Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:10, реферат
Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получила обобщенное значение и им стали называть всё созданное человеком. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства это общефилософский подход к культуре.
Контркультра обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Примеры контркультуры – это субкультура террористов, молодежное движение хиппи в 60-е годы ХХ в. в Америке, которое отрицало господствующие американские ценности, усердный труд, материальный успех, сексуальную сдержанность, политическую лояльность.
4. Культура и язык
Представить себе жизнь людей в обществе без языка практически невозможно. Мы прибегаем к языку, когда думаем, разговариваем с другим человеком, сочиняем письмо или мемуары.
Язык – это совокупность слов, организованных по определенным правилам, составляющим его грамматику.
Язык возник на заре человеческой истории одновременно с орудиями труда, т.о. язык – предпосылка культуры, а не ее результат.
Разумеется, культура состоит не только из слов, она включает традиции, нормы, обычаи, символы. Но язык стоит особняком.
При помощи языка мы фиксируем символы, нормы, обычаи. На языке мы передаем информацию и научные знания, а что еще важнее модели поведения от ровесника к ровеснику, от старшего к младшему, от родителей к детям. Так происходит социализация, которая включает усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, т.е. как раз моделей поведения.
Статические данные указывают на то, что из 1500 языков 22 принадлежат 75% человечества, а 7 языков – 50% человечества. Множественность языков обратно пропорциональна количеству людей, которые на них говорят. Также дело обстоит и с культурой. Т.о. язык интересует социологию, как совокупность моделей поведения и символов. Это социальный конструкт, появившийся на заре человеческой истории.
Социолингвистика утверждает, что у каждой социальной группы свой язык. А у каждого человека есть не только социальный, но и культурно-речевой статус.
Культурно-речевой статус обозначает принадлежность к конкретному типу языковой культуры – высокому литературному языку, просторечию, диалекту.
Две-три фразы, содержащие элементы просторечия, воровского жаргона или высокого литературного стиля, безошибочно свидетельствуют не только о культурно-речевом статусе говорящего, но и о его образе жизни, условиях воспитания, социальном происхождении.
По употребляемым словам и выражениям можно судить о следующих факторах:
из какого социального слоя происходит говорящий;
где именно он жил (город, село, область);
в каких условиях происходила социализация, т.е. кто на него влиял;
какие книги он читал;
с кем дружил и т.п.
Когда мы слышим «покалякать», «хапнуть», «сапогов» и т.п., то по форме речи – это выражения, по культурному статусу – это выражения, характеризующие невысокий уровень образованности, по социальному положению – говорящий относится к низшему классу. Неграмотный человек не замечает своей неграмотности. Он пользуется доступными ему средствами, подбирает слова стихийно. Напротив, культурный человек сознательно решает, как ему лучше выражаться.
Чем старше человек, чем шире его жизненный опыт, тем с большим числом языковых систем ему доводилось сталкиваться. В одном социокультурном пространстве, на территории одной страны существует множество языковых систем. Один человек может быть участником нескольких языковых систем и входит в разные речевые общности.
Речевая общность – это большая социальная группа людей, носителей и трансляторов определенной формы языка.
Например, речевой общностью воровского жаргона выступают не только воры, но и все те, кто пользуется, понимает, употребляет его.
Под культурно-речевой средой понимается общность людей, говорящих на определенном языке, и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм).
Разновидности культурно-речевой среды:
семья;
трудовой коллектив;
половозрастная группа;
социальный слой или класс.
Важнейшими функциями культурно-речевой среды, является социализация и консолидация людей.
В семье или на работе среда общения определяет тематику разговора, стиль и содержание речи, ее ритмику, частоту, последовательность. Речевое общение регулируется нормами и правилами, принятыми в данной среде. Например, дети не должны вмешиваться в разговор взрослых, начальник имеет право разговаривать с подчиненными в повелительном тоне.
Содержание и организацию культурно-речевого поведения людей регулируют привычки, манеры, этикет и кодекс.
Привычки – твердо усвоенные образцы поведения, возникающие в результате долгого повторения и выполняющиеся автоматически, бессознательно.
Привычка спать лежа, есть сидя, осторожно ставить бьющиеся предметы, закрывать за собой дверь – все это усвоено нами через социализацию. Привычка – это стереотип поведения в определенных ситуациях.
Манеры – это стилизованные схемы привычного поведения.
Закрывать за собой дверь – привычка, но сделать это можно по разному: придерживая рукой, хлопнув со всей силы. Окликать по имени – речевая привычка. Но то, как это делается (грубо или вежливо, по фамилии или по имени отчеству и т.д.) относится уже к манерам.
Манеры могут быть:
грубыми и воспитанными;
светскими и повседневными.
Они базируются на привычках, но выражают внешнюю форму поведения. Манеры делают поведение выразительным или выражающим какой-либо смысл, символизирующим его.
Этикет – это принятая в особых социальных и культурных кругах система правил стилизованного поведения, иначе говоря – комплекс манер.
Особый этикет, в том числе речевой, существовал при королевских дворах, светских салонах. В настоящее время особый этикет существует в дипломатических кругах. Этикет содержит особые манеры, нормы, церемонии, ритуалы.
В прошлом этикет характеризовал высшие слои общества и относился к элитарной культуре. Целовать руку даме, непременно говорить ей изысканные комплименты, здороваться, приподнимая шляпу – обязательные манеры светского этикета.
Этикет предписывал правила должного поведения для высших кругов общества. Сегодня этикет трактуется шире и характеризует поведение представителя любого слоя общества. Изменилась его функция: он отличает воспитанного человека от невоспитанного.
Кодекс – свод законов, т.е. систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений (гражданский, уголовный, семейный).
В древнем Риме «кодекс» обозначал ствол дерева, а в переносном смысле – книгу (вначале только из дощечек, натертых воском). В переносном смысле кодекс означает совокупность правил, убеждений, регулирующих поведение и речевой стиль индивида.
Среди правил, регулирующих поведение людей, есть особые, которые основаны на понятии чести. Они обладают этическим содержанием и означают то, как человек должен вести себя, чтобы не запятнать свою репутацию, достоинство или доброе имя.
Честь может быть родовой, семейной, сословной и индивидуальной.
В европейской аристократической культуре понятие чести оказалось центральным элементом. Кодекс чести предписывал вызвать на дуэль обидчика и в равном поединке отомстить ему. Высшей ценой – собственной жизнью – платили за честь. У некоторых современных народов сохранился пережиток родового общества – кровная месть, также связанная с защитой чести.
Культурно-речевая стратификация.
Речевая культура, стиль и богатство языка различны у разных социальных групп. У дипломатов, сельских труженников, водителей или актеров, различается культурно-речевая среда, ибо различается их уровень образования, сфера общения, доступ к культурным ценностям (книгам, музыке, театру и т.д.).
Язык не только дифференцирован, но и стратифицирован по уровням на высшие и низшие формы.
Выделяют следующие основные формы языка:
литературный язык;
народно-разговорный;
просторечие;
территориальные диалекты;
социальные диалекты.
Формы языка иерархически связаны между собой как более совершенные и менее совершенные.
Литературный язык – главная форма существования национального языка. Она воплощает в себя все духовные достижения народа. Им владеет высокообразованная часть общества.
Народно-разговорный язык – стилистически более сниженная, менее нормированная форма языка. У нее самый широкий языковой коллектив, она доступна индивидам с любым уровнем образования.
Просторечие – нелитературный стиль обиходной и разговорной речи. По составу носителей это язык не- или малообразованных слоев города. Просторечие – совокупность особенностей речи лиц, вполне владеющих нормами литературного языка.
Территориальные диалекты – бесписьменная форма языка, ограниченная бытовой средой общения, одним географическим районом. Диалекты – исторически самая ранняя форма языка, сложившаяся еще при родоплеменном строе и сохранившаяся ныне в основном в сельской местности.
На земле около 3000 языков, из них лишь 300 имеют письменность, следовательно, 2700 языков существуют в виде диалектов.
Социальные диалекты или социолекты – условные языки и жаргоны. Их носители городские социальные группы. Ученые различают профессиональные, корпоративные, условные социолекты.
Профессиональные «языки» – набор разрозненных слов и сочетаний, вклинивающихся в обиходный язык. Практически у каждой профессии – рыболова, сапожника, повара, продавца – свой «язык».
Корпоративные жаргоны – параллельный ряд слов и выражений, синонимичных основному языку. Жаргон – лингвистическое проявление субкультуры (подростковой, студенческой, армейской, спортивной). Он родился из стремления дать обычным словам необычные синонимы.
Так, основное слово «голова» приобретает дубликаты: котелок, черепок, кочан и т.д. Жаргонизмы охватывают широкий спектр явлений: одежду, поведение, учебу, быт, отдых. Сюда же относится молодежный сленг. Условные знаки (арго) – лексические системы, выполняющие конспиративные функции тайного языка, непонятного для непосвященных. Его вырабатывают группы, сознательно стремящиеся изолировать от окружающих.
Цели засекречивания – сохранение «тайн» ремесла, защита в условиях бродячей жизни, желание показать языковое превосходство.
Жаргон деклассированных – эмоциональная лексика, стилистически сниженная, грубая, вульгарная речь, изобилующая словами с резко отрицательным содержанием.
Воровской жаргон – яркий образец жаргона деклассированных элементов общества. Он выражает специфическую модель, противостоящую общечеловеческой морали. Слова-жаргонизмы: хруст (рубль), башки (деньги), клифт (пиджак), кореш (друг), лабух (музыкант).
Такова в основных чертах социальная стратификация языка – разновидность социальной стратификации. Она раскрывает иерархическую структуру общества и его культуры.
Информация о работе Культура, разновидности и формы культурных изменений