Культура как система ценностей и норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:33, контрольная работа

Описание

Когда мы говорим о культуре, то обращаем внимание прежде всего на многообразие конкретных вариантов культур. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать с другими людьми, строить свои отношения, если бы в мире утвердилась одна культура. Столько разногласий, конфликтов, казалось, нам удалось бы преодолеть, как просто и легко нам было бы общаться, вживаться в новую среду и т.д. Но почему-то не хочется жить в таком скучном, унылом и однообразном мире.

Содержание

1. Многообразие значений культуры (стр. 3-6)
2. Базисные элементы культуры (стр.7-8)
3. Формы и разновидности культуры (стр.9-13)
4. Роль культуры в развитии человека и общества (стр.14-21)
Использованная литература (стр.22)

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

 

 К основным элементам  культуры относят:

  • Знаки и символы, которые представлены главным образом в языке, с их помощью становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык возникает на определенной стадии развития общества. Его основная функция – создание, хранение и передача информации.
  • Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, к чему должен стремиться человек. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей.
  • Правила - регуляторы поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
  • Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
  • Этикет - принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Он характерен для высших слоев общества и относится к области элитарной культуры.
  • Обычаи – это традиционно установившийся порядок поведения, основанный на коллективной привычке. Присущи широким массам людей.
  • Традиции - это привычки и обычаи, переходящие от одного поколения к другому. Традиции – все то, что унаследовано от предшественников. Они относятся к культурному населению, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом. Разновидностью традиции является обряд.
  • Обряд  (ритуал) – это совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности, вызывающие определенные коллективные чувства.

К элементам культуры можно также отнести: образ жизни, привычки, нравы, законы, вкус, моду, увлечения, верования, знания, мифы, кодекс чести.

 

Базисные элементы культуры бывают двух видов:

  • Материальные включают физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами).

Артефакты отличаются тем, что они  созданы человеком, несут в себе определенное символическое значение, выполняют определенные функции и представляют ценность для группы или общества.

  • Нематериальные (духовные) образуют: нормы, правила, образцы, эталоны, модели поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами.

Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они  существуют в нашем сознании и  поддерживаются человеческим общением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы и разновидности культуры


 



 




 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

 

Многообразие культур — объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами.

Удивительное многообразие культур  на Земле объясняется тем, все  люди разные и каждый придерживается какой-то своей точки зрения, каких-то своих принципов, стереотипов. Если бы на Земле была одна культура, то все  бы думали одинаково. Но, разве это возможно? В каждой стране существуют свои отличительные от других порядки, традиции, мировоззрения и т.д., и у каждых "своя культура".

 

Многообразие  культур можно классифицировать по-разному:

1)Национальные

2)Мировая

3)Светская

4)Религиозная

5)Западная

6)Восточная

7)Элитарная

8)Народная

9)Массовая.

 

Элитарная (высокая) культура:

Создается привилегированной  частью общества, либо по ее заказу профессиональными  творцами. Она трудна для понимания  неподготовленного человека, требует  специальных интеллектуальных усилий и исходного культурного багажа для восприятия.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

 

Массовая  культура:

Специфическая разновидность духовной культуры, ориентированной  на среднего потребителя и предполагающая возможность широкого тиражирования  оригинального продукта. Выражает иллюзии, надежды и проблемы эпохи на языке своего времени. Иначе массовую культуру называют поп-культурой или ки(т)чем. Появилась она в середине ХХ века.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной — она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

Серийный характер ее продукции  обладает рядом специфических признаков:

• примитивизацией отношений между  людьми;

• развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;

• натуралистическим смакованием  насилия и секса;

• культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания вещами;

• культом посредственности, условностью примитивной символики.

Представленные специфические  признаки обусловлены тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес — основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит.

 

Субкультура:

Система норм и  ценностей, отличающих группу от большинства  общества. Отличается от господствующей культуры, или же враждебна ей (иначе именуется контр культурой).

Молодежная  субкультура:

Молодежь создает  собственную субкультуру: жаргонный  язык (сленг), моды, музыка, нравственный климат. Ее особенность от прочих объясняется  избытком жизненной энергии, богатством воображения, отсутствием у большинства ее создателей экономической и социальной самостоятельности.

Понятие контр  культура имеет два значения:

1) Совокупность  мировоззренческих установок, поведенческих  нормативов и форм духовно-нравственного  освоения мира. Альтернативна общепринятому официальному мировоззрению.

2) Специфическая  субкультура, порожденная молодежным  бунтом 60-ых – начала 70-ых годов,  основанная на утопическом стремлении  вернуть человека западной цивилизации  к его естественному состоянию. 

Для контр культуры характерно обращение к неортодоксальной духовной традиции и изотерическим практикам (мистицизм, шаманизм, йога и пр.)

 

 

Контркулътура

Часть общей культуры, сис­тема ценностей, присущих определенной группе (половоз­растные: женская, детская, молодежная и др.; профессио­нальные: научное сообщест­во, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитае­мым занятиям в свободное время); религиозные; эт­нические; криминальная)  

Оппозиция и альтернатива по отношению  к гос­подствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.)

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.

 

Составляющие и признаки субкультуры: знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

 

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Массовая культура - надстройка над базовой культурой

Существует точка зрения, что массовая культура - продукт  самой массы. Владельцы средств  массовой информации лишь изучают потребности  масс и дают то, что хотят массы.

Другая точка зрения заключается в том, что массовая культура продукт интеллигенции, нанятой владельцами средств массовой информации. Это средство манипулирования массами, навязывания им своих ценностей и стандартов жизни.

Иногда используется термин «медиумическая культура», она занимает промежуточное положение между элитарной и массовой, являясь элитарной по отношению к массовой и массовой по отношению к элитарной.

Хотя культура всегда национальна  и целостна, в каждом обществе существуют много подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой.

В обществе могут появляться и группы, стремящиеся выработать нормы и ценности, которые противоречат основным аспектам господствующей культуры. Эти нормы и ценности образуют контркультуру, которая может вступить в конфликт с господствующей культурой. 

 

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

 

Основные формы и  типы культуры

 

Культура в целом и любая  конкретная региональная, историческая форма культуры представляет собой сложное явление, которое может быть рассмотрено в двух важнейших аспектах: статическом и динамическом.

Культурная статика предполагает изучение распространения культуры в пространстве, ее структуру, морфологию и типологию. Это синхронный подход к изучению культуры.

В рамках культурной статики культуру необходимо классифицировать на основании  ее структуры: материальная, духовная, художественная и физическая культура.

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

 

 

4. Роль культуры в  развитии человека и общества.

В обыденном сознании «культура» выступает  как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т. д. Наука же использует понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы1. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемую духовную потенцию человека и, во-вторых, осознание и осознанную социальную реализацию свободы. Без первого культура просто не может появиться, но второе достигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когда мы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий акт человека, но творчество как универсальное отношение человека к миру.

Информация о работе Культура как система ценностей и норм