Культура в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:07, реферат

Описание

Цель работы - рассмотреть взаимодействие культуры и общества.
Задачи работы - рассмотреть понятие культуры в социологии.

Работа состоит из  1 файл

referat_po_sotsiologii.docx

— 34.95 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

 

Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и  права, религии, в художественной сфере  и науке. Вместе с тем о культуре общества, ее характеристиках, принципах  и динамике с социологической  точки зрения следует судить отнюдь не только по собственно культурным проявлениям: художественная продукция, религия, право, наука и т.д.

Культура существует и  в практически действенной форме, в форме событий и процессов, в которых проявились установки  и ориентации участников, т. е. различных  слоев, групп и индивидов. Эти  процессы и события, входящие в общую  историю или связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и  культурную подоплеку, оказываются  фактами и факторами культурной истории и культурного достояния  данного общества.

Зарождение или принятие религии, формирование государства, социальные смуты, нашествия и войны, политические реформы, освободительные течения, технологические перевороты и научные  открытия - во всем этом проявляются  и культурные закономерности, формирующие  данное общество и международные  отношения.

Цель работы - рассмотреть  взаимодействие культуры и общества.

Задачи работы - рассмотреть  понятие культуры в социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

 

      Культура  представляет собой необходимое  условие существования человеческого  общества. Понятие культуры имеет  достаточно длинную историю, в  ходе которой оно претерпело  значительные изменения. В ходе  таких изменений понятие культуры  приобрело исключительную универсальность  и многозначность. Первоначальный  его смысл происходит от латинского  слова  cultura, что означает возделывание, воспитание, образование, почитание (в Древнем Риме изначально культурой именовали возделывание почвы и ее обработку). В ходе исторического развития это понятие постоянно изменялось, охватывая все новые области человеческой деятельности. В настоящее время культура включает в себя все, что отличает общество от природы, биологических форм жизни. В самом общем виде мы можем сказать, что культура — это все, что создается людьми, социально усваивается и разделяется членами общества.

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. В этом понятии фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох.

Культура общества тесно  связана с понятием цивилизации. Очевидно, что цивилизация представляет собой не только достаточно развитое и устойчивое общество с наличием городов, инфраструктуры и разделением труда. Другое понимание этого термина связано с тем, что цивилизация — это определенный (и довольно высокий) уровень политических, экономических и социальных стандартов поведения членов общества. Такими были, например, античная цивилизация, восточная цивилизация, цивилизация индейцев майя.

Культура любого общества должна обладать границами, в рамках которых определенные культурные образцы  обладают значимостью и важностью  для членов данного общества. В  этих границах люди осознают культуру как свою, стараясь придерживаться собственных стандартов культурного  поведения. Таким образом, границы  культуры выполняют важную функцию  сохранения самобытности данной культуры. При этом возможны переходы отдельных  культурных образцов через эти границы  в том случае, если такие переходы люди сочтут полезными в данной культуре. Для органичного перехода образца  в другую культуру необходима адаптация  этого образца к условиям новой  культуры.

Всю культуру общества можно  разделить на материальную культуру и нематериальную культуру (духовную).

К нематериальной культуре относят те слова, идеи, привычки, обычаи, нравы и другие явления, которые зарождаются в головах людей, регулируют жизнедеятельность индивидов в рамках данного общества и являются, прежде всего, продуктом сознания, мышления отдельных индивидов и групп. Сама по себе духовная культура не материализуется и распространяется от одних индивидов или групп к другим в ходе процессов передачи информации.

 

Нематериальная (духовная) культура включает в себя знания, верования, убеждения, ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, достигаемые и усваиваемые людьми. Духовная культура характеризует внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека.

Совокупность духовной и  материальной культуры обычно связывают  с определенным обществом, нацией или  социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом случае имеется особая, отличная от других система норм, обычаев, верований, духовных и материальных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ  В СОЦИОЛОГИИ

 

В социологии культура рассматривается  в ее социальном аспекте, т.е. с точки  зрения процессов и результатов  социальных взаимодействий. Под культурой в социологии понимается совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. Поэтому при социологическом анализе культура рассматривается в том ее аспекте, который связан с регулированием отношений между людьми, как система идеалов, ценностей, норм и образцов поведения. Любой предмет, действие или явление (будь то гаечный ключ или картина художника, корабль или рукопожатие, храм или лозунг и т.п.) обретают социокультурный смысл только тогда, когда они значат нечто для людей, т.е. направляют их действия, поведение, восприятие в определенное русло.

Социологи рассматривают  культуру как систему духовных кодов, некую информационную программу, которая  заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступать  так, а не иначе, оценивать события  и действия предвзято. Ценности, символы, слова, значения, оценки и социальное поведение в рамках одной культуры тесно связаны друг с другом.

То, что в одной культуре считается нанесением бесчестья  и требует сатисфакции, в другой может оказаться признаком благорасположения, и то, что сложилось как традиционная социальная норма, иностранцем может  быть воспринято как чистейший нонсенс («несуразица»). Но «изнутри» все  это кажется мудрым, существующим от века, рациональным, обоснованным, правильным и логичным. Все смыслы связаны  между собой, подкрепляют и подтверждают друг друга, а на вопросы «почему?» (нечто делается именно так), звучащие со стороны, часто можно услышать искренний контрвопрос: «А как же иначе?!»

Однако мы живем в России, где как раз по ходу нашей жизни  очень многое становится «иначе», меняются социальные институты и культурные стандарты, разрушаются массовые стереотипы и формируются новые, происходит крушение и рождение идеологий, поэтому  нам легче осознать, как хрупка и как сильна по своему воздействию  эта эфемерная ткань общества – культура.

Несмотря на то, что социологи  не занимаются специальным рассмотрением  таких проблем, как «материальная  культура» и «духовная культура», функционалисты в своих исследованиях  выявили, что между ними существует определенный культурный лаг, и их положение  может с течением времени существенно  меняться.

Так, информационный век  уже наступил, но люди продолжают пользоваться представлениями индустриального  общества: оценивают новые услуги мерками массового товарного  производства, закрепляют границы информационного  обмена, отстаивают прежние социальные стандарты. Технология как бы отрывается от сложившейся культуры отношений.

В то же время можно отметить и прямо противоположный процесс. К примеру, христианские заповеди были сформулированы как новый духовный принцип общежития почти 2000 лет  назад, но до сих пор не возникало  общество, построенное так и следующее  этим принципам, хотя материальные предпосылки  и духовные интенции могли быть налицо.

Т. Парсонс провел очень четкие различия между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь – процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, – это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о реальности.

Он же, анализируя культурные процессы, вывел понятие генерализованной ценности – господствующих идейных представлений. В современном обществе западного типа это свобода, демократия, личность.

Производство и социальные отношения выполняют в обществе мужскую функцию: они дестабилизируют, разрушают стереотипы, движут общество вперед.

Культура, по мнению Т. Парсонса, выполняет женскую функцию, обеспечивая трансляцию, наследование, стабильность, консервацию общественных отношений.

Социологи также выявили, что только на определенных этапах цивилизационного развития материальное доминирует, определяя культуру и способ жизни общества в целом. В более высокоразвитых обществах доминирует культура.

Культура рассматривается  в социологии как сложное, динамичное образование, имеющее социальную природу  и выражающееся в социальных отношения, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных  социальных ситуациях. Объектом социального исследования является конкретное изучение распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

В этом контексте социология изучает широко   распространенные устойчивые и повторяющиеся во времени  многообразные формы отношений  членов социальных общностей, групп  и обществ в целом с природным  и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет  определить уровень развития культуры сообществ и следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

В социологии под культурой  в широком смысле этого слова  понимают специфическую, генетически  не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура практикуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. О социологии культуры -  нужно говорить как о конкретной, специфической отрасли знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры, и соответственно, изучает социальные закономерности развитие культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности. Социология культуры призвана раскрывать противоречивые тенденции, факторы, влияющие на культурогенез, иначе говоря, на общую социологическую картину культуры. Каждое из составляющих это знание – целый пласт чрезвычайно сложных и взаимообусловленных элементов: творческая деятельность и способ («технология») человеческой деятельности; создание, усвоение, сохранение и трансляция идей, представлений, культурных норм и ценностей; ступени формирования этих ценностей; количественный и качественный анализ культурных явлений и т.п.

Социология культуры или  социальная культура - это одно из ведущих  направлений в западной культурологии, сложившееся к началу XX века как результат интенсивного развития наук об обществе и месте в нем человека, и введенное впервые как понятие в социологическую науку М. Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействие на общество и социальное поведение человека. Традиционно этот подход можно обозначить как аксиологический (или ценностный). С точки зрения деятельностного подхода, культурное и социальное представляют как соотношение целого и его части, а не как соотношение целого и его качества.

По Л. Уайту, культура рассматривается  лишь как аспект социальных взаимосвязей, а социология не может отделить культурное от социального. При социологическом изучении культуры особое значение имеет определение подхода или аспекта, выделение ценностного или деятельного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, произвести анализ на различных иерархических уровнях, используя методы двух наук. Наиболее значительными представителями социологии культуры, чьи исследования поставили общие теоретические и методологические вопросы в этих областях, определили будущее социологии культуры как науки, можно считать М.Вебера и А.Вебера, Т. Парсонса, Лесли Уайта, Р.Мертона, А.Моля и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ  КУЛЬТУРЫ: ЦЕННОСТИ, ВЕРОВАНИЕ, ОБЫЧАИ, НОРМЫ, ЯЗЫК, ТЕХНИКА. КУЛЬТУРНЫЕ  УНИВЕРСАЛИИ.

 

Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культурантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.

К таким универсальным  компонентам М. Мид и К. Клакхон относят следующие элементы общества:

• язык, как символику и смыслы действий (знаки и значения);

• ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;

• символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;

• типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.);

• образцы и эталоны поведения.

С позиций фрейдизма в  свою очередь удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два  непременных элемента:

1) правила брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную культуру воспроизводства;

Информация о работе Культура в социологии