Культура как система ценностей и норм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:10, контрольная работа

Описание

Культура – многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Содержание

1.Многообразие значений культуры……………………………………….4
2.Базисные элементы культуры………………………………………….....6
3.Формы и разновидности культуры……………………………………...11
4.Роль культуры в развитии человека и общества…………………….....13
Заключение………………………………………………………………..…15
Список литературы………………………………………………………….16

Работа состоит из  1 файл

социология ПОЛНАЯ.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

1) смысложизненные ценности – представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;

2) универсальные ценности:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, образование, и др.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и др.);

в) межличностного общения (честность, сострадание и др.);

г) демократические (свобода слова, суверенитет и др.);

3) партикулярные ценности (частные):

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизм (вера в Бога, стремление к абсолютизму и т. д.). В наши дни происходит серьезная ломка, трансформация системы ценностей.

Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т.д. Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться.

Способом закрепления  и сохранения самих культурных ценностей  выступают нормы культуры.

Социальные  нормы- это правила, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.

Так, для рукопожатия  мы протягиваем правую руку; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим, мужчины дарят цветы женщинам в день 8 марта; в дни государственных праздников вывешиваем (поднимаем) флаги; отмечаем дни рождения; моем руки перед едой и т.д. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Наша культура определяет такое поведение как правильное, т.е. соответствующее социальным нормам.

 Норма служит главным образом для регуляции поведения людей. В нормах содержится требование поступать определённым образом, их исполнение и предписание обеспечиваются разными формами принуждения, начиная с общественного и кончая государственными. Общество не остается неизменным, поэтому часть норм могут постоянно утрачивать свое значение для жизнедеятельности людей. Они либо перестают действовать, либо изменяются. Другие нормы остаются общественно значимыми, стабильными в течение десятилетий и даже больших периодов времени. Могут появляться и совершенно новые нормы.

Существующие в обществе нормы можно классифицировать по разным критериям (основаниям), в частности:

- по сфере их действия (политические, экономические и т.п.) и, что особенно важно,

- по содержанию (обычаи, нравы, правовые нормы).

Соблюдению норм способствуют социальные наказания или поощрения  (санкции). Наказания,  сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями (штраф, тюремное заключение, выговор и др.). Поощрения за соблюдение норм (денежное вознаграждение,  наделение властью,  высокий престиж)      называют позитивными санкциями. Санкции обретают законность на основе норм, которые опираются на традиции и обычаи.

Обычаи - это унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определенных общностях или социальных группах и являются привычкой для их членов. В любом обществе насчитываются сотни и тысячи общепринятых образцов поведения. Путем проб и ошибок социальная общность выбирает один или несколько вариантов возможного поведения (например, есть можно сидя или стоя, ложкой и вилкой). Но она же может повторять, запрещать, осуществлять их в повседневной практике. Такие варианты поведения становятся обычаями.  

Новые поколения людей воспринимают общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. Уже ребенок окружен множеством элементов обыденной культуры. Поскольку он постоянно видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно правильными и приемлемыми. Ребенок усваивает эти правила и, становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющемуся явлению, не задумываясь о их происхождении. Например, для приветствия он автоматически протягивает правую руку, хотя когда-то этот жест означал нечто большее, чем просто приветствие, а именно отсутствие в руке оружия. Человек, приняв и усвоив обычаи определенного общества или группы людей, при столкновении с обычаями и традициями других групп считает их причудливыми, непрактичными, нереальными способами совершения действий. Так, мы, например, не понимаем сдержанности в средствах при приеме гостей в семьях Германии; их же поражает расточительное гостеприимство русских или жителей Средней Азии.

 Если обычаи переходят  от одного поколения к другому,  они превращаются в традицию.

Традиция (от лат. traditio - передача) - механизм воспроизводства и передачи другим поколениям определенных культурных норм, ценностей, способов поведения, которые люди принимают в силу их прошлой полезности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни.

Обряд –    это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и ценности  (крещение,  помолвка,   свадьба и т.д.). Сила обряда  –    в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит

не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия.  С обрядами тесно

связаны церемонии и ритуалы.

Ритуал (от лат. ntualis - обрядовый) - это совокупность установленных обычаем действий, включая речевое поведение, которые в символической, упорядоченной форме воспроизводят связь индивидов, социальных групп, общества в целом с наиболее значимыми для них социальными явлениями ценностями, институтами, историческими событиями, людьми природными объектами и т д. (например, погребальный ритуал или ритуал подъема флага на корабле).

Нравственные  нормы. Некоторые обычаи, принятые в результате социальной практики в определенной группе или в обществе в целом, оказываются наиболее важными, затрагивающими жизненные интересы во взаимодействиях членов группы, способствующими их безопасности и социальному порядку. Если мы неправильно используем вилку и нож для еды - это небольшая оплошность, несущественная деталь которая вызывает лишь кратковременное замешательство. Но если в условиях нашего общества женщина уходит из семьи, от мужа и ребенка, то это означает нарушение благополучия и семейных взаимосвязей. Такой поступок отражается на воспитании ребенка, на его здоровье и психологическом состоянии. Вполне понятно, что общество стремится избегать подобных нарушений. Под нравственными нормами, следовательно, мы понимаем идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. При этом члены той социальной общности, где действуют подобные нравственные нормы, разделяют веру в то, что их нарушение несет бедствие всему обществу. Члены другой социальной общности могут, конечно, считать, что, по крайней мере, некоторые из нравственных норм данной группы неразумны. Если общество или группа верит, что какое-то действие наносит вред, это немедленно находит отражение в появлении соответствующих нравственных норм.

Наряду с основными элементами культуры существуют и другие элементы (привычки, манеры, этикет, мода и др.), выполняющие определенные функции в обществе.

     Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате

многократного повторения (стереотип поведения в определенных ситуациях).

     Манеры  –    внешние формы поведения человека, получающие

Положительную или отрицательную оценку окружающих, которые основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. По отдельности манеры составляют элементы,  или черты,  культуры,  а особый культурный комплекс называется этикетом.

     Этикет – принятая в обществе система правил поведения,         которая включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы и  разновидности культуры.

 

Формы культуры классифицируют в зависимости от того, кто создает  культуру и каков ее уровень, то есть на кого она ориентирована. Исходя из этого, выделяют три формы — элитарную, народную и массовую, и две разновидности: субкультуру и контркультуру.

  • элитарная, или высокая культура представляет собой совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятых для неподготовленного человека. Такие произведения рассчитаны на узкий круг людей, тонко разбирающихся в искусстве: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты.Элитарная культура не ставит перед собой цель получения коммерческой выгоды. В ней создатели стремятся к самовыражению и художественному воплощению своих идей. С ростом уровня образования круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры "искусство для искусства".
  • народная культура - это совокупность произведений народного творчества (фольклор), которые созданы анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки. Круг ее потребителей - малоимущие люди. Процесс создания народных творений отличается демократизмом, поскольку предоставляет возможность участия в нем всем желающим. Народная культура тесно связана с традициями этноса, региона; Ее называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).
  • массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемых средствами массовой информации. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям общества независимо от уровня образования. Массовая культура не обладает высокой художественной ценностью; вырабатывает стереотипы, которые формируют сознание, определяют поведение людей, их образ жизни. Продукция массовой культуры носит коммерческий, а не культурный характер. Это кино, печать, поп-музыка, мода.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается  на множество групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных, — постепенно у каждой из них  формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

  • субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура формируется у каждой группы общества и отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Юношество имеет свой специфический стиль поведения, выражающийся в одежде, определенном языке общения, который взрослые не всегда могут понять, - таким образом создается молодежная культура. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существовании таких систем комплексов, как "культура предприятия", "культура школы", "культура управления". Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как "армейская жизнь", "богема", "жизнь в коммуналке", отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий. Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами.
  • контркультура - это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Социологи полагают, что термин "контркультура" приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов. Шайка бандитов, например, не лишена стандартов поведения и нравственных норм; напротив, она имеет ярко выраженные стандарты и нормы, но совершенно противоположные всеобщим, общепринятым нормам данного общества. Субкультура бандитской шайки вступает в конфликт с культурой общества. Группа бандитов обучает молодежь такой культуре, которая находится в оппозиции к доминирующей; отсюда возникает возможность дальнейшего распространения контркультуры. Следовательно, если с помощью субкультур индивид может разными путями воспринять и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает индивидуальный отказ от основных образцов культуры общества. Чаще всего контркультура возникает в результате неудачного следования доминирующим культурным образцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.  Роль культуры в развитии человека и общества.

 

Одним из важнейших  факторов развития человека и общества является культура.

Информация о работе Культура как система ценностей и норм