Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:10, реферат
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получила обобщенное значение и им стали называть всё созданное человеком. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства это общефилософский подход к культуре.
КУЛЬТУРА
1. Понятие культуры
Большую роль в формировании целостности общества, его качественной определённости играет культура.
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получила обобщенное значение и им стали называть всё созданное человеком. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства это общефилософский подход к культуре.
Понятие культуры даёт качественную характеристику общества, выражает меру его прогресса, уровень и меру достигнутого в плане господства над силами природы и своими собственными социальными связями и отношениями.
Культура понятие сложное и многогранное. Её можно рассматривать в разных планах. Отсюда многообразие социологических определений культуры.
В широком смысле слова культура – это социальный механизм взаимодействия личности, общности со средой обитания, который обеспечивает передачу опыта и развития преобразовательной деятельности.
В узком смысле слова культура – это ценности, убеждения, образцы, нормы поведения, присущие определённой социальной группе, определенному обществу.
Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность в сообществе при взаимодействие с другими сообществами.
Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создаёт на протяжении многих веков свою собственную гигантскую супер культуру. Она сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передаётся из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур.
Социологи попытались определить существует ли что-то общее в человеческой культуре, так называемые культурные универсалии. Американский социолог Джордж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственным всем обществам: язык, религию, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и сексуальные потребности.
Культура – чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры.
Предметы, окружающие человека, не остаются безымянными. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимости от того, в каких целях эти предметы использует. Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить:
средством утоления жажды;
способом получения электроэнергии;
средством транспортировки грузов;
религиозным символом;
санитарно-гигиеническим средством;
местом развлечения, игры, отдыха;
границей, отделяющую одну территорию от другой и т.д.
Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры.
Со временем все, до чего добрался человек, даже отдаленные звезды или редкие виды бабочек, включаются в культурный континент.
В этом смысле животные существуют в необозначенном не названном мире. В их измерении нет символов, смыслов, значений, названий, имен. Поэтому у них нет культуры и нет средства, с помощью которого они могли бы выразить все это – языка. Более того у животных нет инструмента, с помощью которого создается язык, а именно мышления.
Итак, культура – это то, что выделяет человеческое общесвто из животного мира. Она – среда, искусственно созданная при помощи языка, мышления и символических значений.
2. Основные элементы культуры
Человеческая культура, создавалась тысячами поколений людей и в ней можно обнаружить исходные клеточки или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называются элементами. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные.
Совокупность материальных элементов создает особую форму культуры – материальную. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками: книга, паровая машина, орудия труда, галстук, украшения, жилой дом и мн. др.
Совокупность нематериальных элементов образует духовную культуру: правила, образцы, нормы поведения, законы, ценности, ритуалы, символы, значения, обычаи, идеи, традиции, язык и т.п.
Они – тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя потрогать, увидеть, они существуют в нашем сознании, и поддерживаются человеческим общением.
Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, знания выражаются через книги, обычай приветствия – через рукопожатие или произнесение слов приветствия.
Традиция, например венчание молодых, как и любой нематериальный объект нуждается в материальном посреднике. С другой стороны, любой материальный объект будь-то украшение или жилой дом, сначала существовал в виде идеи и знаний о том, как ее материализовать.
Таким образом, элементом культуры может быть плуг, стол, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.д.
Культурный комплекс – совокупность культурных элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Например, спортивная игра, в частности футбол. С ним связаны: мяч, спортивная одежда и обувь, стадион, болельщики, судьи и мн. др. Появление ЭВМ произвело подлинную революцию в области информационных технологий.
К базисным элементам духовной культуры относят: обычаи, нравы, законы, традиции, ценности.
Обычаи, нравы, законы, являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, каким образом в каких ситуациях следует так поступать.
Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систему культуры, но в качестве не основных, а дополнительных. В любом обществе, от самого примитивного до суперсовременного, есть обычаи, нравы и законы, но не в любом обществе существуют манеры, этикет и кодекс.
Обычай – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Например: обычай праздновать Новый Год и Пасху, уважать старших, не спрашивать женщину о ее возрасте, уступать ей место и подавать руку. Некоторые обычаи стоят близко к этикету.
Нравы – обычаи, приобретающие моральное значение. Например: безнравственно оскорблять старших, бить женщину, издеваться над инвалидами. Но, что именно считать нравственным зависит от культуры данного общества. Например: в Спарте вполне нравственным было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка.
Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти, в установленном конституцией порядке.
Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требует безусловного подчинения. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства. Нарушение закона влечет уголовные наказания, самым сильным из них является смертная казнь.
Человеческая культура неотделима от традиций.
Под традицией (от лат. traditio – передача, предание) понимается механизм воспроизводства, процесс передачи из поколения в поколение культурных норм и черт: символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов.
Традиция показывает вертикальную ось времени-то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и, вероятнее всего, сохраниться в будущем. Все ценное в культуре переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным.
Традиция уподобляется лифту, следующему из прошлого в настоящее. А что находится в лифте? Прежде всего обычаи, нормы, ценности.
Традиции буквально пронизывают всю жизнедеятельность общества. Они встречаются чуть ли не на каждом шагу, но о большинстве из них мы просто не задумываемся. Традиции существуют подолгу, может быть сотни и тысячи лет и передаются из поколения в поколение.
Ценности, как базовый элемент духовной культуры – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п.
Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Так, если чистота является ценностью, то неряшливость и грязь осуждаются как неприличное поведение.
Каждый индивид в своем поведении ориентируется на какие-то ценности. Это могут быть: моральная безупречность, политическая карьера, роскошная жизнь и т.д.
Индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения социологи называют ценностными ориентациями.
3 Формы и разновидности культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три формы – элитарную, народную и массовую.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по его заказу профессиональными творцами.
Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.
Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народная культура включает фольклор, песни, танцы, сказки, мифы, легенды, которые создавались людьми в процессе повседневной жизни. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (исполнение или изложение легенды), групповыми (исполнения танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).
Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Время ее появления – середина ХХ в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примеры массовой культуры – популярная эстрадная музыка, цирк. Они понятны и доступны всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной или народной культуры подобного не происходит.
Поп-культура – сленговое название массовой культуры.
Можно выделить следующие разновидности культуры:
доминирующая культура;
субкультура;
контркультура.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.
Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных – постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называются субкультурами.
Субультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.
Говорят о:
молодежной субкультуре;
субкультуре пожилых людей;
субкультуре национальных меньшинств;
профессиональной культуре;
криминальной культуре.
Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.
Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир.
Информация о работе Культура, разновидности и формы культурных изменений