Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:10, контрольная работа
Культура – многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. При частом употреблении это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.
1.Многообразие значений культуры……………………………………….4
2.Базисные элементы культуры………………………………………….....6
3.Формы и разновидности культуры……………………………………...11
4.Роль культуры в развитии человека и общества…………………….....13
Заключение………………………………………………………………..…15
Список литературы………………………………………………………….16
Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества. Человек как существо разумное создал совершенно уникальное жизненное пространство - культуру. И это пространство (или реальность, открытая только человеку) стало жизненной средой человека. Именно культура является тем ключевым компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество. Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени - сотни, а иногда даже тысячи лет.
В этом смысле культура может пониматься как устойчивый, действующий дольше жизни одного поколения механизм адаптации общества к внешним условиям среды и изменениям своей собственной внутренней структуры. При этом свойственная культуре статичность не исключает полностью изменений. В рамках целого общества культурные изменения, безусловно, имеют место, но их протекание чаще всего растянуто во времени, менее динамично, чем жизнь отдельных членов общества. Таким образом, культура выполняет весьма значимую роль стабилизатора общественной жизни.
Устойчивость культуры к резким и глобальным изменениям можно объяснить тем, что культура как социальный феномен одновременно и постоянно воссоздается (принимается и используется) большим числом носителей данной культуры (людьми, которые считают эту культуру родной). Следовательно, чтобы в культуре закрепилось, а не просуществовало некоторое время среди ограниченного круга индивидов, некое новшество, необходимо, чтобы новшество это было воспринято подавляющим числом носителей культуры. Только в этом случае новшество становится неотъемлемой частью культуры, закрепляется как норма, передается в качестве таковой следующему поколению.
Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества.
Защитная функция. Первой универсальной функцией надо считать защитную. Она состоит в том, что при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы.
Креативная функция. функция культуры — преобразование и освоение мира.
Коммуникативная функция и культура общения. Она включает передачу информации в любом виде: устное и письменное сообщение, общение людей, групп, народов, использование технических средств связи и т. п.
Сигнификативная функция, буквально — функция приписывания значений и ценностей.
Не менее важной является нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется, прежде всего, через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей.
Противоположным состоянием общества является аномия — отсутствие каких-либо норм и законов (от лат. anomia — отсутствие норм).
Регламентация поведения — и мягкая, и жесткая, — которая вытекает из нормативной функции, неизбежно накладывает ограничения на свободу действий человека.
Релаксационная функция. Релаксация (от лат. relaxatio — ослабление) — искусство физического и психического расслабления, разрядки.
Познавательная и информативная функции. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.
Неравномерность развития культуры определяется неравномерностью развития общества, развивающегося в различных условиях.
Культура составляет
неотъемлемое свойство человека. Однако
представления о том, кого следует
считать действительно
Заключение
Культура является одним из самых непостижимых, загадочных и безумно интересных социологических феноменов. За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.
Она является показателем материальной и духовной зрелости общества. В ней воплощены способности общества в каждый конкретный исторический период обеспечивать функционирование общественной жизни. Эти способности характеризуются уровнем достигнутых знаний, качеством и разнообразием созданных орудий труда и средств жизни, умением практически их применять и использовать в созидательных целях, степенью овладения стихийными силами природы, совершенствования социальной жизни в интересах общества.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что социология культуры изучает все виды преобразовательной деятельности человека, социальных общностей и общества в целом, а также результаты этой деятельности. Сама целенаправленная созидательная деятельность формирует человека как субъекта исторического творчества. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к созданным в обществе ценностям, накопленным традициям, овладения опытом, навыками и приемами деятельности, присущими данной культуре.
Не будет преувеличением определить культуру как меру человеческого в человеке. Культура дает человеку чувство принадлежности к сообществу, воспитывает контроль за своим поведением, определяет стиль практической жизни. Вместе с тем, культура есть решающий способ социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество.
Социология культуры
как отрасль социологического знания
изучает указанные сложные
Список литературы:
1. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов вузов./
Е. М. Бабосов. - 2-е изд., стер. - Минск.: «ТетраСистемс», 2004. -640 с.
2. Волков Ю.Г. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд.
2- е, испр. и доп.– Москва.: Гардарики, 2003.– 512 с.
3. Горбунова М.Ю. Общая социология. Конспект лекций. / М.Ю. Горбунова.
-: Эксмо, 2006. - 160 с.
4. Ионин, Л.Г. Социология культуры : путь в новое тысячелетие : учебное
пособие для вузов / Л.Г. Ионин. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва.:
Логос, 2000. - 432 с.
5. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. –
Москва.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с
6. Общая социология : учеб. пособие для вузов / под общ. ред. А.Г.
Эфендиева. – Москва.: ИНФРА-М, 2000. – 654 с.
7. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений.
Москва.: Наука, 1994 - 256 с.