Корпоративная культура в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:28, доклад

Описание

В последние годы появляется все больше литературы анализирующей особенности российской культуры, стремление осознать свою особость в эпоху глобализации естественно и конструктивно, сложность в том, что взглянуть на свою культуру со стороны и непредвзято удается крайне редко. Не смотря на эти сложности и риски такое самоосознание необходимо, оно позволяет найти реальные ресурсы и оценить риски, возникающие в складывающемся российском менеджменте.

Работа состоит из  1 файл

2 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Сохранение национального  своеобразия российского хозяйствования представляется принципиально важным. Обдуманно заимствуя все полезное, что присуще зарубежному опыту, необходимо найти самостоятельный путь развития, сообразный нашей ментальности. Отправным пунктом в этом поиске должно стать обращение к историческим традициям и духовным ценностям. 

Формирующая среда 

Российская  национальная модель экономического развития складывалась под влиянием различных факторов. 

1. Природно-географические  особенности. Россия – огромная  страна с богатыми природными  ресурсами, две трети площади  которой расположены в неблагоприятном  для сельского хозяйства климатическом  поясе. 

Под влиянием природно-географического фактора сформировались такие стороны жизни и мировоззрения русского народа, как коллективизм (освоение природных ресурсов требовало огромных усилий и согласованной работы большого количества людей), уважение к власти (без этого невозможно сохранение целостности огромной территории государства), концепция соборности (объединение разных народов под эгидой России выработало особую политическую культуру), свободолюбие и творческое мышление (их развитию способствовала сама природа – бескрайние просторы, неспешные реки и необъятные леса). 

2. Внешняя опасность.  Россия всегда испытывала давление  враждебных внешних сил, нередко  переходящее в прямую агрессию. Угроза нападения была велика  и постоянна, поэтому общество  вынуждено было концентрировать свои силы для борьбы с ней. Возникла военизированная «домашняя» цивилизация, опиравшаяся главным образом на внутренний рынок и внутренние ресурсы. 

3. Православная  вера. Кодом православной русской  цивилизации была и остается  совесть. Отечественное 

Для эффективной  трудовой деятельности крайне важен  комфорт на рабочем месте: его  обустройство, достаточное пространство, нормальная температура, правильное освещение, допустимый уровень шума и т.д.

 хозяйствование  также подвергалось нравственному  и религиозному осмыслению.  

Так, в среде  российских предпринимателей отчетливо  различались две группы: «почтенные»  и «непочтенные». К первой относили тех, кто вел дело «по чести  и без обмана». Во вторую группу входили  спекулянты-перекупщики, ростовщики, биржевые игроки, пытавшиеся нажиться путем обмана, махинаций, недобросовестных поставок в казну и т.д. Несмотря на умение многих из них ворочать большими деньгами, «почтенные» относились к ним с презрением, старались не допускать в дела российской предпринимательской элиты, а при случае – «наказывать» экономически. 

Опоры предпринимательства 

Компания, придерживающаяся партнерской корпоративной культуры, ориентируется на долгосрочные перспективы, а сотрудники представляют в ней  основную ценность 

Рассмотрим основные ценности, относящиеся к предпринимательской этике.

        - Человек. Со времени крещения Руси Личность была провозглашена высшей духовной ценностью. «Не позволяйте сильным погубить человека!» – этот призыв «Русской правды»1 Ярослава Мудрого красной нитью проходит через российские летописи и «поучения» князей. «Люби и уважай человека» – так звучал один из «Семи принципов ведения дел в России», утвержденных российским предпринимательством в 1912 году. В условиях любви и уважения «возникает гармония интересов, что создает атмосферу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске» – говорилось в документе.

         - Труд. Мы все знаем, как долго сохранялось крепостное право, но при этом труд на Руси не считался бессмысленной каторжной работой. Тяжкий подвижнический труд являлся условием выживания людей в суровых условиях и всегда признавался одной из важнейших ценностей, поскольку освящался высокой целью сохранения народа – носителя духовности. Труд как средство спасения души должен быть ориентирован на благо других. Выдающийся экономист петровской эпохи И.Т. Посошков в «Завещании отеческом сыну» утверждал, что труд и добросовестное исполнение своих обязанностей – отличительные качества истинного гражданина.

           - Коллективизм. В условиях внешнего давления со стороны Востока и Запада русские могли сохраниться как самобытный народ лишь коллективными усилиями и за счет принесения интересов отдельной личности в жертву интересам общества. В связи с этим на Руси развивалась самобытная модель экономики, в которой приоритет отдавался принципам коллективизма, взаимной ответственности и духовного единства работников.

           - Справедливость. Изначально в русской сельской общине справедливость понимали как равенство общинников по отношению к земле и к общему бремени, налагаемому на нее государством или помещиком. Позже под справедливостью понималась правда человеческих отношений, в том числе трудовых. Еще в 1912 году Российским союзом промышленников и предпринимателей честность и правдивость были провозглашены фундаментом предпринимательства, предпосылкой здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. В социально-ориентированной советской экономике идея справедливости (социального равенства) вышла на первый план.

            - Товарищество. Глубокие корни имеет и идея товарищества, также свойственная советской экономике. Правильно организованные российские трудовые коллективы (например артели) отличались теплотой человеческих взаимоотношений и атмосферой поддержки и взаимовыручки. 

Перечисленные ценности заложили фундамент российского  хозяйствования и сформировали его  национальную специфику, которая заключается  в духовно-нравственной основе предпринимательства. 

Семь  принципов ведения  дел в России

(приняты российским  деловым сообществом в 1912 году)

Уважай власть. Власть – необходимое условие  для эффективного ведения дел. Уважай законную власть и ее блюстителей.

Будь честен и правдив. Честность и правдивость  – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и  гармоничных отношений в делах.

Уважай право  частной собственности. Свободное  предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель  обязан в поте лица своего трудиться  на благо своей Отчизны.

Люби и уважай человека. Подобное отношение со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, побуждая людей проявлять себя во всем блеске.

Будь верен  слову – «единожды солгавший, кто тебе поверит?». Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

Живи по средствам. Всегда оценивай свои возможности и  выбирай дело по плечу.

Будь целеустремлен. Предпринимателю ясная цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на что-то другое и помни: в стремлении достичь  заветной цели нельзя переходить грань дозволенного. 

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА – совокупность основных убеждений, разделяемых членами  организации и получающих выражение  в заявляемых организацией ценностях. Задает стратегию, цели компании, определенный стиль управления, общие рамки поведения и систему мотивации. 

СОВРЕМЕННАЯ (постиндустриальная, креативная) КОРПОРАЦИЯ – относительно обособленное социальное сообщество (организация, компания, предприятие), объединяющее предпринимателей и наемных работников общими интересами деятельности и требующее от всех элементов творчества и самостоятельности на рабочем месте. 

Современный подход 

Рассматривая  традиционные ценности российского  предпринимательства в современном  контексте, можно обнаружить их отражение  в партнерской корпоративной культуре, основанной на принципах сотрудничества, справедливости и эффективности. Компания, придерживающаяся партнерской корпоративной культуры, ориентируется на долгосрочные перспективы, а сотрудники представляют в ней основную ценность. Партнерская организация стремится раскрыть творческий потенциал каждого работника и создать все условия для появления трудового подъема. Восприятие справедливости как ценности в такой организации выражается в выполнении следующих базовых условий: 

– хозяйственная  деятельность в соответствии с российским законодательством, честные и открытые отношения; 

– определенный уровень гарантии занятости; 

– достойная  оплата труда; 

– внимательное и уважительное отношение к работникам со стороны руководства, выполнение данных им обещаний. 

Понимание товарищества как ценности в партнерской культуре позволяет поддерживать здоровый организационный  климат, способствует созданию позитивных межличностных отношений и командной  работы как внутри отделов, так и  между подразделениями компании. 

Еще один элемент  партнерской корпоративной культуры – демократический стиль управления (активный стиль лидерства, ориентированный  на достижение заинтересованности работников в успешной деятельности организации). Согласно известной модели определения  влияния национального на корпоративную культуру профессоров Г. Лэйна и Дж. Дистефано, стиль управления и система контроля в организации основываются на представлениях о природе человека в обществе (варианты: человек изначально «плохой», «нейтральный» или «хороший»). Ориентация на «плохое» в природе человека служит основой авторитарного стиля управления и жесткой системы контроля. В национальной культуре России человек признается изначально «хорошим», он – самоценная личность, созданная по образу и подобию Бога. Таким образом, демократический стиль управления, политика сотрудничества и гибкая система контроля гармонично встраиваются в представление о природе человека в русской культуре. 

Главная особенность  партнерской корпоративной культуры состоит в ее назначении (миссии), что также соответствует национальным традициям отечественного хозяйствования. Не хлебом единым живет человек: стяжание богатства ради богатства заводит в тупик и личность, и дело, и национальную экономику. Люди хотят трудиться в компании, которая не только финансово успешна, но и способна создавать для общества определенные блага, приносить пользу. Позитивная бизнес-идея придает «жизни» организации смысл и духовно объединяет, вдохновляет работников.

Информация о работе Корпоративная культура в России