Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:28, доклад
В последние годы появляется все больше литературы анализирующей особенности российской культуры, стремление осознать свою особость в эпоху глобализации естественно и конструктивно, сложность в том, что взглянуть на свою культуру со стороны и непредвзято удается крайне редко. Не смотря на эти сложности и риски такое самоосознание необходимо, оно позволяет найти реальные ресурсы и оценить риски, возникающие в складывающемся российском менеджменте.
Сохранение национального
своеобразия российского
Формирующая
среда
Российская
национальная модель
экономического развития
складывалась под влиянием
различных факторов.
1. Природно-географические
особенности. Россия –
Под влиянием природно-географического
фактора сформировались такие стороны
жизни и мировоззрения русского народа,
как коллективизм (освоение природных
ресурсов требовало огромных усилий и
согласованной работы большого количества
людей), уважение к власти (без этого невозможно
сохранение целостности огромной территории
государства), концепция соборности (объединение
разных народов под эгидой России выработало
особую политическую культуру), свободолюбие
и творческое мышление (их развитию способствовала
сама природа – бескрайние просторы, неспешные
реки и необъятные леса).
2. Внешняя опасность.
Россия всегда испытывала
3. Православная
вера. Кодом православной русской
цивилизации была и остается
совесть. Отечественное
Для эффективной трудовой деятельности крайне важен комфорт на рабочем месте: его обустройство, достаточное пространство, нормальная температура, правильное освещение, допустимый уровень шума и т.д.
хозяйствование
также подвергалось
Так, в среде
российских предпринимателей отчетливо
различались две группы: «почтенные»
и «непочтенные». К первой относили
тех, кто вел дело «по чести
и без обмана». Во вторую группу входили
спекулянты-перекупщики, ростовщики, биржевые
игроки, пытавшиеся нажиться путем обмана,
махинаций, недобросовестных поставок
в казну и т.д. Несмотря на умение многих
из них ворочать большими деньгами, «почтенные»
относились к ним с презрением, старались
не допускать в дела российской предпринимательской
элиты, а при случае – «наказывать» экономически.
Опоры
предпринимательства
Компания, придерживающаяся
партнерской корпоративной
Рассмотрим основные ценности, относящиеся к предпринимательской этике.
- Человек. Со времени крещения Руси Личность была провозглашена высшей духовной ценностью. «Не позволяйте сильным погубить человека!» – этот призыв «Русской правды»1 Ярослава Мудрого красной нитью проходит через российские летописи и «поучения» князей. «Люби и уважай человека» – так звучал один из «Семи принципов ведения дел в России», утвержденных российским предпринимательством в 1912 году. В условиях любви и уважения «возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске» – говорилось в документе.
- Труд. Мы все знаем, как долго сохранялось крепостное право, но при этом труд на Руси не считался бессмысленной каторжной работой. Тяжкий подвижнический труд являлся условием выживания людей в суровых условиях и всегда признавался одной из важнейших ценностей, поскольку освящался высокой целью сохранения народа – носителя духовности. Труд как средство спасения души должен быть ориентирован на благо других. Выдающийся экономист петровской эпохи И.Т. Посошков в «Завещании отеческом сыну» утверждал, что труд и добросовестное исполнение своих обязанностей – отличительные качества истинного гражданина.
- Коллективизм. В условиях внешнего давления со стороны Востока и Запада русские могли сохраниться как самобытный народ лишь коллективными усилиями и за счет принесения интересов отдельной личности в жертву интересам общества. В связи с этим на Руси развивалась самобытная модель экономики, в которой приоритет отдавался принципам коллективизма, взаимной ответственности и духовного единства работников.
- Справедливость. Изначально в русской сельской общине справедливость понимали как равенство общинников по отношению к земле и к общему бремени, налагаемому на нее государством или помещиком. Позже под справедливостью понималась правда человеческих отношений, в том числе трудовых. Еще в 1912 году Российским союзом промышленников и предпринимателей честность и правдивость были провозглашены фундаментом предпринимательства, предпосылкой здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. В социально-ориентированной советской экономике идея справедливости (социального равенства) вышла на первый план.
- Товарищество. Глубокие корни имеет
и идея товарищества, также свойственная
советской экономике. Правильно организованные
российские трудовые коллективы (например
артели) отличались теплотой человеческих
взаимоотношений и атмосферой поддержки
и взаимовыручки.
Перечисленные
ценности заложили фундамент российского
хозяйствования и сформировали его
национальную специфику, которая заключается
в духовно-нравственной основе предпринимательства.
Семь принципов ведения дел в России
(приняты российским деловым сообществом в 1912 году)
Уважай власть. Власть – необходимое условие для эффективного ведения дел. Уважай законную власть и ее блюстителей.
Будь честен
и правдив. Честность и правдивость
– фундамент
Уважай право частной собственности. Свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны.
Люби и уважай человека. Подобное отношение со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждая людей проявлять себя во всем блеске.
Будь верен слову – «единожды солгавший, кто тебе поверит?». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.
Живи по средствам. Всегда оценивай свои возможности и выбирай дело по плечу.
Будь целеустремлен.
Предпринимателю ясная цель нужна,
как воздух. Не отвлекайся на что-то
другое и помни: в стремлении достичь
заветной цели нельзя переходить грань
дозволенного.
КОРПОРАТИВНАЯ
КУЛЬТУРА – совокупность основных
убеждений, разделяемых членами
организации и получающих выражение
в заявляемых организацией ценностях.
Задает стратегию, цели компании, определенный
стиль управления, общие рамки поведения
и систему мотивации.
СОВРЕМЕННАЯ (постиндустриальная,
креативная) КОРПОРАЦИЯ – относительно
обособленное социальное сообщество (организация,
компания, предприятие), объединяющее
предпринимателей и наемных работников
общими интересами деятельности и требующее
от всех элементов творчества и самостоятельности
на рабочем месте.
Современный
подход
Рассматривая
традиционные ценности российского
предпринимательства в
– хозяйственная
деятельность в соответствии с российским
законодательством, честные и открытые
отношения;
– определенный
уровень гарантии занятости;
– достойная
оплата труда;
– внимательное
и уважительное отношение к работникам
со стороны руководства, выполнение
данных им обещаний.
Понимание товарищества
как ценности в партнерской культуре
позволяет поддерживать здоровый организационный
климат, способствует созданию позитивных
межличностных отношений и
Еще один элемент
партнерской корпоративной
Главная особенность
партнерской корпоративной