Культура как система ценностей и норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:33, контрольная работа

Описание

Когда мы говорим о культуре, то обращаем внимание прежде всего на многообразие конкретных вариантов культур. Человеку, наверное, проще было бы взаимодействовать с другими людьми, строить свои отношения, если бы в мире утвердилась одна культура. Столько разногласий, конфликтов, казалось, нам удалось бы преодолеть, как просто и легко нам было бы общаться, вживаться в новую среду и т.д. Но почему-то не хочется жить в таком скучном, унылом и однообразном мире.

Содержание

1. Многообразие значений культуры (стр. 3-6)
2. Базисные элементы культуры (стр.7-8)
3. Формы и разновидности культуры (стр.9-13)
4. Роль культуры в развитии человека и общества (стр.14-21)
Использованная литература (стр.22)

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

Эстетическая функция  культуры, прежде всего, проявляется  в искусстве, в художественном творчестве. Как известно, в культуре существует некая сфера "эстетического". Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. Эта сфера тесно связана с эстетическим отношением к действительности, к природе. В.Соловьев подметил, что “красота, разлитая в природе в ее формах и красках, на картине является сосредоточенною, сгущенною, подчеркнутою”, а эстетическая связь искусства и природы "состоит не в повторении, а в продолжение того художественного дела, которое начато природой ".

С эстетической функцией связана гедонистическая функция. Гедонизм в переводе с греческого означает наслаждение. Люди получают удовольствие от прочитанной книги, осмотра архитектурных  ансамблей, музеев, посещения театров, концертных залов и т.п. Удовольствие способствует формированию потребностей и интересов, оказывает влияние на образ жизни людей.

Главной, синтезирующей  функцией культуры, отражающей ее социальный смысл, является гуманистическая функция. Все названные выше функции так или иначе связаны с формированием личности, поведением человека в обществе, с расширением его познавательной деятельности, развитием интеллектуальных, профессиональных и других способностей.

Гуманистическая функция  проявляется в единстве противоположных, но органически взаимосвязанных между собой процессов: социализации и индивидуализации личности. В процессе социализации человек осваивает общественные отношения, духовные ценности, превращая их во внутреннюю сущность своей личности, в свои социальные качества. Но эти отношения, ценности человек осваивает по-своему, неповторимо, в индивидуальной форме.

 

Культура - особый общественный механизм, осуществляющий социализацию и обеспечивающий обретение индивидуальности личности.

В настоящее время существует множество определений понятия культура.

Термин культура (лат.) – обработка, возделывание, улучшение, и применялся к сельскохозяйственной деятельности. Цицерон: Культура ума – это философия. Свободный человек должен совершенствовать свой ум, заниматься своим воспитанием.

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Культура – надстройка над природой.

Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д. Культура при этом выступает в качестве своеобразной «социальной наследственности», значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно  связанной с первой, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и  передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.

Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей.

С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая в первую очередь с помощью языка как главного средства общения людей. Наряду с естественным языком отдельные области культуры — наука, искусство, техника и др. — пользуются своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Существует еще одна важная функция  культуры — ценностная, или аксиологическая. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать добро и зло, хорошее и плохое, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок являются прежде всего нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает  творческая функция культуры, которая  находит свое выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, традиций и обычаев, а  также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже  существующей культуры.

Наконец, важное значение имеет игровая, развлекательная, компенсаторная функция  культуры, которая связана с восстановлением  физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической  разрядкой и т. д. В наше время  эта функция приобретает все большее значение, она нередко осуществляется в ущерб другим.

Все названные и другие функции  культуры могут быть сведены к  двум: накоплению и передаче социального  опыта — во-первых, критически-творческой деятельности — во-вторых. Обе функции  неразрывно связаны друг с другом; накопление включает в себя отбор наиболее ценного и полезного из всего, что имеется, а это предполагает критический подход, творческое отношение; в свою очередь, творческая функция означает прежде всего совершенствование всех элементов и механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления  о том, кого следует считать действительно  культурным, могут быть разными. Древние  римляне называли культурным того, кто умеет выбирать себе достойных попутчиков среди людей, вещей и мыслей — как в прошлом, так и в настоящем. В Средневековье культурным человеком считался тот, кто мог читать Библию. Гегель полагал, что культурный человек в состоянии сделать все то, что делают другие.

Сегодня основные характеристики культурного  человека остаются теми же: знания, объем  и глубина их должны быть значительными, а умения — отмеченны высокой  квалификацией и мастерством. К  этому надо добавить нравственное и  эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. Не меньшее значение имеет также экологическое воспитание, знание иностранных языков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

•    Кравченко А. И. Социология : учеб. для студ. вузов. /А. И. Кравченко. - Москва : Академический проект, Издательская корпорация «Лотос», 1999.

•    Кравченко, А. И. Культурология. Разд. II / А. И. Кравченко. - Москва, 2000.

•    Смелзнер, Н. Социология. Гл. 2 / Н. Смелзнер. - Москва, 1994.

•    Фролов, С. С. Социология. Гл. 3 / С. С. Фролов.- Москва, 1996.

•    Социологический энциклопедический  словарь / Под ред. Г. В. Осипова. - Москва, 1998.

•    Общая социология : учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. - 2-ое изд., стер. - Минск : ТетраСистемс, 2004.

•    Социология. Учеб. пособие / Е. И. Мальченков, УО «ВГТУ». - Витебск, 2004.

•    Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. - Минск, 2003.

•    Социология: экзаменационные  ответы /С. И. Самыгин [и др.]. - Ростов н/Д : Феникс, 2009.                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22.12.2010 г.  _______

1 см.: Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества.— М., 1989; Бердяев Н. А. Смысл истории. — М., 1990; Межуев В. М. Культура как философская проблема // Вопр. философии.— 1982. № 10




Информация о работе Культура как система ценностей и норм