развитие методов общей профилактики в работе с семьями и детьми...
Основное звено системы профилактики безнадзорности и беспризорности - сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. На 1 января 2009 года в Российской Федерации действовало 911 специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (на 1 января 2008 года - 793), 754 стационарных отделения для несовершеннолетних (на 1 января 2008 года - 746), 430 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и детей (на 1 января 2008 года - 307).5 В течение 2008 года указанными учреждениями были предоставлены социальные услуги 340 тыс. несовершеннолетних. Приоритетным направлением деятельности учреждений остается работа с семьей по ликвидации трудной жизненной ситуации и возвращению в нее ребенка по окончании социальной реабилитации. Из 129, 3 тыс. детей, находящихся в стационарных отделениях учреждений, 62% детей возвращены в родные семьи. В целом в учреждениях социального обслуживания семьи и детей всех видов и типов в 2008 году прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3, 6 млн. несовершеннолетних (в 2007 году - 3, 2 млн.). В системе образования профилактику социально-педагогической дезадаптации осуществляли более 550 центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 56 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа.
Однако потребности регионов, в такого рода, учреждениях удовлетворены далеко не полностью. Особенно тревожным положение было в Москве, Курганской, Курской, Кировской областях, Республике Калмыкия, Чеченской Республике, где открыто по 2 - 3 учреждения. Крайне медленно развивается сеть специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. Более половины субъектов Российской Федерации не имеют таких учреждений.
Особое
внимание уделялось различным методикам
реабилитации беспризорных и безнадзорных
детей, формированию у них позитивных
жизненных навыков, трудовой мотивации
и трудовых навыков, профессиональной
ориентации. С этой целью за счет средств
федеральной целевой программы "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
социозащитные учреждения помимо бытового
оборудования и автотранспорта оснащались
развивающим оборудованием, в них организовывались
комнаты психологической разгрузки, швейные,
столярные и автомастерские. Осуществлялась
отработка методик создания семейных
воспитательных групп, что позволяет проводить
социальную реабилитацию несовершеннолетних
в условиях семьи.
2.2 Региональная профилактика
Губернатор
Нижегородской области В.П. Шанцев
20 января 2009 года N Пр-001-3/09-0-0, в целях
повышения эффективности работы
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, улучшения координации
деятельности органов государственной
власти, организаций, осуществляющих профилактическую
работу по предупреждению асоциального
поведения детей и подростков, находящихся
в социально опасном положении, Правительство
Нижегородской области постановил утвердить
областную целевую программу "Профилактика
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Нижегородской области на 2009 - 2010 годы"
(далее - Программа). Контроль за исполнением
постановления был возложен на заместителя
губернатора, заместителя Председателя
Правительства Нижегородской области
Г.А. Суворова.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ
Наименование Программы |
Областная целевая
программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2009 - 2010 годы" |
Основание
для разработки Программы |
Федеральный закон
от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ
"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; поручение Губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева от 20 января 2009 года N Пр-001-3/09-0-0 |
Государственный заказчик Программы |
- Министерство
социальной политики (координатор); - министерство образования Нижегородской области; - министерство здравоохранения Нижегородской области; - управление государственной службы занятости населения Нижегородской области |
Основной разработчик Программы |
Министерство социальной политики Нижегородской области |
Основная
цель Программы |
Повышение
эффективности работы
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сокращение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними |
Основные
задачи Программы |
- Осуществление
мер по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних; - создание условий для организации временной занятости детей и подростков "группы риска"; - проведение мероприятий по организационно-методической поддержке органов и учреждений системы профилактики детской безнадзорности |
Сроки
и этапы реализации Программы |
2009 - 2010 годы. Программа реализуется в один этап |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- Министерство
социальной политики (координатор); - министерство образования Нижегородской области; - министерство здравоохранения Нижегородской области; - управление государственной службы занятости населения Нижегородской области; - Главное управление внутренних дел Нижегородской области (по согласованию) |
Выполнение комплексных мероприятий по борьбе с детской безнадзорностью и беспризорностью, целенаправленная деятельность органов исполнительной власти Нижегородской области в рамках реализации Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", мероприятий областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2009 - 2010 годы" позволили достичь определенных положительных результатов и стабилизировать обстановку в работе с несовершеннолетними, оказавшимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
За время реализации областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Нижегородской области на 2007 - 2010 годы" в 2007 - 2008 годах в Нижегородской области была выстроена и сформирована нормативная правовая база, определяющая систему работы по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.
Дальнейшее развитие получили основные направления деятельности субъектов профилактики, в том числе финансовая поддержка материально-технической базы социальных учреждений по работе с несовершеннолетними, и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД по Нижегородской области, выстроена система профилактической работы с подростками асоциального поведения, разработан единый подход в решении вопросов предупреждения преступности, определена система профилактической работы с несовершеннолетними и контроля за деятельностью муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Налажено взаимодействие органов и учреждений социальной защиты населения, органов внутренних дел, управления образованием, здравоохранением Нижегородской области по выявлению беспризорных и безнадзорных детей, оказанию им необходимой социальной и медицинской помощи.
Особая роль в многоуровневой системе осуществления превентивных мер отводится социальной профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Особая
роль при осуществлении
Результаты операции и отчеты ведомств, в ней участвующих, ежегодно заслушиваются на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Нижегородской области. В 2009 году в результате совместной работы было достигнуто значительное снижение показателей преступности. Так в 2008 году было совершено 365 преступлений, что на 42,9% меньше, чем в 2007 году. Удельный вес подростковой преступности снизился за летний период с 8,55% в 2007 году до 7,2% в 2008 году. На 35,3% меньше было задержано несовершеннолетних, находившихся в момент совершения правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Этим результатам способствовала персональная работа с каждым подростком, поставленным на профилактический учет. Поэтому поощрение лучших муниципальных образований, развивающих новые методики работы по предупреждению подростковой преступности, социализации низкоресурсных семей, по итогам проведения операции "Подросток" - важная составляющая комплекса организационно-практических мер, направленных на снижение преступности несовершеннолетних.
Вместе
с этим в целях повышения
В 2008 году службой занятости населения в рамках областной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижегородской области на 2007 - 2010 годы" было организовано временное трудоустройство 1284 человек, состоящих на профилактических учетах в КДН и ЗП МО НО и ПДН ОВД, которые получили материальную поддержку из средств областного бюджета. Всего из средств областного бюджета было израсходовано 1602,0 тыс. рублей, из них на материальную поддержку несовершеннолетним гражданам - 1141,1 тыс. рублей, на организацию проведения профориентационной работы, направленной на освоение технологии профессионального самоопределения, - 122 тыс. рублей. Кроме того на организацию и проведение конкурса подростковых бригад из числа детей, состоящих на профилактических учетах, было израсходовано 220 тыс. рублей.
Показатели непосредственных результатов
реализации
Программы
В результате реализации Программы были выполнены следующие мероприятия:
1.
Проведены в летний период
межрайонные профильные смены
длительностью 21 день для 140 подростков
"группы риска", состоящих на
учете в КДН и ЗП при органах
местного самоуправления
2. Проведен областной спортивный фестиваль дворовых команд, в участие которого будут привлекаться подростки, стоящие на профилактических учетах. Для участников соревнований закуплены экипировка, спортинвентарь. По итогам награждены лучшие дворовые команды.
3. Проведены комплексные мероприятия межведомственной операции "Подросток", по итогам - ежегодное награждены 10 лучших муниципальных образований и 10 лучших специалистов субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Организовано временное трудоустройство 340 безработных граждан в возрасте от 16 до 18 лет, испытывающих трудности в поиске работы, состоящих на учете в КДП и ЗП МО НО и ПДН ОВД.
5. Организовано временное трудоустройство в свободное от учебы время граждан в возрасте от 14 до 18 лет, состоящих на профилактическом учете в КДН и ЗП МО НО и ПДН ОВД.
6. Проведен конкурс трудовых подростковых бригад на звание "Лучшая подростковая бригада", награждение 10 команд-победителей.
7. Проведена профориентационная работа по освоению технологии профессионального самоопределения в отношении 20 тыс. несовершеннолетних лиц.
8. Осуществлено подведение в 2010 году итогов работы КДП и ЗП МО НО в 2010 году. По итогам - награждение 10 лучших КДП и ЗП МО НО и 15 лучших специалистов субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, издание методических материалов в количестве 200 экз.
9. Изданы и распространены среди несовершеннолетних, состоящих на профилактических учетах, семей "группы риска" во время проведения различных профилактических мероприятий справочно-информационные материалы, рекомендации по предупреждению детской безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних, потребления психоактивных веществ, профилактике зависимостей общим объемом свыше 1000 экземпляров.