Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 14:36, контрольная работа
В качестве предмета исследования я решила выбрать прикладную социологию, так как именно она стала одним из основных приоритетов в дальнейшем развитии науки. В подтверждение этому служат слова Кравченко: «Прикладная социология на службе у бизнеса - не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массой людей».
Введение……………………………………………………………………3
Социально – философские идеи античности. Аристотель…………..4
Структура и функции социология…………………………………….8
Анкетирование как метод социологического исследования. Составьте анкету из 10 вопросов…………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………...21
Список использованной литературы………………………………….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
В
качестве предмета
Значение прикладной социологии трудно переоценить. Она сегодня необходима и бизнесу, и политике, и управлению, и средствам массовой информации. Представители именно прикладной социологии изучают общественное мнение, проводят массовые опросы, маркетинговые исследования. Без них не обходится ни одно продвижение, будь то продвижение товаров или политиков. Этим я показываю, что рассматриваемая тема на сегодня особо актуальна, она вызывает много споров и ставит много вопросов, ответ на которые весьма неоднозначен.
Степень разработанности темы в литературе довольно низкая. Несмотря на то, что методы и данные социологии часто являются прикладными, понятие собственно прикладной социологии широко социологами не используется и не связано с какой либо отдельной областью исследований.
Целью данной работы является изучение всех возможных аспектов и определений в прикладной социологии. Задача работы - на основе анализа изученной литературы, построить свою точку зрения относительно места прикладной социологии в структуре социологического знания.
Вариант
№ 2
1.Социально – философские идеи античности. Аристотель.
В
истории социология можно
Только в современный период социология становится точной наукой, опирающейся на эмпирические факты, научный метод и теорию. Два предшествующих периода характеризуют ее донаучный этап, когда совокупность идей, объяснявших человека и общество, формировалась в рамках социальной философии.
Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) и
Аристотель (ок. 384–322 до н.э.), древнегреческий философ и педагог, родился в Стагире в 384 или 383 до н.э., умер в Халкиде в 322 до н.э. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Как основатель Ликея в Афинах, продолжавшего свою деятельность многие столетия после его смерти, Аристотель внес существенный вклад в античную систему образования. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.
Жизнь Аристотеля. Отец Аристотеля Никомах был врачом города Стагиры, а также придворным медиком Аминты III, царя соседней Македонии. Рано оставшись без родителей, юноша воспитывался в Атарнее у Проксена, своего родственника. В возрасте восемнадцати лет он отправился в Афины и поступил в Академию Платона, где оставался около двадцати лет, вплоть до смерти Платона ок. 347 до н.э. За это время Аристотель изучил философию Платона, а также ее сократические и досократические источники и многие другие дисциплины. По-видимому, Аристотель преподавал в Академии риторику и другие предметы. В этот период в защиту платоновского учения им были написаны несколько диалогов популярного характера. Возможно, к этому же времени относятся работы по логике, Физика и некоторые разделы трактата О душе.
Однако ок. 348–347 до н.э. преемником Платона в Академии стал Спевсипп. Многие члены Академии, и среди них Аристотель, были недовольны этим решением. Вместе со своим другом Ксенократом он оставил Академию, войдя в небольшой кружок платоников, собранный Гермием, правителем Асса, небольшого города в Малой Азии. Вначале здесь, а позднее в Митилене на о. Лесбос Аристотель посвятил себя преподавательской и исследовательской деятельности. Критикуя Спевсиппа, Аристотель занялся выработкой такой интерпретации учения Платона, которая, как ему казалось, ближе к философии учителя, а также лучше согласуется с действительностью. К этому времени их отношения с Гермием сделались более тесными, и под его влиянием Аристотель, следуя принципиальной ориентации платонизма на практику, увязал свою философию с политикой.
Гермий был союзником македонского царя Филиппа II, отца Александра, так что, возможно, именно благодаря Гермию Аристотель в 343 или 342 до н.э. получил приглашение занять должность наставника юного наследника престола, которому было тогда 13 лет. Аристотель принял предложение и переехал в столицу Македонии Пеллу. О личных отношениях двух великих людей известно мало. Судя по сообщениям, которыми мы располагаем, Аристотель понимал необходимость политического объединения мелких греческих полисов, но стремление Александра к мировому господству ему не нравилось. Когда в 336 до н.э. Александр взошел на престол, Аристотель возвратился на родину, в Стагиру, а год спустя вернулся в Афины.
Хотя Аристотель продолжал считать себя платоником, характер его мышления и идеи оказались теперь иными, что вступало в прямое противоречие со взглядами преемников Платона в Академии и некоторыми положениями учения самого Платона. Этот критический подход выразился в диалоге О философии, а также в ранних разделах работ, которые дошли до нас под условными названиями Метафизика, Этика и Политика. Чувствуя свое идейное расхождение с господствующим в Академии учением, Аристотель предпочел основать в северо-восточном предместье Афин новую школу – Ликей. Целью Ликея, как и целью Академии, было не только преподавание, но и самостоятельные исследования. Здесь Аристотель собрал вокруг себя группу одаренных учеников и помощников.
Совместная деятельность оказалась в высшей степени плодотворной. Аристотель и его ученики сделали множество существенных наблюдений и открытий, которые оставили заметный след в истории многих наук и послужили фундаментом для дальнейших исследований. В этом им помогали образцы и данные, собранные в дальних походах Александра. Однако глава школы уделял все большее внимание фундаментальным философским проблемам. Большая часть из дошедших до нас философских произведений Аристотеля написана в этот период.
После внезапной
смерти Александра в 323 до н.э. по Афинам
и другим городам Греции прокатилась
волна антимакедонских
Философия
Аристотеля. Аристотель нигде не говорит,
что логика является частью собственно
философии. Он воспринимает ее скорее
в качестве методологического инструмента
всех наук и философии, а не самостоятельного
философского учения. Поэтому весьма возможно,
что позднейшее понятие о логике как «орудии»
(греч. «органон»), хотя сам Аристотель
ее так не называл, соответствует его собственным
представлениям. Понятно, что логика должна
предшествовать философии. Саму философию
Аристотель делит на две части – теоретическую,
которая стремится к достижению истины,
независимой от чьего-либо желания, и практическую,
занятую умом и человеческими устремлениями,
которые совместными усилиями стараются
уяснить суть человеческого блага и его
достигнуть. В свою очередь теоретическая
философия делится на три части: исследование
изменяющегося бытия (физика и естествознание,
включая науку о человеке); исследование
бытия абстрактных математических объектов
(различные разделы математики); первая
философия, исследование бытия как такового
(то, что мы называем метафизикой).
2.Структура и функции социологии.
Функции социологии
Функции
каждой науки выражают многообразие ее
взаимодействий и связей с повседневной
практикой общества. В функциях заключается
потребность общества в конкретном познавательном
или преобразовательном действии данной
науки.
Назначение социологии обусловлено потребностями
функционирования и развития социальной
сферы жизни общества и человека.
Таким образом социология,
изучая общественную жизнь во-первых:
решает научные проблемы, связанные с
формированием знания о социальной действительности
, описанием, объяснением и пониманием
процессов социального развития, разработкой
концептуального аппарата социологии,
методологии и методов социологического
исследования. Теории и концепции, разрабатываемые
в этой области, отвечают на
два вопроса:
1) “что познается?” — объект;
2) “как познается?” — метод;
т.е. связаны с решением гносеологических
(познавательных) задач и формируют теоретическую,
фундаментальную социологию.
во-вторых: изучает проблемы, связанные
с преобразованием социальной действительности,
анализом путей и средств планомерного,
целенаправленного воздействия на социальные
процессы. Это область прикладной социологии.
Теоретическая и прикладная социология
различаются по цели, которую они перед
собой ставят, а не по объекту и методу
исследования.
Прикладная социология ставит перед собой
задачу, используя познанные фундаментальной
социологией законы и закономерности
в развитии общества, найти пути, средства
преобразования этого общества в положительном
направлении. Поэтому она изучает практические
отрасли человеческой деятельности, например,
социологию политики, социологию права,
труда, культуры и т.д. и отвечает на вопрос
“для чего?”:
(для социального развития, для формирования
правового общества, для социального управления
и т.д.)
Деление социологического
знания по ориентации на фундаментальное
и прикладное достаточно условно, т.к.
и то и другое вносит определенный вклад
в решение как научных, так и практических
задач.
Это же относится и к эмпирическим социологическим
исследованиям: они могут быть ориентированы
и на решение практических задач.
С учетом этих двух аспектов функции социологии
могут быть представлены и сгруппированы
следующим образом:
Фундаментальные
— Познавательная:
1) дескриптивная (описательная)
2) диагностическая
3) прогностическая (попытка предвидеть)
4) моделирования социальных объектов
Прикладные:
— Прогнозная
— Социального проектирования и конструирования
— Организационно-технологическая
— Управленческая
— Инструментальная
Познавательная функция
Социология изучает социальное.
Раскроем это понятие, т.к. оно является
для социологии ключевым.
Социальное — это совокупность тех или
иных свойств и особенностей общественных
отношений, интегрированная индивидами
или общностями в процессе совместной
деятельности (взаимодействия) в конкретных
условиях и проявляющаяся в их отношениях
друг к другу, к своему положению Лапин,
обществе, к явлениям
и процессам общественной жизни.
Любая система общественных отношений
(экономическая, политическая,
культурно-духовная) касается отношения
людей друг к другу и к обществу, а значит
имеет свой социальный аспект.
Социальное явление или процесс возникают
тогда, когда поведение даже одного индивида
оказывается под влиянием другого или
группы (общности) независимо от их физического
присутствия.
Социальное возникает в результате того,
что люди занимают различные места и роли
в конкретных общественных структурах,
а это проявляется в их различных отношениях
к явлениям и процессам общественной жизни.
Вот что такое — социальное.
Социология призвана именно это изучать.
С одной стороны социальное — это непосредственное
выражение общественной практики, с другой
— оно подвержено постоянному изменению
из-за воздействия на него этой самой общественной
практики.
Перед социологией стоит
задача познания в социальном устойчивого,
существенного и в то же время постоянно
меняющегося, анализ соотношения постоянного
и переменного в конкретном состоянии
социального объекта.
В реальной действительности конкретная
ситуация выступает как непознанный социальный
факт, который надо осознать в интересах
практики.
Социальный факт — это единичное общественно
значимое событие, типическое для данной
сферы общественной жизни.
Теоретический и эмпирический анализ
этого социального факта и есть выражение
познавательной функции социологии.
1). При этом, опираясь на фундаментальные
знания о социальном процессе, субъекте,
накапливается знание о природе конкретного
состояния социального явления, его преобразовании
и реальном результате развития этого
явления.
Т. е. познавательная функция выступает
в роли дескриптивной (описательной) и
диагностической одновременно в данном
случае.
2). Но познавательная функция должна охватить
не только изучаемый объект, но и процесс,
который требуется для его
преобразования, т. е. попытаться спрогнозировать,
предвидеть этот процесс.
Например, знать, скажем, не только то,
на сколько в данной группе, коллективе
сплоченные люди, объединены между собой,
но и что нужно сделать, чтобы они были
еще более сплочены, т. е. видеть эти пути.
Для решения этой задачи социология, как
правило, опирается на смежные науки —
экономические, демографические, психологические.
3). Еще одно направление познавательной
функции — это разработка теории и методов
социологического исследования, методики
и техники сбора и анализа социологической
информации.
Прогностическая функция.
Науке вообще свойственна прогностическая
функция.
Наука способна построить краткосрочный
или долгосрочный прогноз на основе:
— знания качества и сущности реальности;
— знания законов функционирования этой
реальности;
— знания законов развития реальности
Когда речь идет о социальных явлениях,
то прогнозирование здесь особенно важно,
т.к. оно показывает:
— необходимость определенных изменений;
— возможность осуществления этих изменений.
Социология в данном случае опирается
с одной стороны:
– на знание общих основ развития изучаемого
общества, общих перспектив его; с другой:
– на знание конкретных возможностей
отдельного социального субъекта.
Например: прогнозируя перспективы развития
сегодня того или иного гос. предприятия,
мы опираемся на общую тенденцию сегодняшних
преобразований государственного сектора
(приватизация, создание акционерных обществ,
прекращение выплаты
дотаций нерентабельным предприятиям
и т. п.) и на изучение потенциальных возможностей
данного конкретного предприятия с учетом
всех его особенностей (кто руководит,
каков контингент работающих, какова сырьевая
база, научная, материально-техническая,
социально-бытовая и т.п.), т. е. всех положительных
и отрицательных факторов данного субъекта.
И на этой базе выстраиваются оценочные
характеристики возможного будущего состояния
субъекта в прогнозируемый период. (как
изменится социальная структура коллектива,
удовлетворенность трудом, каков уровень
развития будет достигнут и т. п.) и составляются
эффективные рекомендации.
Прогностическая функция социологии является
отражением потребности общества в создании
условий сознательной выработки и осуществления
научно обоснованной перспективы развития
каждого социального подразделения общества.
Социальное прогнозирование должно учитывать
обратное воздействие прогноза на сознание
людей и их деятельность, что может привести
к его “самореализации” (или “саморазрушению”).
Эта особенность прогнозирования требует
разработки научного прогноза в виде вариантов,
альтернатив развития, которые описывают
возможные формы и проявления, темпы развертывания
процессов с учетом управляющих воздействий,
а также их качественные изменения.
Выделяют 2 типа социальных прогнозов,
в которых по-разному сочетаются экстраполяция
(предсказание) и целеполагание:
– поисковый (призван описать возможное
состояние, исходя из действующих тенденций
с учетом управляющих воздействий);
– нормативный (связан с постановкой целей,
описывает желаемое состояние, пути и
средства его достижения).
Классификация прогнозов по срокам прогнозов:
– краткосрочные
– среднесрочные
– долгосрочные
Есть классификация по роли: Например:
Прогнозы-предупреждения и т.д.
Средства и методы, используемые для прогнозирования:
– статистический анализ;
– построение динамических рядов с последующей
экстраполяцией;
– метод экспертных оценок основных тенденций;
– математическое моделирование.
Наилучший эффект – сочетание
различных методов
Социологи ведут прогнозные разработки
по различным направлениям. Например:
– развитие социальной структуры общества;
– социальные проблемы труда;
– социальные проблемы семьи;
– социальные проблемы образования; и
т. д.
– социальные последствия принимаемых
решений (наиболее актуальных).
Прогнозирование необходимо отличать
от утопий и футурологических концепций
(лат. Futurum) будущее + ... логия), выполняющих
соответствующие идеологические функции.
Социальное проектирование (от лат. projectus
– выступающий вперед) – научно обоснованное
конструирование системы параметров будущего
объекта или качественного нового состояния
существующего объекта. Это одна из форм
социального управления.
При социальном проектировании решаются
именно социальные задачи, несмотря на
то каким является объект: собственно
социальным (больница, школа), производственным
(завод, фабрика), архитектурным (микрорайон)
и т. д., т. е. закладываются в проект социальные
параметры, требующие комплексного обеспечения
условий для осуществления всех взаимосвязанных
подцелей социального проектирования,
а именно:
– социально-экономической эффективности;
– экологической оптимальности;
– социальной интегрированности;
– социально-организационной управляемости;
– общественной активности.
Это I этап.
Затем II этап: выявляется круг актуальных
социальных проблем, решение которых
необходимо для достижения каждой подцели.
III этап: Определяются конкретные задачи
разработки социального проекта.
Содержание социального проектирования
фиксируется в двух формах:
1). как система социальных параметров
проектируемого объекта и их количественных
показателей;
2). как совокупность конкретных мероприятий,
обеспечивающих реализацию проектируемых
показателей и качественных характеристик
будущего объекта.
При определении степени реализуемости
социальных проектов, эффективным является
метод деловой игры. Этот метод хорошо
зарекомендовал себя и используется на
практике.
Организационно-технологическая функция
Организационно-технологическая функция
— это система средств, определяющих порядок
и четкие правила
практических действий по достижению
конкретного результата в совершенствовании
социальной организации, социального
процесса или социальных отношений, решении
разного рода социальных проблем. Повышение
производительности труда, совершенствование
организации управления, целенаправленное
воздействие на общественное
мнение через средства массовой коммуникации
и т. п. Другими словами — это создание
социальных технологий.
Организационно-технологическая функция
является как бы продолжение функции социального
проектирования, т.к. без проекта, предполагаемого
социального результата, невозможно создать
и социальную технологию, выработать меры
по ее осуществлению.
С созданием сети социальных служб в народном
хозяйстве эта функция становится все
более и более распространенной.
Социальные технологии базируются на
эмпирическом опыте и теоретических закономерностях.
Управленческая функция
Научные результаты социологии —
— рекомендации;
— предложения;
— методики;
— оценки различных характеристик субъекта,
его практики;
— все это исходный материал для разработки
и принятия управленческих решений.
Следовательно, для того, чтобы принять
грамотное решение но тем или иным социальным
проблемам,
чтобы оно имело под собой научную основу
— необходима социологическая деятельность.
Например: Управленческое решение, связанное
с изменением режима работы в трудовом
коллективе, требует проведения социологического
анализа прямых и косвенных факторов,
которые возникают:
— в сфере трудовой деятельности;
— в сфере быта, досуга и т.п.
Управленческая функция социологии проявляется:
— в социальном планировании;
— при разработке социальных показателей
и нормативов;
Инструментальная функция
Наряду с общими методами социального
познания социология вырабатывает свои
подходы и приемы анализа социальной реальности.
С помощью одних методов познается и отражается
социальное явление в его конкретном состоянии;
с помощью других — разрабатываются пути
его преобразования.
Т.е. это отдельная и самостоятельная функция
социологии направлена на разработку
методов и инструментария по:
— поиску
— регистрации
— обработке
— анализу
— обобщению
первичной социологической информации.
Само социологическое исследование —
это наиболее общий инструмент в социологии,
а оно включает в себя целую серию методов,
разработка, совершенствование которых
продолжается. И эта деятельность по разработке
исследовательского инструментария социального
познания занимает значительное место
в социологии.
II. Структура социологии
Социология представляет собой достаточно
дифференцированную систему знания.
Каждая ее структурная часть обусловлена
потребностями познавательной и продуктивной
деятельности и в свою очередь характеризует
многоаспектное и многоцелевое назначение
социологии как науки.
Структуру социологии можно представить
состоящую из 4-х основных блоков:
I. Теоретико-методологические основы
социологии.
II. Огромное количество социальных теорий
(социология журналистики в т.ч.), т.е. вся
проблематика.
III. Методы социологического исследования,
методы обработки, анализа и обобщения
социологической информации, т.е. эмпирический и
методологический арсенал науки.
IV. Социоинженерная деятельность, социальные
технологии, т.е. знания по организации
и деятельности служб социального
развития, о роли социологии в народном
хозяйстве и управлении.
По I части:
Исследование социального явления предполагает
выявление сущности и природы социального
феномена, его исторической специфики,
сопряженность с экономической и политической
сторонами жизни. Этот этап познания представляет
собой
фундаментальные теоретические основы
изучения любого социального явления.
Не обладая этими фундаментальными теоретическими
знаниями вести изучение
социального явления нельзя.
По II части:
Социология имеет дело с отдельными социальными
явлениями (единственными или массовыми,
приведенными к среднестатистическому
факту). В их изучении выделяются два момента:
1) знание природы конкретного социального
явления (личность, трудовой коллектив,
самовыражение субъекта через какую-либо
деятельность, проявление социальной
позиции субъекта в отношении к чему-либо
или мнению). Оно систематизируется в специальных
социологических теориях, раскрывает
сущность конкретного явления, специфику
выражения в нем социального.
2) знание природы самого состояния социального
явления как момента и предела в его развитии.
По III части:
Специфика познавательной деятельности
— теория и методы социологического исследования,
методы сбора, обработки, анализа первичной
информации о состоянии социального явления—
важная самостоятельная часть социологии.
По IV части:
Теория организации и деятельность служб
социального развития, раскрывающая функции
и роль социолога — самостоятельная специфическая
часть социологии. Это инструмент преобразования
практики, которым владеть руководитель
любого предприятия, работники социологических
служб, властных структур.
III. Метод социологической науки
Гегель говорил: “Вся философия резюмируется
в методе”.
Так и в социологии — специфика объекта
и предмета науки обусловила специфику
ее метода.
Поскольку для познания социального процесса,
явления и т.д. необходимо получение первичной
детальной информации о нем, строгий отбор
ее, анализ, то очевидно, что инструментом
в процессе такого познания является социологическое
исследование.
Социологическое исследование — один
из основных методов в социологии. Он включает
в себя:
1) Теоретическую часть
(— разработка программы исследования,
— обоснование цели и задач,
— определение гипотез и этапов исследования).
2) Инструментальную часть (процедурная
часть)
(— набор инструментов сбора информации
— выбор метода сбора информации
— определение результативной выборки
— возможность обработки информации
— получение характеристик состояния
исследуемой реальности).